Цель данной работы заключается в анализе необходимости создания нового кодекса, который бы обеспечил правовую определенность и упрощение судебных административных процедур. Важными аспектами исследования станут структура и основные принципы нового кодекса, а также его соответствие международным стандартам. Ключевыми фигурами в этом процессе являются как законодатели, так и представители правозащитных организаций, которые активно выступают за реформирование административного законодательства.
Ключевые слова: кодификация, административное право, административный процесс, реформирование, совершенствование законодательства, административно-процессуальный кодекс.
Разработка Административно-процессуального кодекса Российской Федерации представляет собой важную задачу, обусловленную необходимостью упорядочивания и систематизации административных процедур. В условиях современного общества, где взаимодействие граждан с государственными органами становится все более сложным, актуализируется проблема фрагментарности и недостатка прозрачности существующей системы административного регулирования. Эти недостатки не только затрудняют процесс защиты прав граждан, но и создают предпосылки для коррупции и произвола со стороны властей.
Актуальность темы создания Административно-процессуального кодекса для Российской Федерации обусловлена глобальными тенденциями к улучшению правоприменительной практики и обеспечению прав граждан учитывая сложность действующих административных процедур, а также необходимость в четком и доступном законодательстве становится особенно очевидной.
В рамках данной темы можно попытаться решить задачи, связанные с разработкой структуры нового кодекса, определением его основных принципов и анализом ожидаемых изменений в правоприменительной практике. Важно также рассмотреть, как новый кодекс может повлиять на защиту прав граждан и улучшение взаимодействия между государством и обществом.
Дополнительные вопросы, которые помогут раскрыть тему, могут включать: Каковы основные недостатки существующей системы административного регулирования? Какие международные практики могут быть адаптированы для России? Как создание нового кодекса повлияет на правоприменение в различных сферах?
Таким образом, данное исследование направлено на выявление ключевых аспектов создания Административно-процессуального кодекса, что позволит более глубоко понять его значение и влияние на правовую систему России.
Говоря о проблемах существующей системы судебного административно процесса, следует начать с того, что бюрократические барьеры представляют собой одну из основных проблем действующей системы административного регулирования в Российской Федерации. Сложные процедуры и избыточные требования создают значительные трудности для граждан и организаций, что свидетельствует о наличии трудностей в административных процессах, а также подчеркивает необходимость упрощения и оптимизации процессов для повышения их доступности и эффективности.
Кроме того, недостаточная правовая определенность в действующем административном регулировании приводит к неоднозначности в применении норм и затрудняет защиту прав граждан. Отсутствие четко сформулированных процедур и правил способствует увеличению числа конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.
Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в 2024 году было проведено исследование относительно доступности правосудия, возможности обращения в государственные, административные и судебные органы, возможности получения законного по всем правилам решения по различным жизненным ситуация. Так исследование показало, что 67 % респондентов испытывали сложности при вступлении в судебный административный процесс, что как нельзя кстати акцентирует внимание на важности создания административно-процессуального кодекса, который гарантирует четкость и предсказуемость в правоприменении.
Если говорить о преимуществах вышеназванного Административно-процессуального кодекса РФ, то следует начать с того, что во-первых это появление ясности и прозрачности судебного административного процесса/административных процедур как таковых, что в свою очередь позволит гражданам и организациям лучше понимать свои права и обязанности, поможет четко прослеживать ход действий в судебном порядке, сопоставлять их с действующим законодательством, выявлять отклонения, что в дальнейшем минимизирует риск возникновения споров, связанных с неоднозначностью судебного административного процесса, тем самым реализуя главные принципы правосудия [1]. Во вторых, упрощение судебного административного процесса, сокращение сроков рассмотрения определенных категорий дел, что позволит гражданам и организациям получить мотивированные и законные по всем правилам судебные решения, что также влечет снижение издержек с обеих сторон, а также повысит эффективность работы суда, что значительно улучшит доступ к правосудию, а также влечет за собой возрастание доверия вышеназванных субъектов к судебным органам.
Говоря о будущей структуре Кодекса, следует начать как правило с основных разделов, которые состоят из преамбулы (введение) здесь охватываются общие аспекты, а именно цели, задачи, основополагающие принципы административного процесса, главы (разделы), посвященные административному процессу, как в суде (конкретный ход судебного разбирательства во всех инстанциях) в соответствии с конкретным видом спора, так и в государственных учреждениях (конкретный ход обращения и обжалования принятых решений), что будет гарантировать защиту граждан от неправомерных действий со стороны государственных органов. Особо следует уделить внимание, нормам, направленным на упрощение судебного административного процесса, снижение бюрократических препятствий и обеспечение ясности, четкости и структурированности названных процессов.
