В статье автор рассматривает инновационный инструмент- интерактивные сказки, как важную часть образовательного процесса, способствующую всестороннему развитию детей. Автор отмечает, что данный подход предоставляет уникальную возможность для реализации развития его мыслительных процессов, воображения и коммуникативных способностей.
Ключевые слова: интерактивные сказки, импровизация.
Интерактивные сказки представляют собой инновационный и увлекательный инструмент, способствующий познавательному развитию детей дошкольного возраста. Их отличительная особенность заключается в активном участии ребёнка в ходе повествования, что преобразует его из пассивного слушателя в действующего персонажа.
Представьте себе детей, с интересом слушающих рассказ о храбром медвежонке. В обычной сказке они были бы пассивным наблюдателями. Однако, в интерактивной версии, юные слушатели получают возможность самостоятельно определять маршрут героя, оказывать ему поддержку в преодолении трудностей и принимать решения. Такая активная вовлеченность не только способствует поддержанию внимания ребёнка, но и стимулирует развитие его мыслительных процессов, воображения и коммуникативных способностей.
Интерактивные сказки представляют собой театрализованные постановки с участием детей, которые активно вовлекаются в сюжет и выполняют задания, помогая героям. Такой формат является инновационным и эффективным способом передачи знаний детям, способствуя их запоминанию и усвоению.
В интерактивные сказки можно интегрировать дидактические и подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также творческие задания, направленные на познавательное или изобразительное развитие. Таким образом, сказка превращается для ребенка в увлекательное путешествие, полное открытий, эмоций, впечатлений и новой полезной информации.
Интерактивные сказки обладают способностью принимать разнообразные формы, включая цифровые приложения, интерактивные книги и театральные постановки с элементами импровизации. В качестве иллюстрации, можно привести пример, когда юному читателю предлагается сделать выбор цвета для волшебной палочки героя или решить головоломку для открытия потайной двери.
Такой подход делает занятия увлекательными и естественными. Ребенок не просто запоминает информацию, а сам «проживает» сказку, сталкивается с проблемами и учится находить решения. Это способствует развитию критического мышления, умения анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Кроме того, интерактивные сказки способствуют развитию социальных навыков. Ребенок может играть вместе с другими детьми и учиться работать в команде.
Данная практика реализуется в четыре этапа:
- Определение целей. На первом этапе необходимо сформулировать конкретные цели, которые планируется достичь посредством использования интерактивной сказки.
- Разработка сценария. Второй этап включает в себя разработку сценария сказки, определение сюжета, проблемных ситуаций героев и способов их разрешения (через интерактивные задания для детей), а также подготовку необходимого материала (реквизита, кукол и т. д.).
- Проведение сказки и рефлексия. Третий этап подразумевает проведение интерактивной сказки согласно заранее спланированному плану и последующую рефлексию.
Каждый сеанс сказочного повествования следует определенному плану, например:
– Введение в сказку . Использование речи с элементами пантомимы, музыкально-ритмических упражнений для создания атмосферы погружения.
– Начало истории . Появление героев, возникновение конфликта или проблемы. На этом этапе используются кукольные персонажи.
– Основная часть. Герои сталкиваются с трудностями и ищут пути их решения. Дети активно участвуют в процессе, помогая героям выполнять интерактивные задания, направленные на развитие различных навыков (счет, классификация, слуховое внимание, чувство ритма, координация и т. д.).
– Заключение. Рефлексия — обсуждение с детьми посещенной сказки, ее героев, способов помощи им, трудностей и наиболее понравившихся моментов.
- Анализ и планирование. На четвертом этапе проводится анализ эффективности проведенной сказки, оценивается достижение поставленных целей и разрабатывается план для следующей сессии.
Можно использовать некоторые интерактивные элементы. На примере сказки «Теремок» предоставляется прекрасная возможность для развития артикуляционных навыков у ребенка. При появлении каждого нового персонажа в сказке, необходимо четко произносить его имя, акцентируя первый звук: «Ммышка», «Ллягушка», «Ззаяц» и так далее. После определения первого звука в слове, следует выполнить распевку, добавляя гласные звуки к согласным. К примеру, для слова «Ммышка» первый звук — «М». Распевка «Мышки» будет выглядеть следующим образом: «ма- мо- му- мы- мэ» и т. д.
В процессе изучения сказки «Гуси-лебеди» можно организовать игровую деятельность. Задача детей в игре — определить материал, из которого изготовлен тот или иной предмет, и назвать его, одним словом. Например, избушка сделана из дерева — значит, она деревянная; печка построена из кирпичей — следовательно, она кирпичная; река течёт из киселя — значит, она кисельная; компот сварили из яблок — он яблочный; перья у гусей — гусиные. И это тоже относится к интерактивным элементам.
Таким образом, интерактивные сказки выступают не только в качестве развлекательного элемента, но и как эффективный инструмент познавательного развития детей дошкольного возраста. Они предоставляют детям возможность погрузиться в волшебный мир, полный увлекательных приключений, способствуя развитию их способности к критическому мышлению, воображению и взаимодействию с окружающей средой.
Литература:
1. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. — М.: Наука, 2010.-154 с.
2. Намычкина Е. В. Сказка как литературных жанр // Вестник Вятского государственного университета.- 2010. –Т.2. -№.3 — с.103–109.