Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте

Психология
15.05.2025
85
Поделиться
Библиографическое описание
Шевчук, А. Ю. Особенности ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте / А. Ю. Шевчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 705-707. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124976/.


В статье рассматриваются особенности формирования и динамики ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются факторы, влияющие на становление системы ценностей, включая социальное окружение, культурные нормы и индивидуально-психологические особенности. Особое внимание уделяется различиям в ценностных приоритетах между подростками и юношами, а также их связи с личностным развитием и социальной адаптацией.

Ключевые слова : ценностные ориентации, подростковый возраст, юношеский возраст, психология развития, социализация.

The article examines the features of the formation and dynamics of value orientations in adolescence and adolescence. The factors influencing the formation of the value system, including the social environment, cultural norms and individual psychological characteristics, are analyzed. Special attention is paid to the differences in value priorities between adolescents and young men, as well as their relationship to personal development and social adaptation.

Keywords : value orientations, adolescence, adolescence, developmental psychology, socialization.

Введение

Ценностные ориентации представляют собой важный компонент личности, определяющий мотивацию, поведение и мировоззрение человека. В подростковом и юношеском возрасте происходит активное формирование системы ценностей, что связано с процессами самоопределения, социализации и когнитивного развития. Изучение особенностей ценностных ориентаций в эти периоды позволяет лучше понять механизмы личностного роста и адаптации в социуме.

Теоретические основы исследования ценностных ориентации

Ценностные ориентации (ЦО) — это устойчивые представления о значимых жизненных целях, принципах и нормах, которые регулируют поведение человека (Ш. Шварц, М. Рокич). В подростковом возрасте (12–17 лет) ЦО формируются под влиянием семьи, сверстников и образовательной среды, тогда как в юношеском возрасте (18–25 лет) на первый план выходят профессиональное самоопределение и автономия (Э. Эриксон).

Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Подростковый период характеризуется:

1) противоречивостью ценностей — сочетанием стремления к независимости и потребности в одобрении;

2) влиянием референтных групп — сверстники становятся основным источником ценностных норм;

3) экспериментированием — активным поиском идеалов через субкультуры, социальные сети.

По данным исследований (Г. С. Абрамова), в этом возрасте доминируют ценности дружбы, любви, самореализации и материального благополучия.

Динамика ценностей в юношеском возрасте. Юношеский возраст связан с более осознанным выбором ценностей:

1. Профессиональные и образовательные ценности выходят на первый план.

2. Усиление автономии — снижение зависимости от мнения родителей.

3. Формирование жизненной философии — ориентация на долгосрочные цели (семья, карьера, саморазвитие).

Согласно теории Ш. Шварца, в юности повышается значимость ценностей самостоятельности, достижений и универсализма.

Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций.

1. Семья — передача базовых норм и традиций.

2. Образование — развитие критического мышления и расширение кругозора.

3. Культура и СМИ — формирование идеалов через цифровые технологии.

4. Индивидуальные особенности — темперамент, уровень рефлексии.

Ценностную ориентацию подростков и старшеклассников мы анализировали на базе методики Ш. Шварца «Ценностный опросник».

Он даёт количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностейна уровне нормативных идеалов,ина уровне индивидуальных приоритетов. Изучает реально действующие ценности личности, индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в поведении человека.

В ходе изучения нами получены следующие данные, которые представлены в графике.

Ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов старшеклассников

Рис. 1. Ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов старшеклассников

Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков и старшеклассников мы анализировали на базе методики С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

В ходе изучения полученных данных в пятерку наиболее значимых ценностей вошли: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; помощь, милосердие к людям; уважение людей и влияние на окружающих; любовь. Низко значимыми ценностями для них являются: поиск и наслаждение прекрасным; социальная активность; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми.

Выраженность показателей уровня наиболее значимых ценностей подростков и старшеклассников

Рис. 2. Выраженность показателей уровня наиболее значимых ценностей подростков и старшеклассников

Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволяет нам сделатьнекоторые выводы о самоидентификации различных возрастных групп школьников в разрезе ценностных ориентиров современного общества: для каждого этапа человеческой жизни соответствует своя система ценностных ориентаций. Зародившаяся базовая система ценностей с возрастом подвергается изменениям, на которые влияет не только социальная среда, но и возрастной критерий, в подростковом возрасте на первое место выходит сохранение собственной индивидуальности. У старшеклассниковвсфере жизненных ценностей главное место занимает сфера общественной жизни. Также немаловажную роль играет сфера обучения и образования.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию ценностных ориентаций у подростков и юношей

Ценностные ориентации подростков и юношей формируются в диалоге с миром. Родители и педагоги могут стать надежными проводниками, если сочетают уважение к самостоятельности с мудрым руководством. Ключевые принципы: доверие, пример, критическое мышление и поддержка выбора.

Заключение

Ценностные ориентации в подростковом и юношеском возрасте претерпевают значительные изменения, отражая переход от зависимого мировосприятия к автономному. Понимание этих процессов важно для психолого-педагогического сопровождения молодежи, помогая создать условия для гармоничного развития личности.

Литература:

  1. Красиков В. И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблема метафизической самоидентификации человека / В. И. Красиков. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 3.
  2. Обухова Л. Ф. Детская-возрастная психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
  3. Майорова-Щеглова С. Н. Анкетирование детей: ошибки текстов и смыслов. Выступление на V социологической Грушинской конференции «Большая социология: расширение пространства данных». Москва, 12–13 марта 2015 г.
  4. Александрова Ю. Ю., Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 3 (55). C. 64–77.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ценностные ориентации
подростковый возраст
юношеский возраст
психология развития
социализация
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 705-707):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 705-707стр. 709

Молодой учёный