Совершенствование механизмов государственного управления в системе органов юстиции Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.

Дата публикации: 17.05.2025

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Банит, В. Г. Совершенствование механизмов государственного управления в системе органов юстиции Российской Федерации / В. Г. Банит. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125429/ (дата обращения: 26.06.2025).



Статья посвящена анализу механизмов государственного управления в системе органов юстиции РФ. Рассматриваются нормативные основы, структурные особенности и актуальные проблемы управления, включая дублирование полномочий и недостаточную цифровизацию. Обоснованы направления совершенствования — внедрение ИИ, развитие KPI и цифровых платформ.

Ключевые слова: государственное управление, органы юстиции, Минюст РФ, правовое регулирование, подзаконные акты, цифровизация, кадровое обеспечение, публичная администрация, юридическая инфраструктура, регуляторная политика.

Государственное управление в сфере юстиции представляет собой специфическую разновидность публичного администрирования, выражающуюся в организующем и регулирующем воздействии уполномоченных субъектов исполнительной власти на деятельность правоприменительных, регистрационно-учетных и контрольных органов, обеспечивающих реализацию задач правового государствах [6, c. 176].

Среди ключевых признаков государственного управления в юстиции (таблица 1) выделяются характеристики, отражающие как правовую природу управления, так и его институциональную и функциональную специфику.

Таблица 1

Ключевые признаки государственного управления в сфере юстиции [8, c. 32]

Признак государственного управления

Характеристика

Наличие властных полномочий

Управление осуществляется от имени государства, предполагает обязательность исполнения решений

Организационная целенаправленность

Все управленческие действия подчинены достижению стратегических задач в правовой сфере

Опора на правовые нормы

Функционирование органов юстиции строго регламентировано нормами законодательства

Институциональная закрепленность

Управленческие функции реализуются специальными органами с установленным правовым статусом

Системность и иерархичность структуры

Управление выстроено по вертикали, с разграничением компетенций между уровнями и звеньями системы

Функциональная многообразность

Включает не только контроль и надзор, но и нормотворчество, координацию, кадровую и аналитическую работу

Органы юстиции занимают важное место в системе публичного управления, выполняя одновременно сервисные, регулятивные и контрольные задачи. Их деятельность представляет собой связующее звено между государственным аппаратом и гражданским обществом в сфере реализации и охраны прав, свобод и законных интересов.

С точки зрения функциональной классификации, управление в юстиции может быть условно подразделено на:

— Нормативное (подготовка и реализация нормативных правовых актов);

— Контрольное (надзор за исполнением законодательства, функционирование служб исполнения наказаний и судебных приставов);

— Кадровое (формирование и развитие профессионального корпуса юристов, кадровое обеспечение судебной системы);

— Методическое и координационное (обеспечение единообразия практики, реализация государственной правовой политики) [8, c. 31].

Такое многоаспектное понимание государственного управления позволяет рассматривать органы юстиции как носителей юридико-институционального баланса в системе правосудия.

Функционирование системы органов юстиции Российской Федерации регулируется многоуровневым нормативным массивом, включающим конституционные нормы, федеральные законы, подзаконные акты и ведомственные регламенты.

Конституция Российской Федерации закладывает основополагающие принципы правосудия и государственного управления в юстиции [1]. Так, статьи 71 и 72 определяют разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ, включая вопросы судоустройства, уголовного и гражданского законодательства. Статья 118 закрепляет принцип независимости судебной власти, а статья 125 — полномочия Конституционного Суда, как института, обеспечивающего конституционную законность в управленческих отношениях.

В рамках действующего законодательства правовой статус, полномочия и функции Министерства юстиции Российской Федерации закреплены Указом Президента РФ от 13.01.2023 № 10 (в ред. от 09.10.2023), утвердившим новое Положение о Минюсте РФ [3]. В документе определены задачи министерства, включая реализацию государственной политики в сфере юстиции, нормативно-правовое регулирование, обеспечение деятельности УИС, нотариата, адвокатуры, государственной регистрации актов и организаций.

Кадровая, организационная и дисциплинарная регламентация в системе органов юстиции осуществляется на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 08.08.2024) [2]. Закон устанавливает правовые и организационные основы гражданской службы, определяет классификацию должностей, принципы назначения, оценки эффективности и профессионального развития служащих, включая классные чины юстиции, применяемые в Минюсте РФ.

