Конфликт как форма взаимодействия между людьми сопровождает человечество на всех этапах его развития. В образовательной среде как в сложной социальной системе конфликты занимают особое место, поскольку напрямую влияют на эффективность учебного процесса и эмоциональное состояние его участников.
Особую актуальность данная проблема приобретает в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), где обучающиеся находятся в переходном возрасте, характеризующемся интенсивным личностным и социальным становлением. В этих условиях педагогическое взаимодействие выходит за рамки простой передачи знаний и приобретает более глубокий, ценностно-ориентированный характер.
Преподаватель, реализуя учебную программу, одновременно выполняет воспитательные и регулирующие функции. Такой формат взаимодействия предполагает элементы подчинения, следования установленным нормам и требованиям, что нередко воспринимается обучающимися как угроза их авторитету среди сверстников и личной автономии. В результате возрастает вероятность возникновения недопонимания, напряжённости и, как следствие, конфликтов. Кроме того, образовательная среда включает не только преподавателя и обучающегося, но и других участников — прежде всего законных представителей обучающихся, а также администрацию образовательного учреждения. Каждый из этих участников может оказывать влияние на развитие конфликта, способствуя как его разрешению, так и обострению.
Таким образом, преподаватель осуществляет профессиональную деятельность в условиях характеризующихся высокой вероятностью возникновения конфликта. От уровня его способности предупреждать конфликты во многом зависит качество образовательного процесса. Это придаёт особую значимость изучению роли преподавателя СПО в предупреждении конфликтов и определяет актуальность заявленной темы.
Целью статьи является теоретическое осмысление роли преподавателя среднего профессионального образования в предупреждении конфликтов в образовательной среде.
Для более глубокого понимания роли преподавателя в предупреждении конфликтов необходимо определить ключевые термины, связанные с конфликтной ситуацией в образовательной среде.
В энциклопедическом словаре конфликт трактуется как столкновение сторон, мнений, сил [1].
Американский социолог Льюис Козер рассматривал конфликт как борьбу за ценности и за признание определённого социального статуса. По его мнению, целью участников конфликта является стремление ослабить, нейтрализовать, нанести ущерб или устранить оппонента [2].
Российский учёный Е. М. Басова подчёркивает, что конфликт представляет собой крайнюю форму проявления социальных противоречий, выражающуюся в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным расхождением их интересов, целей и направлений развития [3].
По мнению профессора Ю. Г. Запрудского, конфликт — это открытое или скрытое противостояние, возникающее вследствие объективного расхождения интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, выражающееся в прямом или опосредованном столкновении социальных сил, направленном против существующего общественного порядка [4].
С позиции настоящего исследования наиболее полно природу конфликта в образовательной среде раскрывает подход Е. М. Басова, акцентирующий внимание на социальной обусловленности и системной природе противоречий.
В контексте образовательного взаимодействий понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» нередко отождествляются. Однако, на наш взгляд, такое отождествление не вполне корректно. Конфликтная ситуация может рассматриваться как предконфликтная стадия, то есть совокупность условий и предпосылок, создающих почву для возникновения конфликта, но ещё не перешедших в его открытую форму. Она становится частью конфликта лишь в случае, если имеющееся противоречие не будет своевременно выявлено и разрешено.
Подобного взгляда придерживается и М. Дойч, подчёркивая, что «конфликтная ситуация возникает тогда, когда действия одной стороны могут помешать достижению целей другой стороны, даже если ни одна из сторон ещё не начала активного взаимодействия» [5].
Предупреждение конфликта в образовательной среде — это процесс раннего выявления потенциальных противоречий и управления взаимодействием участников таким образом, чтобы не допустить развития этих противоречий в открытую фазу конфликта. То есть, фактически предупредить конфликт — значит не допустить возникновения конфликтной ситуации, либо своевременно решить её, не доводя до эскалации.
В деятельности преподавателя предупреждение конфликтов реализуется через наблюдательность, точную диагностику изменений в поведении обучающихся, выстраивание устойчивой коммуникации, оперативное реагирование на проявления напряжённости и создание среды, в которой каждый участник образовательного процесса чувствует себя уважаемым и услышанным.
Работа в данном направлении осложняется спецификой контингента обучающихся СПО, которая заключается в разнообразии социального и культурного опыта, различной степени мотивации к обучению, а также в более высокой вероятности ролевых и ценностных столкновений с преподавателями. Это требует от педагога не только чуткости, но и готовности к гибкому управлению взаимодействием в потенциально напряжённых ситуациях.
Важно отметить, что педагог, несмотря на свою роль в процессе обучения, нередко становится инициатором конфликта, если не умеет правильно выстраивать взаимодействие с обучающимися, давать конструктивную обратную связь и адекватно реагировать на их поведение и слова. Предупреждение конфликта начинается с осознания преподавателем своей роли и ответственности в процессе работы с обучающимися. Особенность такой работы преподавателя заключается в том, что он является носителем и образцом норм, порядка и установленных правил. Это придает преподавателю авторитет среди обучающихся и делает его ключевым субъектом, способным не только предотвращать появление потенциальных конфликтных ситуаций, но и вовремя направлять их в конструктивное русло.
Исходя из этого, важность роли преподавателя в предупреждении конфликтов заключается в его способности:
— Быстро выявлять потенциальные источники конфликта, используя чуткость и внимательность к изменениям в поведении студентов;
— Предоставлять конструктивную обратную связь, что является важнейшей частью педагогической практики, и тем самым устранять недопонимания до того, как они перерастут в открытые конфликты;
— Оказывать влияние на эмоциональное состояние обучающихся, создавая в учебной группе атмосферу доверия и уважения;
— Управлять конфликтами, превращая их в возможности для обучения и личностного роста как для обучающихся, так и для себя.
Таким образом, роль преподавателя в предупреждении конфликтов в образовательной среде не ограничивается лишь педагогическим процессом. Преподаватель становится ключевым субъектом, способствующим минимизации числа конфликтных ситуаций и открытых конфликтов через свою профессиональную и личностную компетентность, что в свою очередь способствует созданию позитивной и продуктивной образовательной среды.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/162874 (дата обращения: 12.05.2025).
- Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences / ed. D. L. Sills. — Vol. 3. — New York: Macmillan, 1968. — P. 76–81.
- Дмитриев А. В., Запрудский Ю. Г., Казимирчук В. П. Основы конфликтологии: учебное пособие. — Москва: Юристъ, 1996. — 112 с.
- Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт: политологический анализ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1992. — 96 с.
- Deutsch M. The Resolution of Conflict: Constructive and Destructive Processes. — New Haven: Yale University Press, 1973. — 420 p.