Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение несплошного текста на уроке русского языка и литературы в 8 классе на тему «Волшебная власть воды»

Спецвыпуск
15.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Карасаева, Ж. М. Применение несплошного текста на уроке русского языка и литературы в 8 классе на тему «Волшебная власть воды» / Ж. М. Карасаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124935/.


В статье рекомендуется план урока для учителей русского языка и литературы в целях формирования компетентностного подхода к работе с несплошными текстами на уроках русского языка. Современный мир заполнен несплошными текстами: из них нужно уметь извлекать нужную тебе информацию. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Достижением на уроке явилась работа с несплошным текстом — инфографикой. Для формирования читательской грамотности на уроке учащимися представлены задания на развитие таких читательских навыков, как умение находить и извлекать информацию из текста, интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслить, оценить, чтобы решать учебные и практические задачи, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, вступать в коммуникацию.

The article recommends a lesson plan for teachers of Russian language and literature in order to develop a competency-based approach to working with non-continuous texts in Russian language lessons. The modern world is filled with non-continuous texts: you need to be able to extract the information you need from them. There is a need to teach students to work with such texts so that they can freely navigate the modern linguistic space. The achievement of the lesson was working with non-continuous text — infographics. In order to develop reading literacy in the lesson, students are scheduled to complete tasks to develop such reading skills as the ability to find and extract information from a text, integrate and interpret information, comprehend, evaluate in order to solve educational and practical problems, achieve their goals, expand their knowledge and capabilities, and engage in communication.

В жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами. Из них нужно уметь извлекать нужную тебе информацию. Современный мир заполнен несплошными текстами: билборды, рекламные щиты, приглашения на презентации, билеты, квитанции — можно продолжать бесконечно. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность ребенка [1]. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Дети не любят работать со сплошными текстами большого объёма, поэтому, если научить их эффективно извлекать информацию из несплошных текстов, это улучшит их навыки чтения и письма.

При работе с несплошными текстами учащиеся прежде всего учится понимать разные типы текстов, особенно специальные, сопоставлять визуальный знак с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Эти умения, конечно же, пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Я думаю, что в целях формирования компетентностного подхода работе с несплошными текстами на уроках русского языка на сегодня необходимо уделять особое внимание

Анализ урока русского языка и литературы в 8 классе

Раздел: «Вода — источник жизни»

Тема «Волшебная власть воды»

Цели обучения: 8.2.3— соблюдать синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления, употребления причастных и деепричастных оборотов; 8.3.7. 1— извлекать необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность, ценность; 8.5.2.1 — использовать причастные обороты и заменять их синонимичными конструкциями.

Цели урока:

Учащиеся к концу урока

— извлекают необходимую информацию из несплошного текста, определяя ее полезность, ценность;

— употребляют предложения с причастными и деепричастными оборотами в устном высказывании;

— соблюдают синтаксические нормы, включающие правила употребления причастных и деепричастных оборотов.

Моя главная педагогическая задача — пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Для себя я отметила, что для повышения качества знаний учащихся нужны следующие успехи:

— качественная подготовка к уроку,

— коллаборативная среда,

— контроль за качеством знаний.

Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, помогают мне в успешном решении данной задачи.

В своей работе активно использую следующие технологии обучения:

— групповые технологии (работа в парах, в группах);

— проблемно-поисковое обучение;

— технологии дифференцированного обучения;

— технология использования игровых методов.

Я — влюблённый в своё дело педагог, неустанно ищущий новые приёмы и задания для улучшения своей педагогической практики. Данный урок был начат с постановки проблемного вопроса, исходящего от эпиграфа урока. Учащиеся отвечали, опираясь на свой жизненный опыт и межпредметные знания. Собирая пазл своей цитаты, учащиеся не только объединились в рабочие группы, но и познакомились с новыми изречениями о воде как источнике жизни на Земле. Мною были озвучены тема урока, цели, критерии оценивания и ожидаемые результаты. На каждом этапе урока я использовала словесное поощрение, вселявшее уверенность каждому ученику.

На уроке учитывался множественный интеллект по Гарднеру, поэтому старалась предпринять разные формы работ, использовал ТСО, принял во внимание, как ученики будут воспринимать мир и информацию, какая у них мотивация к действиям и как они будут принимать решения по достижению цели урока, какую поддержку от учителя могут принять. Мастерски прошел переход от просмотра видео и обсуждения вопросов по нему к грамматической части — использованию причастий и деепричастий, их роли, пунктуации при них.