Приказы Министерства юстиции РФ служат инструментами внутриведомственной регламентации, определяя порядок организационного взаимодействия, документооборота и исполнения полномочий. Так, среди наиболее значимых подзаконных актов можно выделить приказ Минюста России от 12 ноября 2020 г. № 278 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» [4], а также приказ Минюста России от 30 сентября 2021 г. № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» [5]. Указанные документы обеспечивают единообразие процедур взаимодействия между НКО и органами юстиции, формализуют состав предоставляемой информации и сроки её представления, тем самым способствуя прозрачности и правовой определенности в деятельности соответствующих субъектов.

Органы юстиции в Российской Федерации обладают сложной и разветвленной структурой, включающей как федеральные, так и территориальные подразделения, где ключевым звеном является Министерство юстиции Российской Федерации, осуществляющее общее руководство, нормативное регулирование и координацию подведомственных служб.

Центральный аппарат включает департаменты и управления, отвечающие за нормативно-правовую деятельность, международное сотрудничество, правовое просвещение, регистрацию актов, контроль в сфере НКО, нотариата и адвокатуры. К ключевым подведомственным структурам относятся Федеральная служба судебных приставов (ФССП), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), а также научные, экспертные и правовые учреждения (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, находящийся в ведении Минюста) (рисунок 1).

Территориальные органы Минюста представлены управлениями по субъектам Российской Федерации, осуществляющими функции на местах, включая регистрацию, надзор и взаимодействие с органами исполнительной власти регионального уровня.

Структура Министерства юстиции РФ

Рис. 1. Структура Министерства юстиции РФ

Органы юстиции не осуществляют правосудие в процессуальном смысле, однако обеспечивают его функционирование через регистрацию и сопровождение нормативных актов, ведение реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестра НКО), контроль за деятельностью нотариусов, адвокатов и судебных приставов, а также через кадровое обеспечение для системы исполнения наказаний и иных правовых институтов. Их взаимодействие с судами, прокуратурой и правоохранительными органами реализуется посредством совместных приказов (например, с МВД и ФСИН), соглашений о межведомственном сотрудничестве, инструкций по организации документооборота и участию в рабочих группах при Правительстве РФ и Генеральной прокуратуре по вопросам правового регулирования и координации контрольно-надзорной деятельности.

Органы юстиции играют важную роль в правовом просвещении, обеспечении доступности правосудия и развитии электронных сервисов правовой помощи, что особенно актуально в контексте цифровизации государственного управления.

Современная система государственного управления в области юстиции Российской Федерации сталкивается с рядом институциональных и функциональных проблем, препятствующих эффективной реализации задач, возложенных на органы юстиции. Эти проблемы носят как системный, так и операциональный характер, что требует комплексного подхода к их идентификации и устранению [7, c. 37].

В условиях вертикально интегрированной модели управления часто наблюдается наложение компетенций между центральными аппаратами Минюста, территориальными подразделениями и подведомственными структурами, что приводит к размытости ответственности, избыточной бюрократизации и снижению оперативности в принятии управленческих решений.

Также проблемой является недостаточность цифровой трансформации процессов правового администрирования: несмотря на внедрение отдельных электронных сервисов (например, ЕГРЮЛ, система регистрации НКО), остаётся существенный разрыв между формальными задачами цифровизации и их реальной реализацией. Лишь 91,1 % заявок в рамках системы «Правовая помощь» обрабатываются через госюрбюро в традиционном (не цифровом) формате [9]. Электронный документооборот между ведомствами остается фрагментарным: более 40 % территориальных подразделений Минюста не подключены к единому хранилищу регламентов и форм документов. Введенная в эксплуатацию система ГИС НКО до сих пор не интегрирована с базами данных судебных и регистрационных органов, что ограничивает сквозное взаимодействие. Также выявлены системные нарушения в ведении ФГИС ПФ: в 2023 году до 18 % записей содержали некорректные или устаревшие данные, а регламент по контролю качества этих данных отсутствует вовсе.

