В статье представлены результаты исследования структуры и выраженности составляющих ценностно-смыслового компонента у старшеклассников, определившихся и не определившихся с выбором профессии, а также результаты анализа связи мотивов выбора профессии, ценностных и смысложизненных ориентаций с уровнем профессионального самоопределения.
Ключевые слова: самооценка, дошкольники, полные семьи, неполные семьи, семейное воспитание.
Выбор профессии имеет большое значение в жизни человека не только потому, что профессия является источником существования, но и потому, что она определяет всю его жизнь, обеспечивает реализацию личности, место в обществе. Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, большое количество старшеклассников не имеет предопределенных профессиональных намерений, не готовы к осознанному выбору профессии, выбирают профессию, руководствуясь внешними мотивами, мнением родителей и друзей, не способны самостоятельно принимать решения при выборе профессии [3, 5, 8, 11 и др.]. Те же выпускники школ, которые уже выбрали ту или иную профессию, все же выражают неуверенность в правильности свое выбора, либо недовольны им [9]. Это объясняет необходимость изучения условий, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников, одним из которых признана сформированность ценностно-смыслового компонента профессионального самоопределения [2, 4, 6, 8 и др.]. Несмотря на то, что многие отечественные ученые рассматриваю ценностно-смысловой компонент как важнейший в структуре профессионального самоопределения [1, 4, 7, 10 и др.], его особенности в профессиональном самоопределении старшеклассников изучен относительно мало. В частности, недостаточно изученной является связь терминальных и инструментальных ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников с уровнем и мотивами их профессионального самоопределения.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении ценностно-смысловой компонент профессионального самоопределения старшеклассников.
Основанной гипотезой исследования выступило предположения о том, что существуют различия в ценностно-смысловом компоненте профессионального самоопределения старшеклассников с разной степенью осознанности профессионального выбора.
В исследовании приняли участие 50 учащихся 11 классов в возрасте 16–17 лет. Из них 22 старшеклассника мужского пола и 28 старшеклассников женского пола. Для исследования уровня осознанности профессионального самоопределения применялась методика статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, А. Г. Грецова. Для изучения ценностно-смыслового компонента профессионального самоопределения применялись методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича в адаптации Д. А. Леонтьева и Тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева.
В ходе исследования профессионального самоопределения выявлено, что у большинства (60 %) старшеклассников, принявших участие в исследовании, профессиональное самоопределение не сформировано, что проявляется в отсутствии устойчивых профессиональных планов и целей, недостаточной самостоятельности в принятии решений при выборе профессии, в наличии множества альтернативных вариантов и трудностях окончательного выбора одного из них.
Исследование ценностно-смыслового компонента показало, что на уровне средних показателей в исследуемой выборке старшеклассников доминирующими при выборе профессии являются внутренние мотивы, но у 32 % старшеклассников выбор профессии основывается на внешних мотивах, что является неблагоприятным показателем, так как условием успешного профессионального самоопределения является наличие внутренней мотивации. У старшеклассников в структуре ценностных ориентаций доминируют индивидуальные ценности (материальное благополучие, здоровье, независимость, смелость) и ценности межличностных отношений (счастливая семейная жизнь, наличие друзей, любовь, честность), а ценности, относящиеся к ценностям профессиональной самореализации, (интересная работа, творчество, продуктивная жизнь, исполнительность) являются одними из наименее значимых для старшеклассников. У большого числа старшеклассников низкая осмысленность жизни (34 %), не сформированы жизненные цели (64 %), низкие показатели интереса и эмоциональной насыщенности текущей жизни (56 %), уверенности в способности управлять собственной жизнью (32 %) контролировать внешние обстоятельства, влияющие на их жизнь (60 %).
Результаты сравнительного анализа структуры и выраженности составляющих ценностно-смыслового компонента у старшеклассников, определившихся и не определившихся с выбором профессии, показали, что старшеклассники с сформированным профессиональным самоопределением (осознанным и самостоятельным выбором профессии) характеризуются более выраженными внутренними мотивами профессионального выбора, более высокой осмысленностью жизни, целеустремленностью, уверенностью в своей способности управлять своей жизнью и контролировать внешние обстоятельства жизни, отличается более выраженной ориентацией на ценности профессиональной самореализации, чем старшеклассники с несформированным профессиональным самоопределением.
В ходе корреляционного анализа установлено, что чем более у старшеклассников выражены внутренние мотивы выбора профессии, смысложизненные ориентации, вера в свою способность управлять собственной жизнью и контролировать внешние обстоятельства жизни, чем более для них ценными являются ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, ответственность), а также общественное признание, уверенность в себе, независимость, образованность, и смелость в отстаивании своего мнения, тем они более самостоятельно и осознанно выбирают профессию.
Таким образом, ценностно-смысловой компонент профессионального самоопределения старшеклассников включает внутренние личные и социальные мотивы, ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, ответственность), интеллектуальные ценности (образованность), индивидуальные ценности (уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь), осмысленность жизни, сформированные цели на будущее, принятие ответственности за свои действия и собственную жизнь.
Литература:
- Айбазова С. Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 239 с.
- Белова Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург: УрГУ им. А. М. Горького, 2004. 25 с.
- Каргин М. И., Глебов В. Ю. Особенности мотивов выбора профессии у старшеклассников общеобразовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 397–404.
- Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 37–59.
- Мирончук Н. Н. Особенности жизненного самоопределения и формирования профессиональных намерений старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 92–95.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
- Спиридонова Н. Ю. Выбор профессии в юношеском возрасте: факторы и современные тенденции // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10–1. С. 158–162.
- Шишкина О. В. Центр дополнительного образования как ресурс профессионального самоопределения старшеклассников: дис.... канд. пед. наук. Киров, 2014. 208 с.
- Шукуева Б. Г. Психологические особенности профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций Чеченской Республики: Дис.... канд. псих. наук. М., 2015. 190 с.
- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
- Maksimova L. Y., Grigorovich L. A., Kurenkova M. V. Professional self-determination and meaning-inlife orientations among adolescent females in a transitive society // Conference: Psychology of Personality: Real and Virtual Context. 2020. V. 94. Р. 410–418.