Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация принципа добросовестности в современном гражданском праве

Юриспруденция
16.05.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Федосов, Е. Э. Реализация принципа добросовестности в современном гражданском праве / Е. Э. Федосов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 593-596. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125328/.


Данная работа посвящена анализу проблемы понимания понятия «добросовестность» в современном гражданском праве.

This work is devoted to the analysis of the problem of understanding the concept of «good faith» in modern civil law.

Проблема понимания понятия «добросовестность» в современном гражданском праве не является новой, над её решением работали ещё такие видные деятели науки как, Новицкий И. Б. [10], Брагинский М.И и Витрянский В. В. [1], Дождев Д. В. [5]. и другие. Однако решения, единого подхода к этому вопросу так и не было найдено.

Следует отметить то, что при изучении данного вопроса необходимо также обратиться работам юристов, не только современности, но и предшествующих периодов. Актуальность этого исследования заключается в том, что во-первых: добросовестность является ценностью гражданского права, его благом, которое обеспечивает взаимные интересы участников гражданских правоотношений [9], во-вторых понятие добросовестности достаточно подробно регламентируется Гражданским Кодексом России, а именно статьями 6, 10, 53, 234, 602, 662 [11] и др., однако данные статьи не содержат в себя определения понятия «добросовестность», что является «почвой» для различных точек зрения относительно единого понимания «понятия» добросовестность в российском праве.

Данное обстоятельство вызывает определённые дискуссии между правоведами, которые не утихают до сих пор. В подтверждение данной мысли приведу несколько примеров. Например: Василенко В. Е. в своей работе «Некоторые доктринальные подходы к проблемам разумности и добросовестности в гражданском законодательстве России» пишет: «Одним из перспективных на сегодняшний день направлений цивилистической науки следует признать формулирование критериев определения понятия добросовестности и разумности, также их последующее нормативное закрепление» [4].

Так, Новицкий И. Б. считал, что добрая совесть включает в себя такие элементы, как: знание о другом, об его интересах, знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении [10]. Петражицкий Л. И. же отрицал присутствие нравственных начал в добросовестности [14]. Некоторые правоведы, такие как Емельянов В. И. и Витрянский В. В. считают, что выработать общее понятие добросовестности не представляется возможным [6], [1]. Скловский К. понимает под доброй совестью исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нём равного себе [8]. Таким образом, можно сказать, что круг точек зрения по вопросу понимания понятия «добросовестность» достаточно обширен.

Проблема добросовестности в гражданском праве актуальна во всех странах. Испокон веков считалось, что добросовестность является неотъемлемым качеством, признаком правоотношений. Как в отношениях между государствами, так и между частными лицами. Исторически категория добросовестности уходит своими корнями к эпохе Древнего Рима, к существовавшей в то время так называемой категории «добрых нравов» — bona fides. Ещё римский юрист Ульпиан писал в своих сочинениях: «изучающему право прежде всего необходимо надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение, наука) boni (добра) и aequi (равенства и справедливости)» [12].

В римском праве на принципе «bona fides» были основаны многочисленные институты [7]. Такие как опека, поручительство, имущественные отношения между супругами, договоры купли-продажи, договоры аренды, подряда, перевозки, найма и многие другие институты. Также существовал особый вид судебных исков, при помощи которых защищались данные отношения.

В результате рецепции римского права категория добросовестности нашла своё отражение во многих зарубежных правопорядках. Однако, следует отметить тот факт, что и российское законодательство также не является исключением.

Проблема добросовестности актуальна и для российского правопорядка. В частности об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время в этой области существует обширный ряд работ, посвящённый данной проблематике, среди них можно выделить следующие:

  1. Принцип добросовестности в обновлённом гражданском законодательстве (Рыженков А. Я.)
  2. Презумпция добросовестности в вещных правоотношениях (Булаевский Б. А.)
  3. Реализация принципа добросовестности в современном гражданском праве (Вердиян Г. В.) [15].

Следует подчеркнуть, что здесь приведены лишь некоторые работы.

Об актуальности проблемы добросовестности свидетельствует также и российское законодательство, так статья 10 ГК РФ [11] посвящена пределам осуществления гражданских прав. В ней закреплены положения, согласно которым не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, не допускаются действия в обход закона с противоправной целью. Также законодательство запрещает иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав, так называемое злоупотребление правом. необходимо отметить, что одним из важнейших положений вышеуказанной статьи является то, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, что конечно же не всегда находит отражение в действительности. Также следует отметить, что понятие добросовестности «носит» двойственных характер с одной стороны добросовестность, является принцип гражданского права, с другой стороны это презумпция.

