В связи с присвоением городу Омску звания «Культурная столица России-2026» становится актуальным вопрос его культурной жизни и достижений в сфере искусства. В статье проведен анализ деятельности художников в контексте развития культуры города.
Ключевые слова: Омск, художники, культурная столица, Врубель, Сочивко, Кичигин, Белов, Санкт-Петербург.
Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».
Александр Бенуа
В 2024 году по результатам федерального конкурса «Культурная столица года» город Омск получил звание «Культурная столица России-2026». Среди претендентов на это звание были Владивосток, Екатеринбург, Владикавказ, Иркутск, Кострома, Рязань, Ростов-на-Дону, Смоленск, Тамбов, Тула и др.
Омск с населением 1104485 жителей занимает 13-е место среди городов России по численности населения и по территории. Носит титул крупного промышленного, научного и культурного центра Сибири. Исторически в нем развиты практически все виды искусства — живопись, театр, литература, танец, скульптура, музыка и архитектура.
Ранняя архитектура города напоминает архитектуру Санкт-Петербурга. Это связано с тем, что его основал император Петр I в 1716 году, и застройка велась по аналогии с Северной столицей. Таким образом оба города являются носителями богатых культурных и духовных традиций (табл.1).
Таблица 1
Количественное сравнение учреждений культуры городов-претендентов на звание «Культурная столица России-2026»
Учреждение |
Омск |
Иркутск |
Томск |
Сургут |
Кемерово |
Чита |
Музеи |
8 |
42 |
21 |
24 |
5 | |
Театры |
12 |
9 |
9 |
5 |
6 |
5 |
Детские школы искусств |
12 |
14 |
4 |
21 |
17 | |
Вузы |
20 |
12 |
9 |
3 |
6 |
5 |
По сравнению с Санкт-Петербургом, в Омске значительно меньше объектов культуры, а также деятелей искусства. Это объясняется тем, что население и площадь первого в несколько раз больше. Вместе с тем, многие профессионалы в целях повышения своего мастерства и статуса переезжают в Петербург, чем сокращают численность не только деятелей искусства, но и в целом населения провинциальных городов России. То же самое относится и к Москве.
Осенью 1920 года был открыт в Омске Художественно-промышленный техникум и просуществовал ровно десять лет. Учебное заведение задумывалось еще во времена царской России. Решение об открытии училища «памяти художника Врубеля» приняли в июле 1919 года, в короткий период правления адмирала А. В. Колчака, однако воплотилось оно уже при советской власти. Перед учебным заведением стояла самая передовая цель — подготовить художников для работы в промышленности, поскольку продукт промышленного производства становился в это время проводником культуры нового общества.
Среди известных художников России немало тех, кто родом из города Омска. Например, Михаил Врубель, Георгий Кичигин, Сергей Сочивко, Кондратий Белов, Алексей Либеров, Анатолий Желиостов, Анатолий Мовлян. Многие из них — выпускники художественно-графического факультета ОмГПУ и члены Союза художников. Их произведения экспонируются и хранятся не только на малой Родине, но и далеко за ее пределами, например, во Франции, Швейцарии и Японии. Остановимся подробно на каждом из них.
Врубель Михаил Александрович (1856–1910 гг.) — живописец, график, сценограф и мастер декоративно-прикладного искусства (рис. 1) [3]. Родился в Омске в семье офицера, переехавшего сюда по службе. Врубель был разносторонним человеком, увлекался естествознанием в гимназии и историей, по которой писал большие сочинения. В 1880 году поступил в Академию художеств им. И. Е. Репина, где проявил прекрасные способности. В 1885 году посещал Венецию для практики. Большую часть жизни провел в Петербурге.
Рис. 1. Автопортрет М. А. Врубеля
Одна из наиболее известных его работ — «Демон сидящий» (рис. 2). Она входит в трилогию картин «Демон-Демон летящий-Демон поверженный». В них Врубель раскрывает тему трагедии личности, крушения надежд и одиночества человека. Как таковых полотен, посвященных малой Родине у художника нет, однако его имя носит самый крупный музей города (рис. 3).
Рис. 2. «Демон сидящий», х. м., 1890 г.
Рис. 3. Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Белов Кондратий Петрович (1900–1988 гг.) — советский художник, эпический пейзажист, Народный художник РСФСР (1976) [4]. Его творчество посвящено природе сибирского города. Также в его репертуаре встречаются исторические сюжеты, такие, как например «Крах колчаковской армии» (рис. 4). В честь Кондратия Белова назван один из музеев изобразительного искусства.
