Речь является не только средством общения, но и важнейшим инструментом познания мира, формирования мышления и социального взаимодействия. В раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к обучению, и именно в этот период закладываются основы их будущего речевого развития.
Актуальность данного вопроса обусловлена растущим числом детей с различными речевыми нарушениями, что требует поиска эффективных методов и подходов для их преодоления. Современные исследования указывают на важность ранней помощи и использования комплексного подхода к развитию речи.
Изучением особенностей речевого развития детей раннего возраста занимались такие отечественные педагоги и психологи, как А. Г. Арушанова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина, Н. И. Жинкин, В. В. Казаковская, С. Ю. Мещерякова, Е. Ю. Протасова, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова и другие [4].
Согласно подходу А. Н. Леонтьева, речь рассматривается как вид деятельности. При этом выделяются ее основные компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в освоении речи. Наличие мотива является ключевым условием, как для восприятия речи, так и для ее активного использования в общении. В результате этого речь быстро становится объектом внимания и наблюдения со стороны ребенка [5].
Согласно исследованиям Л. С. Выготского, процесс овладения речью ребенком происходит по определенному вектору — от частного к целому. Так, ребенок вначале осваивает отдельные слова, затем переходит к сочетанию двух-трех слов, далее к построению простых фраз и, наконец, к использованию сложных предложений. Конечной стадией этого процесса становится формирование связной речи. При этом грамматические связи внутри предложения и между предложениями в тексте отражают реальные связи и отношения, существующие в окружающем мире [1].
Для того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу. Развитие речи у детей проходит несколько ключевых этапов:
– период 0–1 года . В этот период формируются основы восприятия речи. Ребенок начинает реагировать на интонацию, тембр голоса, различает знакомые и незнакомые звуки;
– период 1–2 лет . Появляются первые слова, формируется понимание обращенной речи. Важно развивать мотивацию к речевому общению;
– период 2–3 лет . Активно развивается словарный запас, появляются первые фразы и простые предложения.
Согласно исследованиям С. Н. Цейтлин, для того, чтобы ребенок начал говорить, ему необходимо слышать речь взрослых и вступать с ними в активный диалог. У ребенка формируется определенный словарный запас, развивается умение активно применять его, строить связные высказывания, формулировать мысли, а также понимать обращенную к нему речь окружающих. К третьему году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого взаимодействия становятся необходимыми условиями для полноценного психического развития ребенка [1].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие особенности развития речи в раннем возрасте [1]:
- Развитие речи связано не только с непосредственным общением ребенка с взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметного мира.
- Формируется активная речь, которая становится средством коммуникации с взрослыми и сверстниками.
- Возникает ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники.
- Появляется описательная речь.
- Ребенок начинает воздействовать на себя и взрослых с помощью речи.
- Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, включая не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.
- Формируются навыки слушания и понимания литературных произведений, что обогащает опыт ребенка и способствует усвоению социального опыта.
Активизация словарного запаса детей раннего возраста является одним из ключевых направлений работы, что обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, это связано с возрастными и психологическими особенностями данной категории детей. В этот период происходит интенсивное развитие речи и накопление словарного багажа. Во-вторых, современная система образования акцентирует внимание на применении инновационных методов и приемов, направленных именно на активизацию словаря воспитанников. Процесс активизации словарного запаса детей раннего возраста рассматривается как важное и приоритетное направление работы, обусловленное как возрастными характеристиками, так и актуальными тенденциями в сфере дошкольного образования [2].
Основой потребности в общении у маленького ребенка является его внимание к взрослому. Важно создавать мотивирующие условия, поддерживать интерес и вовлеченность ребенка в общение с взрослым, используя при этом адекватные эмоциональные и речевые средства [3].
Игровые ситуации являются одним из наиболее эффективных методов развития детской речи. Это обусловлено спецификой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры активизация речи происходит естественным, непринужденным образом. При этом педагогические цели в области речевого развития достигаются в полной мере. Игра позволяет создавать условия, стимулирующие ребенка к речевой активности. В ходе игровых действий и ролевого взаимодействия у детей возникает потребность в использовании речи для выражения своих мыслей, чувств, намерений.
Стоит отметить, что сенсорное развитие ребенка является фундаментальной основой для формирования его речевых навыков. Зрение, слух, тактильные ощущения и другие сенсорные системы обеспечивают восприятие и познание окружающего мира, что создает базу для последующей речевой активности. Сенсорные стимулы способствуют развитию мозга и формированию нейронных связей, необходимых для понимания и воспроизведения речи. К эффективным сенсорным играм, стимулирующим речевое развитие, можно отнести: выдувание мыльных пузырей, игры с водой и пеной, песком или тестом, пластилином, сыпучими материалами, рисование пальчиковыми красками и другие [3].
Дидактические игры используются для решения разнообразных задач речевого развития. Они позволяют закреплять и уточнять словарный запас детей, отрабатывать изменение и образование слов, упражнять в составлении связных высказываний.
Коммуникативные игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий у детей, а также способствуют освоению слов в их обобщенных значениях. В ходе таких игр ребенок оказывается в ситуациях, требующих применения его речевых знаний и словарного запаса в новых, нестандартных условиях. Это проявляется в словах и действиях играющих. Коммуникативные игры создают возможности для практического использования и закрепления речевых умений детей, расширения их словарного багажа и понятийного мышления [2].
Также эффективными методами является сказкотерапия и моделирование речевых ситуаций. Использование сказок и рассказов помогает детям лучше усваивать речевые конструкции, развивает воображение и эмоциональную сферу. Создание специальных коммуникативных ситуаций, в которых дети вынуждены использовать речь для решения задач, способствует активному речевому развитию.
Ученый А. М. Пешковский подчеркивает, что жизненная обстановка ребенка играет важную роль в его полноценном развитии. Эта обстановка должна быть организована в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Строгое соблюдение режима дня способствует здоровому физическому развитию ребенка. Правильное чередование сна, питания и бодрствования позволяет системно проводить педагогическую работу, в первую очередь, направленную на развитие речи. Создание адекватной возрасту жизненной среды и режима жизнедеятельности ребенка выступает важным условием эффективного речевого развития [5].
Еще одним важным условием речевого развития ребенка является взаимодействие семьи и образовательной организации. Родители выступают первыми учителями ребенка, и их вовлеченность в процесс речевого развития крайне значима. Совместные игры, чтение книг, регулярное общение родителей с ребенком — все это способствует эффективному развитию его речи.
Психолого-педагогические основы развития речи у детей раннего возраста включают в себя множество факторов и условий, которые необходимо учитывать для эффективного формирования речевых навыков. Важную роль играют как врожденные способности ребенка, так и его окружение, педагогическое воздействие и взаимодействие с родителями. Использование различных методов и средств позволяет создать оптимальные условия для развития речи, что является залогом успешного обучения и социализации ребенка в будущем.
Литература:
- Большакова А. К. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития речи детей раннего возраста. Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/problema-razvitiya-rechi-detey-rannego-v.8578002/ (дата обращения: 20.02.2025).
- Прончатова Н. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechevoi-aktivnosti-detei-ranego-vozrasta-posredstvom-komunikativnyh-igr.html (дата обращения: 26.02.2025).
- Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Режим доступа: https://cppisp33.ru/files/15.11.2023pomoshh.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
- Шатрова С. А. Проблемы коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста и их решение в образовательном пространстве детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». № VI. 2019. С. 34–40. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2019/196015.htm (дата обращения: 10.12.2024).
- Юрченко Н. Б. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/15/psikhologo-pedagogicheskie-aspekty-rechevogo-razvitiya-detey-rannego (дата обращения: 18.02.2025).