Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие цифровой грамотности будущих учителей русского языка и литературы

Спецвыпуск
15.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Мусурманкулова, Г. А. Развитие цифровой грамотности будущих учителей русского языка и литературы / Г. А. Мусурманкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124898/.


Данная статья будет полезной для преподавателей и методистов педагогических колледжей в подготовке будущих учителей русского языка и литературы. Автор рассказывает о важности использования педагогами цифровых образовательных ресурсов, делится опытом обучения студентов создавать сайты, интерактивные упражнения и плакаты, онлайн-тесты, учебные игры по русскому языку и литературе.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой учитель, платформа, цифровая грамотность, искусственный интеллект.

Given article will be useful for teachers and methodologists of pedagogical colleges in the preparation of future teachers of the Russian language and literature. The author talks about the importance of teachers using digital educational resources, shares the experience of teaching students to create websites, interactive exercises and posters, online tests, educational games in Russian language and literature.

Keywords: digitalization, digital teacher, platform, digital literacy, artificial intelligence.

На сегодняшний день учитель русского языка и литературы является одной из востребованных специальностей, которые играют важную роль в поддержке образованной молодежи страны и имеют свое место на современном рынке труда.

В Кызылординском педагогическом высшем колледже имени Маншук Маметовой подготовка учителей русского языка и литературы (специальность 01140600 — Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования, квалификация 4S01140602 — Учитель русского языка и литературы) ведется с 2009 года.

Учитель русского языка и литературы — это педагог, специализирующийся в преподавании русского языка и литературы, как правило, в школе. Эта специальность предполагает обширные знания в русском языке, его структуре, правописании, лексике, синтаксисе, а также в области русской литературы, её истории и культурных контекстах.

Сейчас подготовка учителей русского языка и литературы предполагает не только формирование лингвистических, литературоведческих, методических, психолого-педагогических компетенций, но и, главным образом, развитие цифровой грамотности. Это веление времени и, конечно, связано с цифровизацией образования.

Известно, что «цифровизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [1].

Мы знаем, что для повышения цифровой грамотности населения государством была разработана Программа «Цифровой Казахстан». Целью Государственной Программы «Цифровой Казахстан» являлось ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе. [2, с. 1]

Не секрет, что жизнь современного школьника невозможно представить без интернета. Несмотря на стремительный рост использования гаджетов во всех сферах человеческой жизни, перед педагогами стоит проблема недостаточного владения навыками использования цифровых образовательных ресурсов. Для решения этой проблемы при подготовке педагогов нового формата я считаю очень важным направить все усилия на развитие цифровой грамотности будущих педагогов в стенах учебного заведения. В этой связи мною разработан инновационный проект «Цифровой учитель русского языка и литературы». Целью проекта является создание условий для подготовки цифрового учителя русского языка и литературы, а также адаптация к современным условиям работы в школе.

Актуальность проекта состоит в том, что одним из важных показателей компетентности современного педагога является цифровая компетенция, поэтому на современном этапе очень важно обратить внимание на развитие цифровой грамотности будущих учителей русского языка и литературы.

В результате реализации проекта будущие учителя русского языка и литературы будут самостоятельно создавать интерактивные задания на образовательных платформах и электронные учебные пособия как дополнительное средство обучения, использовать искусственный интеллект, VR-технологии, геймификацию для создания интерактивных уроков русского языка и литературы, владеть основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации по специальности, выступать публично, используя интернет-ресурсы и научно обоснованные материалы.

Реализация проекта осуществлялась через участие на конференциях и семинарах, обучение студентов использованию не только готовых интернет-ресурсов и различных образовательных платформ, но и созданию собственных цифровых образовательных ресурсов.

В рамках проекта «Цифровой учитель русского языка и литературы» под моим руководством студенты разработали свои учебные педагогические проекты. Например, в 2022 году студентка группы ОТ-Р-19 Куатбекова Аружан (ныне студентка гуманитарно-педагогического института КУ имени Коркыт Ата) разработала проект «Электронное учебное пособие как эффективное средство обучения русскому языку и литературе в казахской школе», в 2023 году студентка группы ОТ-Р-20 Данияр Раушан (ныне студентка КазЖенПУ) — «Изучение фразеологизмов в 5–6 классах казахской школы», в 2024 году студентка группы ОТ-Р-21 Канибай Нурсая — «Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и искусственного интеллекта на уроках русского языка и литературы».

Одной из задач проекта «Цифровой учитель русского языка и литературы» было обучение студентов созданию собственных сайтов по отдельным темам школьной программы. В связи с этим была проведена работа по ознакомлению студентов с платформами для создания сайтов, чтобы в дальнейшем они размещали собственные ресурсы на своих сайтах (https://sites.google.com/new?hl=ru, https://www.canva.com/ru_ru/, https://www.websiterating.com/ru, https://brullworfel.ru/turbosite/).

В рамках проекта студентам было предложено разработать интерактивные упражнения по изучению грамматических категорий, составить игровые тестовые задания, к примеру, для обогащения словаря учащихся, создать минутные мультфильмы для толкования значений фразеологизмов и интерактивные плакаты по теме урока. Также при изучении биографии писателей (поэтов) студенты пробовали создавать онлайн-музеи писателя/поэта, оживляли их портреты, чтобы ученики смогли услышать чтение произведения из уст автора.

Подводя итоги, хочется отметить, что в результате инновационного проекта «Цифровой учитель русского языка и литературы» многие наши студенты поступили в высшие учебные заведения на грант, показали отличные результаты на профессиональной практике, умело используя на уроках русского языка и литературы такие цифровые образовательные платформы, как Wordwall, LearningApps,Google Формы, Educaplay,Flippity, Quizlet, Kahoot, Wizer.me, Jamboard, GoogleSites и другие). Все свои материалы студенты размещали на своих сайтах.

Литература:

1. Из материалов курса «Цифровая трансформация ТиППО»

2. Государственная Программа «Цифровой Казахстан», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.12.2017 года № 827 и измененная постановлением Правительства РК от 20.12.2019 № 949.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровизация
цифровой учитель
платформа
цифровая грамотность
искусственный интеллект

Молодой учёный