Рис. 3. Фотопортрет К. П. Белова
Рис. 4. Картина «Крах колчаковской армии», х. м., 1968 г.
Кичигин Георгий Петрович (1951 — н.в.) — советский и российский художник, член-корреспондент Российской академии художеств. Работает в жанре портрета, натюрморта, интерьера и пейзажа.Участник более 280 выставок разных уровней, из которых 31 персональная и 51 зарубежная [4]. Им создано более 1300 произведений, многие из которых посвящены родному краю. Как пример — картина «Малая Родина» (рис. 6).
Рис. 6. Г. П. Кичигин за работой
Рис. 7. Картина «Малая Родина», х. м., 2005 г.
Сочивко Сергей Евгеньевич (1959 — н.в.) — советский и российский живописец, член Союза художников. В 2013 году избран членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств. Обладатель Серебряной медали Союза художников России и лауреат губернаторской премии «За заслуги в развитии культуры и искусства [2]. Одной из его работ, посвященных Омску является полотно «Богом любимый город Омск», которая ярко демонстрирует отношение автора к городу (рис. 8).
Рис. 8. С. Е. Сочивко (справа) в мастерской с автором статьи
Рис. 9. Картина «Богом любимый город Омск», х. м., 2006 г.
Особое внимание живописцы в своих работах уделяют таким местам города как Соборная площадь и Любинский проспект (проспект Ленина), находящимся в центре.
Отличительной чертой всех перечисленных авторов является неравнодушное отношение к судьбе своего города и края, которая находит полноценное отражение в творчестве. Они находят параллели между прошлым и будущим, заставляя зрителей сопереживать непростой судьбе города. В городе действительно много проблем — жилищных, транспортных, коммунальных, экономических, однако позитивное отображение реальности вселяет в омичей надежду на лучшее.
В 1960-е годы в работах многих омских художников проявились авангардные тенденции. Они активно работали с формой, экспериментировали с цветом, вводили контурные линии в живописные полотна. Художники-шестидесятники привнесли в художественную жизнь города дух свободного поиска и перемен, повлияли на формирование последующей плеяды молодых художников.
В те же годы в Омске появились монументальные произведения: росписи, мозаики, рельефы. Занятие монументально-декоративным искусством оказало значительное влияние на формирование изобразительного языка художников.
В работах омских художников можно встретить и обличение абсурдности современности, и ностальгию по прошлому, поиск вдохновения в красоте природы и во впечатлениях детства, обращение к внутреннему мироощущению современного человека и к далёкому прошлому сибирских этносов.
XXI век отражён в образах таких известных в Омске современных художников, как Бугаенко Т. Ф., Баранов С. М., Владимиров В. М., Картавцев Ю. Ю., Латышенко В. Н., Молодцов Н. Н., Муратов Д. Р. и Хрущ В. И.
Ежегодно в Омске проходят крупные персональные и тематические выставки, присуждается именная стипендия мэра за достижения в области искусства, выходят сборники репродукций новых картин с выставок и т. д.
Подводя итог, можно выделить следующие заслуги в развитии культуры города:
— раскрытие темы Великой Отечественной войны;
— раскрытие темы личности человека в контексте современной реальности;
— сохранение культурных традиций;
— развитие выставочной деятельности.
Таким образом, вклад омских художников в изобразительное искусство и в целом в культуру региона неоспорим. Множество музеев и профильных образовательных учреждений дают молодежи все возможности для реализации. В связи с этим появляется надежда, что титул культурной столицы России закрепится за Омском навсегда.
Литература:
- Гуменюк А. Н., Мысливцева Г. Ю. и др. // «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров-центр», изд-во: Издательский дом «ЛЕО», г. Омск, 71 с., 2006 г.
- М. М. Фрумгарц, М. Г. Пахотин, И. И. Бабиков и др. // «Сергей Сочивко. Живопись. Альбом», г. Омск, изд-во: ООО «Издатель-Полиграфист», 131 с., 2020 г.
- Википедия // Врубель Михаил Александрович
- Богомолова Л. К.// Художники Омского Прииртышья: альбом-каталог, посвященный 75-летию Омской областной организации Союза художников России. изд. Омскбланкиздат, 239 с., г. Омск, 2008 г.