Интернет, являясь неотъемлемой частью современной жизни, предоставляет огромные возможности для получения знаний, общения и развития. Однако, наряду с этим, сеть Интернет содержит значительное количество негативной информации, предоставляющей угрозу для физического, психического и нравственного здоровья детей. В связи с этим, деятельность прокурора по защите детей от негативной информации в сети Интернет приобретает особую актуальность. Правовую основу деятельности прокурора по защиту детей от негативной информации в сети Интернет составляют Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], Федеральный закон от 29.12.2010 Г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3].
Действующим законодательством на лиц, предоставляющих доступ к сети Интернет, возложена обязанность по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Однако, мониторинг сети Интернет, проводимый органами прокуратуры, выявляет многочисленные случаи распространения пропаганды наркомании, порнографии, антиобщественного поведения, суицида и информации, наносящий вред детям. При этом, зачастую фиксируется бездействие со стороны провайдеров хостинга и владельцев сайтов, не принимающих должных мер по выявлению и ограничению доступа к подобному контенту.
К примеру, согласно данным, представленным прокуратурой г. Москвы по итогам 2024 г. в рассматриваемой сфере, прокурорами города был предпринят ряд мер, направленных на ограничение доступа к негативному контенту в сети Интернет. В частности, в судебном порядке было инициировано признание запрещенной на территории РФ информации, размещенной на 810 интернет-ресурсах. Кроме того, во внесудебном порядке, по инициативе прокуратуры, прекращена работа 452 интернет-ресурсов, распространяющих информацию, негативно влияющую на несовершеннолетних. В целом, в 2024 г. московские прокуроры выявили значительное количество нарушений законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних (18,4 тыс.), что повлекло за собой применение различных мер прокурорского реагирования, а также подано в суды 1,1 тыс. исковых заявлений. Данная статистика лишь по одному из субъектов РФ свидетельствует об активной позиции органов прокуратуры в вопросах защиты детей [4].
Прокурорам предписано систематически проверять соблюдение законодательства в деятельности СМИ, образовательных и культурных учреждений, привлекая к ответственности виновных в распространении негативной информации (Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 188 от 26.11.2007 г. [5]). Особую роль играет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере защиты детства, с целью выработки эффективных стратегий противодействия распространению вредоносной информации. Важным направлением является также повышение правовой грамотности детей и их родителей, обучение навыкам безопасного использования сети Интернет и критической оценки информации.
Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. определяет Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Рособрнадзор в качестве субъектов государственного надзора в этой сфере. Однако, представляется упущением невключение в данной перечень прокуратуры РФ, поскольку прокуроры также принимают меры по защите прав несовершеннолетних, в том числе в сфере информационной безопасности, посредством мер прокурорского реагирования. В частности, прокуроры инициируют блокировку сайтов, распространяющий противоправный контент, вносят представления об устранении нарушений в адрес организаций, не обеспечивающих надлежащую фильтрацию контента, инициируют возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении лиц, виновных в распространении информации.
В связи с этим, целесообразно внести изменения в ст. 20 Федерального закона № 436-ФЗ от 29.12.2010 г., законодательно закрепив роль прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Важным направлением является также совершенствование законодательства, регулирующего ответственность провайдеров хостинга и владельцев сайтов за несоблюдение требований по защите детей от негативной информации.
Таким образом, эффективная защита детей от негативной информации в сети Интернет требует не только активной деятельности прокуратуры с использованием существующих правовых инструментов, но и совершенствования законодательства, закрепляющего ее роль в системе органов, осуществляющих надзор в данной сфере, в том числе внедрение современных технологий мониторинга и повышения правовой грамотности участников информационного пространства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
- Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2024. № 41. Ст. 6059.
- Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48; 2024. № 49 (часть IV). Ст. 7429.
- Прокуратура Москвы добилась закрытия 452 интернет-ресурсов, негативно влиявших на детей // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/23052639?ysclid=m851jif6d2158996877 (дата рождения: 11.03.2025).
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256734/?ysclid=m851gjs3co172517836 (дата рождения: 11.03.2025).