Перейдём непосредственно к анализу норм гражданского законодательства, посвящённых понятию «добросовестность». Как уже было сказано выше, одной из основных норм гражданского законодательства, регулирующих вопрос добросовестности является статья 10 ГК РФ [11], в которой закреплены пределы осуществления гражданских прав.

Одним из основных положений данной статьи является то что законодательством запрещается осуществление прав, если их осуществление связано исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона либо иное противоправное поведение. То есть, это положение является нормой-запретом.

Но в тоже время часть 5 статьи 10 ГК РФ [11] является презумпцией, так как согласно ей добросовестность участником правоотношений предполагается. Добросовестность участника предполагается пока не будет доказано обратное. В вопросе о том, что же понимать под недобросовестным поведением необходимо выделить два ключевых момента: первое — цель, под которой понимается причинение вреда другим участникам правоотношений, второе — достижение своих целей в обход существующего законодательства, что заведомо является противоправным и не может считаться добросовестным поведением участника правоотношений.

Также следует отметить, что законодатель не сформулировал определения добросовестности, вместо это он перечисляет те действия, которые являются недобросовестными, но в тоже время не проводит чёткого разграничения между ними. Однако, если обратится к части 3 статьи 10 ГК РФ [11], можно сделать вывод о том, что злоупотребление правом является общим понятием, а действия в обход закона и действия, совершаемые с целью причинения вреда его разновидностями. То есть говорить однозначно относительно понятия «добросовестность», как и относить статью 10 ГК РФ только к норме-запрету или презумпции не представляется возможным.

Теперь обратимся к статье 6 ГК РФ [11], основным положением данной статьи является то, что при применении законодательства по аналогии, следует руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости, но как говорилось выше, единое понимание добросовестности отсутствует, то есть участникам гражданских правоотношений следует руководствоваться общепринятыми нормами морали. Как известно, моральный кодекс является неписаным, и для его прояснения можно обратиться либо к так называемому общественному мнению, либо к экспертам [7]. Но современное общество состоит из множества различных социальных групп, представления о добросовестности в которых могут существенно различаться, так же, как и мнения экспертов. Одним из возможных решений вопроса может стать разработка поправки в Гражданский Кодекс, при вынесении её на общественное обсуждение.

Примером подобной практики может стать обсуждение Федерального закона «О полиции» в 2010 году [13].

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод о том, что во-первых понятие «добросовестности» законодательно не определено, что порождает определённые дискуссии в научном сообществе, и проблемы при рассмотрении конкретных дел в судах, во-вторых спектр точек зрения по вопросу понимания добросовестности достаточно широк, некоторые учёные считают, что добросовестность — это правовая презумпция [3], другие правоведы считают добросовестность специальным принципом гражданского права [2], точки зрения учёных-юристов порой диаметрально противоположны, так ставится под сомнение сама возможность выработки единого определения добросовестности, в-третьих на основании вышеизложенного можно сказать, что принцип добросовестности — это обязанность участника гражданского правоотношения при использовании прав и исполнении обязанностей должным образом заботиться о соблюдении прав других участников правоотношения.

Литература:

  1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001.
  2. Бронникова М. Н. Проблемы применения презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2007. № 1.
  3. Булаевский Б. А. Презумпция добросовестности в вещных правоотношениях//Известия ИГЭА.2013. № 6.
  4. Василенко Е. В. Некоторые доктринальные подходы к проблемам разумности и добросовестности в гражданском законодательстве России// Государство и право № 5.
  5. Дождев Д. В. Добросовестность (bona fides) как правовой принцип // Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.
  6. Емельянов В. И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Книга, 2002.
  7. Рыженков А. Я. Принцип добросовестности в обновлённом гражданском законодательстве//Гражданское право. Жилищное право. 2013. № 3.
  8. Скловский К. К вопросу о применении понятий добросовестности и основы правопорядка и нравственности // Хозяйство и право. 2005. № 8.
  9. Шелер М. Избранные произведения. М., 2000.
  10. Новицкий И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ww.center-bereg.ru/b13498.htmlw (дата обращения: 3.11.2015г.)
  11. Гражданский Кодекс РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173467 (дата обращения: 3.11.2015г.)
  12. Домиций Ульпиан. Биография. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_41.php (дата обращения: 4.11.2015г.)
  13. Обсуждение закона «О полиции». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/trend/police_law_discussion_07082010/ (дата обращения: 15.11.2015г.)
  14. Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права. М.: Статут, 2002. С. 235.
  15. Вердиян Г. В. Реализация принципа добросовестности в современном гражданском праве // Финансы: теория и практика. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-dobrosovestnosti-v-sovremennom-grazhdanskom-prave (дата обращения: 16.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 593-596):
Часть 9 (стр. 569-637)
Расположение в файле:
стр. 569стр. 593-596стр. 637

Молодой учёный