В современном информационном обществе утверждается новая образовательная парадигма — персонализированное обучение. Его содержательным ядром является нейродидактика, исследующая закономерности обучения, связанные с особенностями деятельности высших психических функций мозга. Образовательные возможности нейродидактики легли в основу персонализации учебной деятельности, определения основных технологий формирования метапредметных результатов обучения и их освоения обучающимися, что, в свою очередь, обусловило их персонификацию. Инновационным трендом его модернизации станет нейрообразование, центральным компонентом которого является нейродидактика.
Ключевые слова : нейродидактика, персонализированное обучение, нейрообразование, персонализация образования, персонификация обучающихся.
In the modern information society, a new educational paradigm is being established — personalized learning. Its content core is neurodidactics, which studies the patterns of learning associated with the peculiarities of the activity of higher mental functions of the brain
The educational possibilities of neurodidactics formed the basis for the personalization of educational activities, the definition of the main technologies for the formation of meta-subject learning outcomes and their mastery by students, which, in turn, determined their personification.The innovative trend of its modernization will be neuroeducation, the central component of which is neurodidactics.
Keywords: neurodidactics, personalized learning, neuroeducation, personalization of education, personalization of students.
В жизни человека обучение занимает особое место. Основной смысл любого обучения — это познание окружающей действительности, познание себя и других. Человек обладает способностью к обучению благодаря особенностям своего мозга, у которого есть врожденные функции категоризации и структурирования. Как интегративная дисциплина нейродидактика объединяет в себе многочисленные теоретические идеи и эмпирические данные о закономерностях работы мозга в ситуации обучения.
В современном индустриальном (цифровом) обществе широкое распространение получило развитие нейронаук: нейробиологии, нейрофизиологии и нейропсихологии. Ученые — лауреаты Нобелевской премии, анализируя развитие постнауки, сделали вывод, что самым важным направлением исследований в настоящее время является изучение областей, связанных с психофизиологическими особенностями функционирования человеческого мозга [1, c. 52]. Что такое нейродидактика?
В последние 10 лет в нейропсихологии утвердилось новое междисциплинарное направление — нейрообразование. Его предметом являются образовательные возможности когнитивных функций мозга и нервной системы, а целью — повышение эффективности познавательной и социально-профессиональной деятельности обучающихся. Содержательным ядром нейрообразования является нейродидактика, которая, в первую очередь, обеспечивает персонализацию учебной деятельности и развитие персонификации обучающихся.
Нейродидактика — это направление в педагогике, основанное на данных нейронаук о функционировании мозга и когнитивных процессов, влияющих на обучение. В отличие от традиционной дидактики, она учитывает биологические и психологические особенности восприятия информации, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса [2, c. 87].
Она предлагает новые подходы к обучению, основанные на понимании того, как работает мозг ученика в процессе восприятия, обработки и хранения информации. Достижения нейронаук и созданных на их основе нейротехнологий стали широко использоваться на производстве, в здравоохранении, силовых структурах, СМИ и, конечно, в образовании. Цель нейродидактики — активизация познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и обеспечение эмоционально-волевой регуляции учебной деятельности, то есть не только обобщить эти сведения, но и представить их в той форме, чтобы обучение шло максимально эффективно.
Сегодня нейродидактика — это относительно молодая междисциплинарная область научного знания, где результаты исследований мозга и закономерностей его функционирования используются с целью найти наиболее эффективные принципы и методы организации учебного процесса.
Термин «нейродидактика» (Neurodidaktics) предложен Герхардом Прайсом, специалистом по дошкольному математическому образованию, в 1988 году. Для того чтобы подчеркнуть междисциплинарность новой области исследований, Прайс попытался объединить результаты исследований в нейронауке, дидактике, психологии, теории обучения и других смежных дисциплинах [3, c. 103].
