В статье рассматривается процесс организации работы над составлением эссе на уроках русского языка среди учащихся казахских школ. Автор заостряет внимание на порядке составления эссе по предложенной теме. В статье даётся полный разбор работы от выбора темы эссе, составления «скелета» до типичных ошибок учащихся при его оформлении.
Данная статья поможет учителю русского языка и литературы правильно разрабатывать уроки, темами которых является эссе по предложенной теме, а также донести до учащихся основную цель эссе — побуждение читателей к размышлению.
Ключевые слова: эссе, организация работы, уроки русского языка.
The article considers the process of organizing work on composing an essay in Russian language lessons among students of Kazakh schools. The author focuses on the order of composing an essay on the proposed topic. The article provides a complete analysis of the work from choosing an essay topic, composing a «skeleton» to typical mistakes students make when composing it.
This article will help a teacher of Russian language and literature to correctly develop lessons, the topics of which are an essay on the proposed topic, and also to convey to students the main purpose of the essay — to encourage readers to think.
Keywords: essay, organization of work, Russian language lessons.
Типовая учебная программа по предмету «Русский язык и литература» по обновлённой программе предусматривает развитие и формирование уровней мыслительных навыков у учащихся, а именно: знание, понимание, применение и навыки высокого порядка [1]. Каждая из вышеперечисленных навыков имеет свои соответствующие цели обучения в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Обратим внимание на вид речевой деятельности — письмо, где формируются навыки высокого порядка и применение. Конечно, бывают трудности у учащихся старших классов при выполнении задания письма. Задания на письмо бывают разные. Например, создание текстов разного стиля, типа, жанра, изложение по прочитанному тексту, составление творческой работы по РАФТ, создание диалогов, эссе по предложенной теме.
Мне хотелось бы особенно обратить внимание на составление эссе по предложенной теме, потому что в казахских классах учащимся нелегко излагать свои мысли, правильно оформлять их стилистически и при этом не допускать орфографических и пунктуационных ошибок.
Сначала перед учащимся стоит задача выбора темы эссе. Это, безусловно, сложная задача. Здесь на помощь приходит учитель, который проводит работу над этим. Учитель, во-первых, предлагая темы эссе, заостряет внимание учащихся на заключённый в них проблемный вопрос. Это разрабатывается посредством диалога между учителем и учащимися, обсуждения темы эссе в целом: О чём? О ком? Для чего? С какой целью? Каким образом? и т. д. Учащиеся таким образом преобразовывают тему-понятие или тему-суждение в тему-вопрос, на который ему нужно будет ответить. Во-вторых, учитель предлагает учащимся разобрать ключевые слова в предложенных темах эссе. Например, прочитав темы эссе, учащиеся выделяют ключевые слова, составляют синквейн, диамант (двойной синквейн). В-третьих, учитель может предложить подбор синонимов и ассоциаций к ключевым словам. В-четвёртых, совместно с учителем учащиеся формируют разные вопросы к ключевым словам и понятиям в предложенных темах эссе. Все эти способы помогают учащимся определиться с выбором темы эссе, а в дальнейшем полно раскрыть её.
Например, тема эссе: «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (В. Швебель) [2]. Ключевые слова : человек, мир, разрушит.
Синквейн:
Человек.
Свободный, независимый.
Живёт, работает, учится.
Человек способен создавать и рушить.
Существо.
Подбор синонимов и ассоциаций к ключевым словам. Например, человек — мы, люди, человечество…; мир — природа, планета, Земля…; разрушит — уничтожит, испортит, не сохранит, отношение к природе, беречь. Учащиеся анализируют ключевые слова и ассоциации, определяют основную проблему, которая раскрывает тему.
Следующее: в рамках темы учащиеся формулируют вопросы (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы. Например: Как человеку сохранить природу? Как надо относиться к природе? Что значит природа для человека? Что связывает природу и человека? Как надо беречь природу? Почему человек не бережет природу? Как природа может отомстить человеку?
Составление вступления эссе является одним из нелёгких этапов письменной работы, он вызывает трудности у учащихся. Его можно начать с обозначения темы, её актуальности, остроты. Главное надо помнить то, что вступление должно подвести к основному вопросу или проблеме. Хотелось бы обратить внимание на следующее: в любом эссе каждый абзац (кроме введения) должен начинаться с предложения, в котором заявлена главная тема этого абзаца. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения — комментирующая часть. Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения). Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
Главная часть эссе является план — «скелет» текста. План нужен любому тексту, эссе он нужен в первую очередь. Определившись с темой эссе, учащиеся должны составить план, опираясь на него они смогут составить связанный текст, учитывая вышеизложенные этапы составления эссе. Если учащийся рассуждает логично, но не приводит аргументов, то это будет ошибкой. Чаще всего учащиеся стараются подобрать примеры и даже пишут слово «например», но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в эссе. Поэтому надо уметь приводить верные аргументы, доказательства своих мыслей и тезисов.
В заключении учитель обращает внимание на вывод, который должен следовать из главной мысли эссе. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования. Самый простой вариант заключения — это ответ на основной вопрос темы. Подобный вариант заключения решает проблему с композицией эссе: если во вступлении обозначен главный вопрос, а в заключении прозвучал на него ответ, работа производит впечатление завершенной и логичной. Существует несколько видов заключения: обобщение сказанного, риторический вопрос, призыв к читателю, цитата.
Теперь обратим внимание на типичные ошибки при составлении эссе. Их можно сгруппировать таким образом: фактические, речевые и грамматические. Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факта, противоречащие действительности. Речевые ошибки — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в использовании слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Все данные типичные ошибки допускают учащиеся казахских классов [3]. Это, конечно, связано с уровнем знаний предмета русского языка и литературы в целом. Не стоит забывать и о клише. В эссе они очень уместны. Во введении можно использовать следующие клише: действительно...; попробуем разобраться в смысле этого высказывания…; смысл данной темы я понимаю так… и др . В основной части: моя точка зрения находит подтверждение в литературных произведениях…; когда размышляешь над этими фактами, то понимаешь, как важно…; однако… и др. В заключении: итак...; можно сделать вывод…; следовательно...; в итоге можно прийти к такому выводу...; обобщая сказанное…; подводя итог вышесказанному … и др.
В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что работа по правильному составлению эссе на уроках русского языка и литературы остаётся актуальной [4; 5; 6]. Роль учителя тут очень важна, именно он обязан донести смысл и цель эссе. Учащиеся должны чётко запомнить и знать, что эссе — это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного, что эссе — небольшое прозаическое сочинение-рассуждение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу . Поэтому не стоит забывать об этой особенности эссе. И самое главное не потерять её цель — побуждение читателей к размышлению.
Литература:
- https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767
- https://ru.citaty.net/tsitaty/655633-vilgelm-shvebel-chelovek-razrushit-mir-skoree-chem-nauchitsia-v-nem-zhi/
- Методические рекомендации по написанию эссе. Астана, 2017г.
- Пишем эссе. Учебное пособие для изучающих русский язык. Д. В. Колесова, А. А. Харитонов.2015г.
- https://vsesdal.com/blog/ehsse/metodika_napisaniya_esse
- https://bukischool-kz.co/blog/essay