Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Спецвыпуск
15.05.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Шопанова, Г. Р. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка / Г. Р. Шопанова, Г. М. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124968/.


В статье дается анализ функциональной грамотности, которая становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность — академическим термином, связанным с деятельностью образовательных учреждений.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетенция, русский язык и литература.

The article provides an analysis of functional literacy, which is becoming more of a socio-economic term associated with the successful functioning of an individual in modern society, and literacy is an academic term associated with the activities of educational institutions.

Keywords: functional literacy, competence, Russian language and literature.

Современная модель образования определяет следующие цели общего образования на современном этапе: создать систему образования, опережающую развитие общества, формировать у молодого поколения современное мышление, коммуникабельность, способность к сотрудничеству и самостоятельному принятию решения в ситуации выбора.

В мире, где объем информации растет с невероятной скоростью, функциональная грамотность становится ключевым фактором успешной адаптации человека к жизни. Это не просто умение читать и писать, а способность применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Уроки русского языка и литературы играют важную роль в формировании этой компетенции, развивая критическое мышление, навыки анализа и интерпретации информации, а также умение эффективно общаться.

Традиционная педагогическая система, ориентированная на знания, умения и навыки, уже не справляется с задачами, которые ставит перед педагогикой современный, стремительно меняющийся мир. Решать данные проблемы позволяет мыследеятельностная педагогика, направленная на развитие мыследеятельностных способностей (мышления, воображения, понимания, рефлексии, коммуникации и действия) у детей, получающих в дальнейшем возможность открывать новые знания, ставить и решать социокультурные проблемы, осуществлять социальное действие.

Сегодня главная миссия педагогов — готовить профессионалов XXI века — специалистов самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно — научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов, чтобы легко понимать разные профессиональные языки, включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики.

Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким — либо устройством, например, мобильным телефоном последней модели, банкоматом и др. Формирование функциональной грамотности школьников выступает основой для дальнейшего развития компетентности будущих студентов, специалистов. Таким образом, актуальность данной проблемы определяется объективной необходимостью для учителя уметь создавать условия для развития функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания.

Международные исследования PISA и PIRLS определяют грамотность школьников как способность использовать полученные знания для понимания окружающего мира и принятия решений в ситуациях, с которыми человек может столкнуться в жизни.

Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Сегодня приоритетом в модернизации экономики Казахстана является уровень культуры и образования населения. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций. Между тем, главным звеном в этом новом подходе по-прежнему остается чтение, которое становится, по выражению специалистов, ключом к веку информации.

В современном, быстроменяющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Любой педагог — предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с учениками, не обойтись. Выделим основные компетенции в обучении.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально — культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально — культурным компонентом.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы — это не только задача школы, но и важный вклад в будущее каждого ученика. Развивая навыки критического мышления, анализа информации и эффективного общения, мы готовим учащихся к успешной жизни в современном мире. При формировании функциональной грамотности большую роль играет воображение, как способность сознания преодолевать очевидное, двигаться в заданных рамках длящегося настоящего и строить потенциальное будущее. Способность воображения — это отдельная работа с сознанием, позволяющая воспитать человека, не ограниченного имеющейся действительностью, а способного по своей воле, контролируемо выстраивать альтернативную действительность (соответственно, она, в отличие от первой действительности, может существовать как виртуальная).

Таким образом, благодаря формированию функциональной грамотности обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных и высших учебных заведениях. Благодаря формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы наблюдается положительная динамика качества знаний и коммуникативных умений учащихся.

Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность — академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. Думается, что в новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить».

Литература:

  1. Об утверждении типовых учебных программ цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 1).
  2. Педагогический бюллетень КазНУ /index.php/1-ped/article /download/136/131/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
функциональная грамотность
компетенция
русский язык и литература

Молодой учёный