Персонализация учебной деятельности нацелена на формирование метапредметных результатов: социально-профессиональной компетентности, надпредметных компетенций (softskills) и метакомпетенций (самостоятельность, ответственность, рефлексивность, коммуникативность и др.)
Нейродидактика опирается на фундаментальное понимание того, как человеческий мозг воспринимает, обрабатывает и запоминает информацию. Это позволяет педагогам не только адаптировать содержание и форму подачи учебного материала, но и развивать мотивацию, критическое мышление и устойчивость к интеллектуальным нагрузкам. В отличие от традиционной дидактики, где процесс преподавания строится на передаче готовых знаний, нейродидактика стремится вовлечь учащегося в активное конструирование знаний с опорой на когнитивные и эмоциональные процессы.
Одной из ключевых особенностей нейродидактики является использование эмоциональной окраски обучения. Эмоции играют критическую роль в процессе запоминания: события и факты, вызывающие эмоциональный отклик, запоминаются лучше и надолго. В этом контексте значимыми становятся такие подходы, как сторителлинг, элементы геймификации, использование визуальных образов и интерактивных методов.
Кроме того, нейродидактика учитывает индивидуальные особенности мозга каждого ученика — скорость восприятия, объем рабочей памяти, тип мышления. Это требует гибкости в преподавании и использования дифференцированных методов: визуального, аудиального и кинестетического представления информации, а также создания условий для саморефлексии и самооценки.Некорректное распространение результатов нейронауки в педагогику зачастую приводит к формированию мифов, следование которым не только бесполезно, но и может быть опасным для обучающихся. Например, у современных учителей сложилось представление о том, что левое полушарие определяет работу языка, логики, операции с математическими формулами, числовыми рядами, алгоритмами, способность к анализу и не связано с фактической информацией, тогда как правое полушарие мозга отвечает за фантазирование, ориентацию в пространстве, восприятие и обработку форм и образов, ритмов, изображений, установление межличностных взаимоотношений. Многие преподаватели стараются обеспечивать баланс межполушарной активности или определить «доминирующее полушарие», чтобы предотвратить «несоответствие» между когнитивными особенностями работы мозга ученика и его образовательным опытом. Данный пример мифа о нейрофизиологии с чрезмерным акцентом на специализации полушарий [4] был признан таковым еще в 2002 году в докладе Организации по экономической кооперации и развитию (Organisation for Economic Cooperation and Development) на основе результатов многочисленных исследований с использованием методов электроэнцефалографии и нейровизуализации. Таким же мифом является преувеличение роли ведущего канала восприятия и переработки информации. В некоторых работах после определения ведущего канала рекомендуется предложить детям носить значок с буквой В, А или К с указанием стиля обучения [Bruer, 1997]. И педагоги стремятся разделить детей на аудиалов, визуалов и кинестетиков и построить учебный процесс соответствующим образом [4, c. 215].
Значительное внимание уделяется структуре учебного времени. Важно чередование интеллектуальных нагрузок с периодами отдыха и повторения материала. Это связано с особенностями кратковременной и долговременной памяти, а также с необходимостью закрепления нейронных связей через интервальное повторение. Применение технологий интервального повторения, таких как цифровые платформы Quizlet или Ank i, показывает высокую эффективность при обучении языкам и точным наукам.
Нейропластичность мозга, то есть его способность изменяться под воздействием внешних стимулов, делает обучение мощным инструментом развития когнитивных способностей. Этот факт лежит в основе принципа постепенного усложнения заданий и введения новых когнитивных вызовов, способствующих росту обучаемости.
Применение нейродидактики проявляется в разнообразных педагогических практиках: от использования интеллект-карт и проектных заданий до внедрения виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс. Например, при изучении истории возможно создание VR-погружений в исторические эпохи, что не только активизирует эмоциональную и сенсорную память, но и развивает критическое мышление.
