Встатье рассматриваются современные подходы к обучению, направленные на развитие критического мышления и творческих способностей студентов через активное участие в учебном процессе. Автор отмечает преимущества активных методов обучения для повышения мотивации студентов и формирования их общего интереса к предмету, а также делится опытом практического внедрения этих методов на конкретных примерах.
Ключевые слова: методы, литература, дисциплина, технологии, учебная игра, задания, креативность.
The article discusses modern approaches to teaching aimed at developing critical thinking and creative abilities in students through active participation in the learning process. The author highlights the advantages of active teaching methods in enhancing student motivation and fostering a general interest in the subject, as well as sharing practical experience of implementing these methods through specific examples.
Keywords: methods, literature, discipline, technologies, educational game, tasks, creativity.
Изучение дисциплины «Античная литература и зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» направлено на освоение художественного наследия литературы Античности, средних веков и эпохи Возрождения с позиции становления и развития жанровой системы, формирование интереса к мировой художественной культуре, развитие художественно-эстетического вкуса и чувств, творческих способностей, адекватного восприятия произведений указанных периодов.
Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения. Активные методы обучения — методы обучения, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские лабораторные работы, метод развивающего обучения, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа на уроках жизненных ситуаций и др. [1, с. 7].
Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы: цели и задачи обучения; содержание определенной науки и темы; принципы обучения и позиция преподавателя; познавательные способности и интересы обучающихся; время.
С учетом вышесказанного, на занятиях по дисциплине «Античная литература и зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» применяются активные методы обучения, которые позволяют не только достичь поставленных педагогических задач, но и разнообразить деятельность студентов и повысить их заинтересованность в предмете. Прежде всего к ним относятся: лекция-визуализация, проблемная лекция, ролевая игра.
Следует отметить, что изучение литературы сегодня немыслимо без использования мультимедийных технологий. Мультимедийные презентации, видеоролики, видеофильмы служат эффективными средствами при использовании любого из перечисленных методов, позволяя значительно повысить мотивацию обучающихся.
В преподавании данного курса желательно использовать такие формы наглядности, которые не только бы дополняли лекционный материал, но и в большей степени сами являлись носителями учебной информации. Во многом решить данную проблему позволяет метод «лекция-визуализация». Суть подготовки данной лекции преподавателем заключается в том, чтобы переработать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студенческой группе подготовленных наглядных материалов через технические средства обучения. Такие лекции наполнены научностью, доступностью, аргументированностью, единством формы и содержания, доступностью для восприятия аудиторией [2]. Результаты от использования этого вида лекции на этапе знакомства студентов с новой темой будут более продуктивными. К примеру, для ознакомления студентов с культурой средних веков их вниманию были представлены изображения рыцарей, рыцарских доспехов, жизни того периода, видеоролики «Король Артур», «Тристан и Изольда». К этой работе следует привлекать студентов, у которых благодаря этому будут формироваться соответствующие умения, повышаться заинтересованность к предмету.
Задача преподавателя при использовании проблемной лекции — создать проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи.
Примером может служить лекция по решению проблемы возникновения городской литературы Средневековья. В ходе лекции были выявлены интенсивные сдвиги в общественной, политической и культурной жизни государств Западной Европы (быстрый рост городов, развитие внешней торговли, философской мысли), которые и послужили причиной зарождения городской литературы как нового жанра.
Одним из самых эффективных методов изучения Античности на уроках литературы является творческий метод инсценировки мифов и их фрагментов. Аудитория была разделена на три группы. 1 группа готовилась представить спасение Орфеем Эвридики из царства Аида, 2 группа инсценировала спор богинь из мифа «Яблоко раздора», 3 группа — один из подвигов Геракла.
Среди наиболее часто используемых методов на занятиях по литературе следует выделить игру. Игра относится к активным методам обучения, так как она позволяет активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность в их работе и привнести творчество в обучение. В преподавании курса «Античная литература и зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» целесообразнее использовать ролевую игру. Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, завершением раздела или дисциплины в целом. Так, по завершении темы «Разновидности древнегреческой прозы. Виды красноречия» может быть проведена игра «Судебное заседание». Студенты выступают в «роли» представителей судебного красноречия Горгия, Лисия, Исократа и др.
Одним из активных методов обучения являются креативные задания. Например, студентам можно предложить следующие задания: создание современного прочтения древнегреческого мифа, написание письма от имени героя античного произведения или сочинение продолжения известного произведения эпохи Возрождения. Студенты также могут создавать блоги, форумы или подкасты, посвященные античной литературе, литературе Средневековья и эпохи Возрождения, в которых они делятся своими мыслями и анализами прочитанных произведений.
Такие методы и приемы, как дискуссия и дебаты помогут студентам глубже понять и осмыслить материал. Студенты могут быть разделены на группы, каждая из которых будет защищать свою точку зрения по обсуждаемой теме (например, «Роль мифа в античной литературе» или «Идеи гуманизма в произведениях эпохи Возрождения»). Дебаты могут быть организованы на основе ключевых вопросов, например: «Как идеалы античности повлияли на литературу эпохи Возрождения?»
Просмотром видеофильмов завершается цикл занятий по какой-либо теме. Это могут быть как документальные, так и художественные фильмы. Студенты заранее получают задание на ознакомление с конкретным учебным материалом, что логично должно подготавливать их к просмотру видеоматериала. К примеру, после завершения темы «Литература Древней Греции» вниманию студентов представляется фильм «Геракл: начало легенды», сюжет которого содержит мифы Древней Греции. Перед просмотром фильма студентам объясняется, на какие сюжеты они должны обратить особое внимание. По завершении темы «Литература Древнего Рима» студентам можно продемонстрировать фильм «Гладиатор». По завершении темы «Рыцарская литература» обучающимся предлагается просмотреть фильм «Ивейн, или Рыцарь со львом». По завершении темы «Английское Возрождение» можно просмотреть одну из трагедий У. Шекспира и сравнить экранизацию с литературным первоисточником. Данные фильмы наилучшим способом позволяют окунуться в эпоху того времени и надолго закрепляют в памяти знания по пройденному материалу.
В заключении отметим, что все перечисленные формы работы оказались весьма результативными. Обучающиеся самостоятельно готовили материал, наглядные примеры в виде презентаций, делились им с одногруппниками, внимательно друг друга слушали, задавали интересующие вопросы друг другу, охотно вступали в диалог. Активные методы обучения позволили студентам показать свои способности и умения, каждому из них удалось проявить себя, поработать активно, в команде.
Литература:
- Кунцевич З. С. Педагогика высшей школы. Терминологический словарь-справочник. Витебск: ВГМУ, 2008. — 43 с.
- Павленко-Илларионова К. А. Лекция как предмет активного обучения // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 402– 404.