Особо следует подчеркнуть необходимость взаимодействия Административно-процессуального кодекса с другими федеральными законами и законодательным актам, такими как, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, что обеспечит единообразие правоприменительной практики и исключит противоречия, которые могут привести к возникновению споров и вынесению неправосудных решений. Так, очень важно комплексно подходить реформированию административного процесса, а также блюсти баланс эффективности и реальности защиты прав граждан и организаций [2].
Говоря о введении нового процессуального кодекса, необходимо учитывать значительную нагрузку на судебную систему, ведь неизбежно возникнут вопросы, связанные с его интерпретацией судебными и государственными органами, поскольку отсутствие четких методических рекомендаций или разъяснений, может привести к расхождениям в судебной практике [3]. В связи с чем одной из ключевых проблем является необходимость обеспечения единообразного понимания и применения норм Кодекса.
Также очень важно учитывать международный опыт в области административного регулирования, поскольку он представляет особый богатый источник знаний и практики применения, который может быть полезен для разработки отечественного Административно-процессуального кодекса.
Следует обратить внимание на современное административное право и процесс Федеративной Республики Германия (ФРГ), которая имеет одни из самых обширных и детально проработанных кодифицированных законов об административном производстве/процессе, которые регулируют общие правила и процедуры, применяемые при осуществлении правосудия, что способствует повышению ответственности со стороны судебных и государственных органов в защите прав граждан [4].
Внедрение Административно-процессуального кодекса в правовую систему Российской Федерации должно осуществляться поэтапно, учитывая уже имеющийся опыт, так примером такого подхода является принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в 2015 году. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стало первым шагом на пути к систематизации норм административного судопроизводства. Подчеркивая важность поэтапного внедрения нового процессуального кодекса, следует отметить, необходимость разработки концепции кодекса, обсуждение проекта кодекса с главными экспертами в области права и общественностью, возможно издание «пилотных» проектов кодекса с целью тестирования его положений и последующую адаптацию в правовую систему Российской Федерации. Именно такой подход обеспечит минимизацию возможных рисков и проблем и позволит учесть все практические аспекты применения нового процессуального кодекса.
Учитывая изложенное, на мой взгляд, проведенное исследование подтвердило необходимость введения нового административно-процессуального кодекса Российской Федерации. Анализируя существующие в настоящее время проблемы в области судебного административного процесса, мной были выявлены ключевые недостатки, такие как неопределенность, неструктурированность, непоследовательность, неоправданная сложность административного законодательства, избыточная бюрократия, и проблемная защита прав граждан. Вышеназванные проблемы создают значительные препятствия для осуществления эффективного взаимодействия граждан и организаций с судебными и государственными органами, что как нельзя кстати подчеркивает актуальность разработки административного-процессуального кодекса в РФ.
В ходе проведенного исследования также были выявлены преимущества введения процессуального кодекса, так, он направлен на упрощение судебной административной процедуры, повышение ясности, прозрачности и правовой определенности, что влечет усиление защиты прав граждан и организаций и повышение доверия вышеназванных субъектов к суду при осуществлении правосудия. Также проанализировав опыт зарубежных стран, которые успешно внедрили современное административное процессуальное законодательство, можно сделать вывод о демонстрации значительных преимуществ такого шага.
Кроме того, нами предложены рекомендации и этапы реализации такого процессуального закона, что позволит обеспечить успешную интеграцию отечественного административно-процессуального кодекса в правовую систему Российской Федерации.
Литература:
- Волков, А. М. Административный процессуальный кодекс: спорная, но осуществимая идея / А. М. Волков // NB: Административное право и практика администрирования. — 2024. — № 1. — С. 39–53. — DOI 10.7256/2306–9945.2024.1.40073. — EDN VFAEMU.
- Газизов, Д. А. Актуальные вопросы регулирования административно-процессуальных отношений в контексте проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Масленников М. Я. Российский административно-процессуальный кодекс-реальный и самодостаточный // Административное право и процесс. 2012. N 2. С. 22–29.
- Соловьев А. А., Опалев Р. О. Административная юстиция в зарубежных государствах: особенности функционирования отдельных институтов административного судопроизводства. М., 2017