Однако нейродидактика сталкивается и с вызовами. Основными из них являются недостаточная подготовка педагогов в области нейронаук, ограниченность методических разработок, требующих адаптации к конкретным условиям, а также наличие устойчивых стереотипов традиционного образования. Несмотря на это, в странах с высоким уровнем педагогических инноваций (Финляндия, Канада, Германия) нейродидактика уже становится частью государственной образовательной стратегии.
Нейродидактика является междисциплинарной научно-прикладной отраслью нейрообразования, объединяющей три направления человекознания:
— нейрофизиологию, которая фокусируется на биологических основах головного мозга и нервной активности;
— когнитивную науку, изучающую обработку информации и внутреннюю репрезентативность опыта;
— теорию обучения, которая объясняет, как мы в целом взаимодействуем с нашим окружением и адаптируемся к нему.
Нейродидактика основывается на знании функциональных возможностей мозга, методах психодиагностики, прогнозе психической динамики, когнитивных нейротехнологиях развития и коррекции психических процессов.
Для успешного применения нейродидактики в обучении необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с основами нейрофизиологической и нейропсихологической деятельности мозга и нервной системы;
— сформировать целостное представление о дидактических возможностях когнитивных технологий в учебной деятельности;
— освоить нейрокогнитивные компоненты в области цифровых технологий, обеспечивающих персонализированную учебную деятельность. [5, c. 6].
Основные принципы нейродидактики
1. Обучение должно быть эмоционально окрашено
Эмоции усиливают запоминание. Эмоционально значимая информация активнее кодируется в долговременной памяти. Пример: Использование сторителлинга, интересных кейсов или игровых элементов.
2. Активное участие обучающегося. Мозг лучше запоминает то, в чём он участвовал активно. Пример: Проектная деятельность, обсуждения, самостоятельные выводы.
3. Учет индивидуальных особенностей мозга
Все учащиеся различаются по темпу восприятия, стилю мышления, памяти и вниманию.
Пример: Дифференцированные задания, мультисенсорные подходы (визуальные, аудиальные, кинестетические каналы).
4. Использование пауз и повторений
Мозг не может эффективно усваивать информацию без отдыха и повторения. Пример: Метод «интервального повторения» при изучении иностранных слов.
5. Нейропластичность мозга
Способность мозга изменяться под воздействием обучения — основа нейродидактики. Пример: Постепенное усложнение заданий развивает когнитивные способности и устойчивость к интеллектуальным нагрузкам.
Технологии и методы в нейродидактике
- Мнемотехники — техники запоминания, учитывающие особенности нейронных связей.
- Мозговые карты (mindmaps) — визуализация информации, помогающая формировать ассоциативные связи.
- Игровые методики (edutainment) — обучение через игру, создающее положительный эмоциональный фон.
- Интерактивные и адаптивные технологии — использование ИИ, приложений и платформ, подстраивающихся под темп и уровень ученика.
Таким образом, нейродидактика представляет собой перспективное направление в развитии современного образования. Она позволяет строить образовательный процесс на основе природных механизмов обучения, что делает его более эффективным, гибким и гуманистичным. Переход к нейродидактическим подходам требует изменений на системном уровне — в подготовке учителей, создании учебных программ и внедрении новых технологий. Но результаты, которые она даёт в плане развития мотивации, познавательной активности и глубины усвоения знаний, подтверждают
Литература:
- Костромина С. Н., Бордовская Н. В., Искра Н. Н. и др. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. 1.36, Nº 4. С. 61–70.
- Введение в нейродидактику: учебное пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та.2019. — 182 с.
- Dubinsky J. M., Roehrig G., Varma S. Infusing neuroscience into teacher professional development // Educational Researcher. 2013. Vol.42, No. 6. P. 317–329.
- Goswami U. Neuroscience and education: from research to practice? // Nature ReviewNeuroscience. 2007. No. 7. P.406–413
- Hackman D. A., Farah M. J. Socioeconomic status and the developing brain // Trends in Cognitive Sciences. 2008. Vol. 13, No. 2. P. 65–73.