В статье рассматривается опыт педагогической деятельности воспитателей современных детских садов, направленной на организацию образовательного процесса в старшей дошкольной группе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», методическим рекомендациям Министерства просвещения РФ и современным исследованиям в области воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образовательной учреждение, воспитание, дети старшего дошкольного возраста, образовательная деятельность, методы и формы развития.
Современные требования к образованию в детском саду существенно отличаются от традиционных подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет принципы и цели, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей и личностных качеств ребенка.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой ступенью непрерывного образования, где закладываются основы нравственного поведения, познавательной мотивации и социальной адаптации.
Одним из важнейших направлений деятельности воспитателя старшей группы является формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешного перехода воспитанника к школьному обучению. Воспитатель играет ключевую роль в обеспечении всестороннего развития дошкольников, организуя образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли активно познавать окружающий мир, приобретать коммуникативные навыки и развивать творческое мышление.
Цель данной статьи заключается в раскрытии особенностей организации образовательного процесса в старшей группе детского сада с учетом требований ФГОС и практического опыта педагогов.
Методологической основой нашего исследования стали научные труды ведущих специалистов в области дошкольного образования, среди которых работы кандидата педагогических наук А. В. Гогоберидзе, профессора Е. А. Панфилова, Н. Н. Поддъякова и других.
Эмпирическая база представлена опытом практической деятельности воспитателей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Лучик» Прокопьевского городского округа.
Образовательный процесс в старшей группе ориентирован на подготовку детей к школе и включает следующие направления деятельности [2]:
- Физическое воспитание и здоровье.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Согласно требованиям ФГОС ДО, ведущей формой деятельности дошкольников является игровая деятельность, обеспечивающая максимальную вовлеченность детей в образовательный процесс. Игры помогают детям освоить социальные роли, развить речь, память, воображение и творческие способности.
Воспитатели применяют разнообразные методы и формы работы, такие как сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, театрализованные представления, экскурсии и другие мероприятия, позволяющие создать условия для проявления инициативы и творчества детей [1].
Особое внимание уделяется развитию речи, поскольку именно этот аспект важен для успешной подготовки к школьному обучению. Педагоги используют различные приемы стимулирования активной речи детей: беседы, чтение художественной литературы, рассказы детей о событиях своей жизни, постановочные спектакли [4].
Важную роль в системе обучения развития речи старших дошкольников имеют занятия по картине. В нашем детском саду мы проводим два вида таких занятий:
— рассматривание картин с беседой о них;
— составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники развивают диалогическую речь: выслушивают вопросы воспитателя, отвечают на них, уточняют; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом логически, синтаксически и по смыслу.
Степень полноты, связности, точности рассказов во многом зависит от того, насколько правильно дошкольник понял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Большое значение в образовательной деятельности дошкольников придается формированию представлений о здоровом образе жизни, охране природы, культуре питания и гигиены. Этими вопросами занимаются специалисты различных профилей: педагоги-психологи, медицинские работники, инструкторы по физической культуре [5].
Важным элементом образовательного процесса являются индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в дополнительной поддержке, что соответствует принципу инклюзивного образования, закреплённому Федеральным законом № 273-ФЗ.
На современном этапе развития системы образования традиционное обучение переходит в развивающее. Целью такого обучения является развитие творческих способностей дошкольников, формирование у них познавательного интереса и потребности к созидательной деятельности.
Одним из методов развивающего обучения является метод проектов. Метод проектов полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а также позволяет сместить вектор с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности [6].
На основании проведенного исследования нами предложены практические рекомендации по повышению эффективности образовательной деятельности для воспитателей старших групп:
— организация игровой среды, стимулирующей детскую инициативу и творческий подход;
— разработка индивидуальных маршрутов развития детей с особыми потребностями;
— повышение квалификации педагогов путём участия в семинарах, курсах повышения квалификации и мастер-классах;
— создание условий для взаимодействия семьи и детского сада посредством родительских собраний, консультаций психолога;
— использование информационных технологий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Опыт показывает, что эффективная организация образовательного процесса в старшей группе детского сада должна базироваться на принципах вариативности, гибкости и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Важно обеспечить комфортные условия для формирования основ социально-нравственной зрелости, устойчивого интереса к знаниям и творческой самореализации.
Следование требованиям ФГОС обеспечивает высокий уровень подготовленности детей к переходу в начальное звено школы, создаёт оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого воспитанника, формирует основу дальнейшего успешного освоения школьных предметов и адаптацию к новым условиям школьного обучения.
Таким образом, реализация ФГОС дошкольного образования предполагает создание условий, способствующих целостному развитию личности ребёнка и поддерживающих образовательные потребности общества и государства.
Литература:
- Акифьева, О. Г. Особенности организации образовательной деятельности с детьми в условиях разновозрастной группы ДОУ / О. Г. Акифьева. — Инновации в науке. — 2016. — № 6 (55).
- Гогоберидзе, А. Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения / А. Г. Гогоберидзе. — Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 100.
- Гончарова, И. И. Использование метода проектов в развитии познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. И. Гончарова, Т. Н. Матвеева. — Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 3–2.
- Евдокишина, О. В. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной готовности дошкольников в системе ДОУ / Евдокишина О. В. — МНКО. — 2014. — № 5 (48).
- Иванова, Л. А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении / Л. А. Иванова, О. В. Савельева, Т. А. Звонова. — Ученые записки университета Лесгафта. — 2013. — № 3 (97).
- Поддьяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддъяков. — Исследователь / Researcher. — 2009. — № 2.