В начале урока планируется работа для создания коллаборативной среды (стратегия «Вращающийся круг»). Деление на группы проводится по пазлам цитат о воде «Вода — источник жизни на земле», «Вода — бесценное богатство природы». После того как учащиеся вытягивают свою частичку пазла, им необходимо найти остальных участников группы и собрать цитату воедино. Это первый урок по разделу. Для формирования читательской грамотности на уроке учащимися мною запланированы задания на развитие таких читательских навыков, как умение находить и извлекать информацию из текста, интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслить, оценить, чтобы решать учебные и практические задачи, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, вступать в коммуникацию.

Для этого мною были разработаны задания в парах, в группах и индивидуальные задания. Также соблюдены все этапы работы с текстом. В предтекстовом этапе учащиеся по QR коду находят аудиовизуальный контент, знакомятся с содержанием текста и отвечают на вопросы, обращают внимание на преобразованные предложения и дальше по QR коду распознают грамматический материал. Учащиеся преобразовывают предложения по данному образцу, тем самым отрабатывают грамматический материал: соблюдают синтаксические нормы, включающие правила употребления причастных и деепричастных оборотов.

В текстовом этапе по QR коду знакомятся с содержанием несплошного текста-инфографики «Когда пить воду». Моим достижением на уроке явилась работа с несплошным текстом — инфографикой. Работая с инфографикой, учащиеся заполняли недостающую информацию и проверяли по марк-схеме, на основе извлеченной информации составляются собственные тексты — разработали в группах алгоритм, как принимать воду в течение дня. Далее включила небольшое усложнение — ученик в группе объясняет на материале инфографики, как правильно пить воду, доказывая ее полезность, ценность, используют причастные и деепричастные обороты. И эта работа оценивалась самими учениками по дескрипторам. Обучающиеся понимали, что есть критерии оценивания и есть дескрипторы, согласно которым можно выполнять задание и можно оценить одноклассника и себя. И надо сказать, что задания были дифференцированы по сложности, следовательно, и дескрипторы были обязательные для всех и немного усложнённые (по выбору самих учащихся). Было заметно, что школьники знают свои силы, понимают, что от них требуется, смогут ли справиться. Более уверенные ребята справлялись с усложнением в задании. Во всём этом заслуга учителя.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В ходе урока ученики в парах сканируют текст, в тетрадях выполняют задание: заполняют недостающую информацию, вставляя 2–3 слова вместо пропусков. Ученики в парах обмениваются тетрадями и с помощью предоставленной учителем поддержки проверяют друг друга. В продолжении урока ученики вырабатывают алгоритм, как принимать воду в течение дня, заполняют таблицу и определяют ее полезность, ценность. Для ребенка с особыми образовательными потребностями мною разработано адаптированное задание, где он тоже вырабатывает алгоритм, для этого ему предоставлена поддержка учителя. В послетекстовом этапе очень помогут мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль. Во время работы в группах учащиеся объясняют, как правильно пить воду. Каждая группа работает с отдельными приемами, доказывая полезность, ценность воды, используя в своем выступлении\ причастные и деепричастные обороты. Группы оценят друг друга по дескрипторам. Таким образом, групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствует умению общаться. То есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Далее каждый ученик индивидуально выполняет свою персональную дифференцированную работу. Работа оценивается по дескрипторам в 10 баллов. В ходе работы определяют тему и цель текста, определяют достоверность информации, составляют алгоритм потребления воды в течение дня, также преобразовывают предложения, соблюдая синтаксические нормы, включающие правила употребления причастных и деепричастных оборотов

Задания открытого и закрытого типа, выбранные мною, помогут в достижении целей и критериев оценивания, таким образом способствуют ученикам овладеть знаниями. В ходе планирования урока я стараюсь вовлечь всех учеников в учебный процесс, задания выбирала соответствующие возрастным особенностям детей и направленные на развитие мышления детей.

Задание (для ученика с ООП) для детей с особыми образовательными потребностями (легкая форма аутизма). Ученик с ООП: ограниченная устная и письменная речь, невосприимчивый, недостаточная обучаемость, повышенная возбудимость, конструировать.

Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, если соблюдаются преемственность в учебном процессе, то использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дают высокие результаты.

Литература:

  1. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. М., 2005. № 6. С. 115– 123.
  2. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка.
  3. Большакова Л. С. О содержании понятия «Поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. № 63. С. 19–24.
  4. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С.71–79.
  5. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Дрофа, 2004.
  6. Величко Л. И. «Работа над текстом на уроках русского языка».-М., 1983. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Флинта, Наука, 1998.
  7. Ипполитова Н. А. «Текст в системе изучения русского языка в школе».-М., 1992.
  8. Ишматова А. А., Пупышева Е. Л. Поликодовый текст в системе обучения русскому языку: ступень основного общего образования // Молодой ученый. — 2019. — № 23. с.
  9. Русский язык и литература. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. У. А. Жанпейс, Н. А. Озекбаева, Р. Д. Даркембаева. Г. А. Атембаева.-Алматы: «Атамұра», 2018.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный