Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование навыков чтения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными интеллектуальными нарушениями

Педагогика
19.05.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Залова, Б. Т. Формирование навыков чтения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными интеллектуальными нарушениями / Б. Т. Залова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 742-744. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125207/.


В статье указано, что современная образовательная парадигма характеризуется ориентацией на полноценное развитие детей, имеющих нарушения различного типа. Кратко охарактеризованы основные особенности детей с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными интеллектуальными нарушениями. Показано, что наиболее эффективными методиками обучения таких детей являются «глобальное чтение» и «картинно-графический план». Отмечается, что процесс овладения чтением представляет собой мощный стимул дальнейшего психического и социального развития ребёнка.

Ключевые слова: чтение, младшие школьники, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, глобальное чтение, картинно-графический план.

Современная общественная ситуация характеризуется двумя значимыми тенденциями: во-первых, повышается «видимость» людей с различными отклонениями от нормы, во-вторых, активно развиваются и внедряются коррекционные педагогические методы. Следствием вышесказанного является интенсификация комплексного психолого-педагогического подхода к социализации и образованию детей, имеющих определённые проблемы развития, в том числе расстройства аутистического спектра (РАС).

Как отмечает Е. Л. Григоренко, почти 300 лет изучения РАС обусловили становление теоретических представлений о данном феномене и стали базисом для нескольких классификаций [2, с. 31]. На данный момент при диагностике РАС применяются две международные классификации. Первая — «Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем», в частности, её десятое издание. Вторая — каталог Американской психиатрической ассоциации, а именно, его пятая версия. Следует отметить, что между данными классификациями существуют определённые расхождения в трактовке РАС, однако обобщённый анализ позволяет выделить несколько инвариантных особенностей данного заболевания.

Прежде всего, РАС характеризуются стойким дефицитом социальных коммуникаций и социального взаимодействия без учёта наличия общей задержки развития. Не менее важным показателем является присутствие ограниченных, повторяющихся моделей поведения, интересов и деятельности. Также следует отметить, что РАС присутствуют с самого детства, однако проявиться могут и позже — тогда, когда социальные требования вступят в противоречие с особенностями развития ребёнка. Наконец, РАС, так или иначе, способствуют ограничению и нарушению повседневного функционирования.

Осложнённые интеллектуальные нарушения, которые могут сопровождать РАС, усугубляют общую картину болезни. Так, И. А. Каткова отмечает, что у умственно отсталых детей с аутизмом пропадает общение, наблюдается регресс речи, минимизируется взаимодействие с окружающими людьми, проявляются стёртые неврозоподобные нарушения, возникают моторные стереотипии, а также выраженные нарушения самосознания. У таких детей могут фиксироваться психопатоподобные нарушения, проявляется сверхчувствительность, сонливость, а также явное избегание коммуникации [3, с. 39].

В контексте исследуемой темы отметим, что чтение является одним из наиболее важных и значимых видов коммуникативно-познавательной деятельности, ориентированной на восприятие информации из письменного текста. Чтение представляет собой важнейший фундамент любой информационной и образовательной деятельности, а также основное средство приобщения к родному языку и культуре. Можно сказать, что оно является тем орудием, при помощи которого человек успешно и эффективно развивает собственный кругозор, приобретает знания в самых разных областях. Нормотипичные дети овладевают этой способностью относительно легко, без привлечения дополнительных коррекционно-педагогических средств и методов. С другой стороны, дети, имеющие особенности развития, нуждаются в грамотной профессиональной помощи, призванной сформировать у них навыки чтении.

Характеризуя особенности овладения чтением детьми с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, Л. Г. Нуриева отмечает, что, несмотря на достаточный лексикон, для них характерны трудности в построении развёрнутого высказывания и диалога. Такая особенность проявляется в использовании односложной речи и большого количества стереотипий. Вместе с тем, существуют методы, позволяющие сформировать у детей с РАС навыки чтения. Они основываются на тяготении детей к знаковой, символической форме восприятия информации, что особенно актуально на начальном этапе применения приёма «глобального чтения» [4].

