Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мода в системе социокультурных факторов социализации молодёжи

Научный руководитель
Социология
17.05.2025
51
Поделиться
Библиографическое описание
Гордиенко, А. Е. Мода в системе социокультурных факторов социализации молодёжи / А. Е. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125345/.


В статье автор исследует проблему влияния моды на процесс социализации молодёжи. В ней представлены результаты авторского исследования, основной метод которого — специально разработанное анкетирование молодёжи Белгородской области. Полученные данные позволяют выявить степень воздействия социокультурных факторов на формирование личностных качеств и социальную адаптацию молодых людей.

Ключевые слова: молодёжь, мода, социализация.

Актуальность проблемы статьи заключается в том, что мода является одним из ключевых элементов современной культуры и оказывает значительное влияние на процесс социализации молодёжи. В условиях глобализации и быстрого развития информационных технологий модные тенденции распространяются с невероятной скоростью, формируя у молодых людей определённые стандарты поведения, внешнего вида и образа жизни. По мнению Б. Д. Парыгина: «Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д».. Мода влияет на формирование идентичности, самооценки и социальных установок молодёжи, что делает её важным объектом исследования в контексте социокультурной среды.

Объект статьи — мода как социальное явление.

Предмет статьи — роль моды в социализации молодёжи.

Целью статьи является социологический анализ роли моды в формировании социокультурных факторов социализации молодёжи.

В целях изучения проблемы был проведен анкетный опрос среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет в количестве 100 человек по вопросам роли моды в процессе социализации молодёжи.

Распределение респондентов по полу показывает, что преобладает молодёжь женского пола, не соответствуя проценту выборки (см. рис. 1).

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите Ваш пол»

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите Ваш пол»

Мы видим одинаковую долю респондентов, ответивших на вопрос таким образом: «Да, мода может стать поводом для общения и сближения людей» (31 %) и «В некоторых случаях, но не является главным фактором» (31 %). Эти группы подтверждают, что мода оказывает влияние на межличностные отношения, но различия во взглядах остаются очевидными. Доля респондентов, ответивших на вопрос фразой «Нет, межличностные отношения строятся на других факторах» уверены, что мода не влияет на взаимоотношения среди сверстников (20 %). Самая маленькая доля респондентов затрудняется ответить на данный вопрос (18 %) (см. рис. 2).

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, способна ли мода влиять на межличностные отношения внутри молодёжных групп?»

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, способна ли мода влиять на межличностные отношения внутри молодёжных групп?»

Почти четверть опрошенных отметила, что мода является практически главной темой для общения (27 %). Они проявляют повышенный интерес к модным тенденциям, обмениваясь своими знаниями и мнениями. Периодически затрагивают тему моды около одной пятой респондентов (21 %). Модные тренды играют второстепенную роль во взаимоотношениях. Более трети респондентов почти не включают тему моды в своё общение с другими людьми (39 %). Самая маленькая доля опрошенных вообще не разговаривает о моде (13 %) (см. рис. 3).

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Часто ли Вы обсуждаете моду со своими знакомыми и друзьями?»

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Часто ли Вы обсуждаете моду со своими знакомыми и друзьями?»

Большая часть опрошенных считает, что мода оказывает некоторое влияние на их жизнь, но в большей степени важен комфорт и самоощущение (38 %). Значительное число респондентов рассматривает моду как важный аспект своей жизни, средство выражения индивидуальности (36 %). Около четверти отвечающих отметили, что их повседневная жизнь не связана с модой (26 %) (см. рис. 4).

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Влияет ли мода на Ваше восприятие себя и окружающих?»

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Влияет ли мода на Ваше восприятие себя и окружающих?»

Таким образом было проведено исследование моды в системе социокультурный факторов социализации молодёжи. В ходе исследования были подтверждены основные гипотезы:

— мода играет важную роль в процессе социализации молодых людей;

— семья, образование, друзья тесно связаны с другими социокультурными факторами, помогая человеку социализироваться;

— мода выступает инструментом социальной дифференциации и интеграции, так как молодёжь может принимать или отторгать различные стили, так же молодые люди показывают свою идентичность путём выбора того или иного модного тренда.

Заключение

Мода является важным элементом системы социокультурных факторов, влияющих на процесс социализации молодёжи. Исследование показало, что именно молодёжная мода выступает инструментом формирования идентичности, самоопределения и интеграции молодых людей в общество. Она отражает социальные изменения, культурные обычаи и потребности разных социальных групп.

Модные тренды и предпочтения помогают молодёжи устанавливать связи, находить друзей и формировать мировоззрение. Нельзя не отметить, что мода так же служит каналом передачи ценностей, норм поведения и культурных образцов старших и младших поколений.

После проведения количественного исследования в рамках данной проблемы можно сделать следующие выводы:

  1. Мода является важным элементом культуры, оказывающим значительное влияние на поведение, самоидентификацию и взаимодействие молодых людей.
  2. Молодёжь воспринимает моду как способ самовыражения, формирования собственной идентичности и принадлежности к определённой социальной группе.
  3. Семья и образовательные учреждения играют одну из самых важных ролей в формировании отношения молодёжи к моде.
  4. Несмотря на позитивное воздействие, чрезмерное увлечение модой может привести к негативным последствиям: зависимости от общественного мнения, снижению критического мышления, зависимости от трендов и формировании ложных идеалов красоты и успеха.

Литература:

  1. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения: Учебное пособие [Текст] / Б. Д. Парыгин — 46-е изд. — Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 1999–300 c.
  2. Толстых В. И. Мода как социальный феномен / Толстых В. И. [Электронный ресурс] // Внешний облик человека: [сайт]. — URL: http://vneshnii-oblik.ru/socialnyyi-fenomen.html (дата обращения: 03.02.2025).
  3. Мид М. Культура и мир детства [Текст] / Мид М. — 11-е изд. — Москва: Наука, 2013–134 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
молодёжь
мода
социализация
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 126-128):
Часть 2 (стр. 69-139)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 126-128стр. 139

Молодой учёный