Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Представление о родителях как фактор психологического благополучия старших подростков

Психология
19.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Каганович, С. А. Представление о родителях как фактор психологического благополучия старших подростков / С. А. Каганович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 654-655. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125433/.


Старший подростковый возраст — особый период в жизни человека, период значительных физиологических и психологических изменений, трансформации из ребёнка во взрослого. Старшие подростки самоопределяются, осваивают новое для себя поведение, они стремятся быть значимыми и хотят, чтобы с их мнением считались, именно в этом возрасте формируется образ собственного Я. И для родителей, близких взрослых этот период тоже особенный, требующий внимания и чуткости, развития нового взгляда и отношения к подрастающему и стремительно меняющемуся, иногда неузнаваемому, ребёнку. Осваивая новые социальные роли, старший подросток может сталкиваться с трудностями, сложным выбором, ошибками, неудачами, и в такие моменты очень важно, чтобы у него была возможность, без опасения быть отвергнутым или униженным, обратиться за помощью и участием, доверить сокровенное, интимное взрослому, почувствовать поддержку и понимание.

Сами по себе доверительные отношения — такой тип отношений между людьми (друзьями, партнерами, в семье, между учителем и учеником), который характеризуется взаимной верой друг в друга, в честность, искренность, добросовестность и порядочность. В доверительных отношениях можно самораскрываться, делиться личными чувствами и мыслями без опасений предательства. Основными функциями доверительных отношений можно считать психологическое облегчение; обратную связь в процессе самопознания; психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

Поскольку семья является одним из важнейших институтов воспитания и первичной социализации детей, она оказывает большое влияние на эмоциональное, духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, закладывает фундамент, основание будущей жизни. Взаимодействие с окружающим миром, выстраивание отношений, взгляд на мир воспитываются и формируются под воздействием близких людей, в первую, очередь, семьи. Образы семьи, родителей, семейные ценности во многом определяют характер поведения и развития ребёнка. Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на всю его дальнейшую жизнь, является стиль воспитания, которого придерживаются родители ребенка, педагоги и другие значимые для него взрослые.

Семьи, в которых родители при воспитании подростков опираются на стабильные, уважительные отношения с ними, представляют собой авторитет для подрастающего поколения — в таких семьях у подростков отмечается большая удовлетворенность жизнью, у них чаще складываются дружественные отношения со сверстниками, они более открыты к общению, имеют адекватную самооценку, позволяющую правильно оценивать отношения в семье, с друзьями и в школе. Если же в семье складываются авторитарные отношения, не допускающие иного мнения, кроме родительского, практикующие жестокость и грубость, у подростков формируется низкая самооценка, проявляются агрессивное поведение и негативное отношение к товарищам. Отсутствие доверительной атмосферы в семье негативно сказывается на социализации подростков, успешности их учебной деятельности и характере общения со сверстниками и внешним миром. [1].

Обнаружена прямая связь между детско-родительскими отношениями и самоотношением в подростковом возрасте, которая, в случае негативных внутрисемейных отношений, но также при неадекватной, излишне позитивной оценке со стороны родителей и «залюбливании» ребенка, приводит к неприятию подростком собственного «Я» и развитию у него внутреннего конфликта, перерастающего во внешний. Самообвинение подростка переходит в критические формы и при условии полного игнорирования родителями его потребностей. Также формирующее влияние на представление подростка об оценке окружающих оказывает общий уровень конфликтности в семье: ребенок из семьи, где конфликты редкость, ожидает позитивного отношения к себе от знакомых [2]. В случае же, когда конфликт в семье норма, это представление переносится подростком на все и ведет к установлению конфликтных отношений со всем окружающим миром. Подросткам, чувствующим поддержку родителей, позитивный интерес проще устанавливать новые связи во внешнем мире, справляться с вызовами и осваивать новый опыт.

Представляется важным и актуальным провести исследования, определить, есть ли связь психологического благополучия старших подростков и их представлений о родителях. Для определения уровня психологического благополучия планируется использование методики К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005 г.) [4], а для исследования представлений старших подростков о родителях опросник «Подростки о родителях» на основе методики Е. Шафера (адаптация Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной, 2001 г.) [5].

На основании полученных данных специалисты-практики, психологи, педагоги смогут разрабатывать психолого-педагогические мероприятия, тренинги по повышению психологического благополучия не только старших подростков, но и детей различных возрастов, младших подростков, а также планировать деятельность по профилактике девиантного поведения. Материалы данного исследования могут использоваться и в просветительской работы с родителями и педагогами в форме лекций и вебинаров.

Литература:

  1. Елагина В. С., Резник Н. А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том. 5, № 4. с. 13–22. doi:10.17759/psylaw.2024000002
  2. Харитонова И. В., Сукиасян С. А. Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 6 (72). URL:ttps://7universum.com/ru/psy/archive/item/9546
  3. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций, методика исследования) // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95–130.
  4. Рифф К. Основы формирования личности/ К. Рифф. — М.: Наука, 2015.
  5. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: «ФАРМиндекс», 2001. 68 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 654-655):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 654-655стр. 709

Молодой учёный