Вышесказанное свидетельствует о том, что формирование навыков чтения у младших школьников с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, должно основываться на наиболее сильной стороне их когнитивного развития, т. е. максимально возможном привлечении визуализации. Дети рассматриваемой категории характеризуются достаточно большим объёмом визуального восприятия, хорошей зрительной памятью, выраженным предпочтением зрительной информации. Следовательно, наиболее эффективными методиками обучения младших школьников с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, являются «глобальное чтение» и «картинно-графический план».

Суть метода «глобального чтения» заключается в том, что ребёнок зрительно воспринимает написанные целиком слова, словосочетания и короткие предложения. Таким образом, в речевой памяти происходит накопление живых акустических образов в их взаимосвязи с графической формой, со зримым образом слова. Как итог, в результате когнитивной деятельности ребёнка он самостоятельно разрабатывает методику чтения любых слов и текстов. Как отмечает А. В. Амирова, если нормотипичные дети обучаются по принципу от буквы к слогу, от слога к слову, т. е. с использованием фонематического метода, то дети с особенностями развития используют более естественный метод, поскольку люди мыслят не буквами и слогами, а целыми словами [1, с. 56].

Обучая детей с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, необходимо помнить об их склонности к эхолалиям при обработке навыков правильного чтения за педагогом. Для предотвращения речевых стереотипий и эхолаличных повторов текста необходимо давать младшекласснику упражнения, содержащие максимально разнообразный материал. На следующем этапе целесообразно переориентироваться на аналитико-синтетический способ обучения, учитывая при этом склонности аутичных детей к стереотипии. Необходимо строить обучение так, чтобы избежать однотипных заданий. Кроме того, эффективным методом обучения является использование способности аутичных детей к быстрому усвоению различной символьной и знаковой информации, расширяя содержательную составляющую упражнений путём использования компьютера. При возникновении возможных затруднений следует использовать объяснения с привлечением «картинно-графического плана».

Так, Е. Е. Сергеева отмечает, что формирование смысловых связей и отношений, представляющих собой содержательную структуру речевого общения, обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Моделирование данной системы может быть осуществлено в виде наглядного графического плана, отображающего правила построения как отдельного высказывания, так и связного текста [5, с. 158]. Таким образом, применение символической аналогии будет способствовать, во-первых, эффективному формированию навыков чтения, во-вторых, овладению детьми навыками систематизации полученных знаний.

Кроме того, при обучении аутичных детей целесообразно соотносить изучаемый материал с личным опытом школьника младших классов. Чтение должно быть не механическим, а осмысленным, поэтому ребёнка следует научить воспринимать учебную информацию сначала в целом, а затем — уточнять и детализировать её компоненты. При этом педагог может использовать различного рода подсказки, например, в виде артикуляционной позы, совместного прочтения, стимуляции, поощрения. Можно использовать специальные жестовые символы, шрифты различных цветов и размеров, а также разный цветовой фон. Для того чтобы избегать монотонного механического чтения, необходимо обучить ребёнка навыкам чтения с изменением силы голоса, с использованием речевого дыхания, постоянно расширять его лексикон.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что процесс овладения чтением представляет собой мощный стимул дальнейшего психического развития ребёнка. Использование специальных коррекционно-педагогических методик при обучении чтению младших школьников с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, способствует развитию их мыслительных процессов. Кроме того, дети постепенно овладевают навыками речевого общения и коммуникативного взаимодействия, что положительно сказывается на их социальном развитии и обеспечивает успешную интеграцию в общество.

Литература:

  1. Амирова А. В. Использование «глобального чтения» как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями / А. В. Амирова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. — 2016. — № 5. — С. 53–59.
  2. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс / Е. Л. Григоренко. — М.: Практика, 2018. — 280 с.
  3. Каткова И. А. Технология обучения чтению умственно отсталых детей со сложными нарушениями развития: дис. … канд. пед. наук / И. А. Каткова. — М., 2017. — 322 с.
  4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л. Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2016. — 108 с.
  5. Сергеева Е. Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР / Е. Е. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 29. — С. 157–161.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
чтение
младшие школьники
расстройства аутистического спектра
интеллектуальные нарушения
глобальное чтение
картинно-графический план
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 742-744):
Часть 11 (стр. 711-775)
Расположение в файле:
стр. 711стр. 742-744стр. 775

Молодой учёный