Отдельного внимания заслуживает кадровая проблема, сопряженная с низкой мотивацией сотрудников, дефицитом квалифицированных специалистов в отдалённых регионах, а также отсутствием единой системы компетенций и оценки эффективности. При этом до настоящего времени остается правовая неопределенность ряда полномочий, особенно на уровне взаимодействия Минюста с иными субъектами публичной власти, что приводит к коллизиям и затрудняет межведомственное сотрудничество.

Преодоление вышеуказанных дисфункций требует системного реформирования управления в юстиции на основе принципов результативности, транспарентности и адаптивности.

Приоритетным направлением выступает глубокая цифровизация управленческих процессов, включая внедрение искусственного интеллекта в учетно-регистрационную деятельность, документооборот и контрольные процедуры. Применение интеллектуальных систем позволяет не только сократить издержки времени и ресурсов, но и повысить точность, прослеживаемость и подотчетность принятых решений. Проект «Цифровой Минюст», реализуемый с 2021 года, демонстрирует перспективность комплексной цифровой трансформации ведомства, включая создание единой платформы для НКО, нотариусов, адвокатов и служб исполнения наказаний [10, c. 74].

Необходимо обеспечить системную работу по повышению правовой грамотности государственных служащих, включая внедрение системы оценки эффективности (KPI), отражающих реальные управленческие результаты, а не формальные показатели загрузки. Это потребует ревизии существующих регламентов и стандартов должностной аттестации, а также интеграции современных образовательных модулей (в том числе онлайн-курсов) в процесс профессионального развития.

Подели децентрализованного управления юстицией в ОЭСР, а также использование платформенных решений для межведомственного взаимодействия и делегирования функций негосударственным исполнителям, могут стать примером для адаптации в российской практике. В качестве примеров локализованных решений можно указать на ГАС «Правосудие» — государственную автоматизированную систему, через которую осуществляется информационное взаимодействие судов, ФССП и Минюста (хотя Минюст в ней — скорее пассивный участник, что и является проблемой).

Совершенствование государственного управления в юстиции требует пересмотра базовых подходов к пониманию роли юстиции как инструмента защиты прав, а не исключительно как регистрирующего или надзорного органа.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости модернизации системы государственного управления в юстиции, основанной на устранении институциональных противоречий, цифровизации ключевых процессов и переосмыслении роли кадрового ресурса в достижении целей правового государства.

Современные вызовы — как внутренние (избыточная централизация, слабая цифровая зрелость), так и внешние (интернационализация правовых стандартов, запрос на открытость) — требуют перехода от традиционного администрирования к гибкой, адаптивной и клиентоориентированной модели управления, обеспечивающей реальное исполнение задач в интересах граждан и государства.

Предложенные направления реформирования напрямую соответствуют приоритетам государственной политики в сфере правосудия, определенным в Указах Президента РФ, Стратегии развития цифрового общества и Концепции реформирования государственной службы. Их реализация способна обеспечить рост эффективности деятельности органов юстиции и укрепление легитимности публичной власти в глазах общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  3. Указ Президента РФ от 13.01.2023 N 10 (ред. от 09.10.2023) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации») // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.01.2023.
  4. Приказ Минюста России от 12.11.2020 N 278 (ред. от 31.08.2023) «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2020 N 60882) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.11.2020.
  5. Приказ Минюста России от 30.09.2021 N 185 (ред. от 09.08.2023) «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2021 N 65199) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.09.2021.
  6. Бабошина Е. В., Кубатко А. Н., Кубатко С. А., Попова Е. Ю. Механизмы обеспечения правопорядка в условиях современного государства // Евразийская адвокатура. — 2025. — № 1 (72). — С. 176–180.
  7. Васянина Е. Л. Правовое обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации в эпоху глобальных перемен // Пролог: журнал о праве. — 2024. — № 1. — С. 35–42.
  8. Железнов А. В. Правовой статус Федеральной службы судебных приставов: институциональная трансформация и проблемы нормативного регулирования // Диалог. — 2025. — № 2 (32). — С. 31–33.
  9. Счетная палата Российской Федерации. Судебная система — вне цифровой трансформации государственного управления РФ [Электронный ресурс] // Digital Russia. — 2025. — 12 мая. — URL: https://d-russia.ru/schjotnaja-palata-sudebnaja-sistema-vne-cifrovoj-transformacii-gosudarstvennogo-upravlenija-rf.html (дата обращения: 15.05.2025).
  10. Урасова А. А., Царенко И. В., Ивонин В. А. Современные подходы к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций // Исследование проблем экономики и финансов. — 2024. — № 3. — С. 70–77.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

государственное управление, правовое регулирование, публичная администрация, кадровое обеспечение, подзаконные акты, цифровизация, органы юстиции, Минюст РФ, юридическая инфраструктура, регуляторная политика

Похожие статьи

Цифровизация государственного управления в сфере внутренних дел: правовые аспекты и перспективы развития

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации системы государственного управления в сфере внутренних дел. Анализируются основные направления цифровизации, обозначенные в стратегических документах, а также нормативно-правовые механизмы, обеспечиваю...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации: современные вызовы и перспективы совершенствования

Статья посвящена анализу правовых основ финансового контроля в Российской Федерации, его роли в обеспечении эффективного государственного управления и противодействия коррупции. Рассматриваются современные вызовы, связанные с цифровизацией экономики ...

Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования

В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...

Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: правовой аспект

Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых основ реализации цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации. Представлены проблемы толкования положений законодательства Российской Федерации в сфере цифровой трансфор...

Современная модель государственного управления в сфере внутренних дел

В данной статье исследуется современная модель государственного управления в сфере внутренних дел. Особое внимание уделяется механизмам управления, регулированию деятельности правоохранительных органов и административному регламенту, который позволяе...

Основные направления противодействия коррупции на государственной службе

В статье рассматриваются ключевые механизмы противодействия коррупции в современной России, включая организационно-правовые, кадровые и общественные инструменты контроля. Особое внимание уделяется роли информационных технологий и интернета как эффект...

Стратегия внедрения цифровых решений в государственное управление: проблемы реализации

Статья рассматривает процессы цифровой трансформации отрасли государственного управления в Казахстане. Сравнивается опыт управления информационными процессами в зарубежных странах и нашей стране. Рассмотрены основные проблемы реализации стратегии вне...

Оценка влияния мировых тенденций и национальных особенностей на реформирование государственной гражданской службы (военной, правоохранительной, муниципальной) в РФ

Статья рассматривает влияние современных мировых тенденций на реформирование государственных структур в России, включая государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительные органы и муниципальную службу. Цель статьи — проанализирова...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Похожие статьи

Цифровизация государственного управления в сфере внутренних дел: правовые аспекты и перспективы развития

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации системы государственного управления в сфере внутренних дел. Анализируются основные направления цифровизации, обозначенные в стратегических документах, а также нормативно-правовые механизмы, обеспечиваю...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации: современные вызовы и перспективы совершенствования

Статья посвящена анализу правовых основ финансового контроля в Российской Федерации, его роли в обеспечении эффективного государственного управления и противодействия коррупции. Рассматриваются современные вызовы, связанные с цифровизацией экономики ...

Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования

В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...

Цифровая трансформация государственного управления в Российской Федерации: правовой аспект

Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых основ реализации цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации. Представлены проблемы толкования положений законодательства Российской Федерации в сфере цифровой трансфор...

Современная модель государственного управления в сфере внутренних дел

В данной статье исследуется современная модель государственного управления в сфере внутренних дел. Особое внимание уделяется механизмам управления, регулированию деятельности правоохранительных органов и административному регламенту, который позволяе...

Основные направления противодействия коррупции на государственной службе

В статье рассматриваются ключевые механизмы противодействия коррупции в современной России, включая организационно-правовые, кадровые и общественные инструменты контроля. Особое внимание уделяется роли информационных технологий и интернета как эффект...

Стратегия внедрения цифровых решений в государственное управление: проблемы реализации

Статья рассматривает процессы цифровой трансформации отрасли государственного управления в Казахстане. Сравнивается опыт управления информационными процессами в зарубежных странах и нашей стране. Рассмотрены основные проблемы реализации стратегии вне...

Оценка влияния мировых тенденций и национальных особенностей на реформирование государственной гражданской службы (военной, правоохранительной, муниципальной) в РФ

Статья рассматривает влияние современных мировых тенденций на реформирование государственных структур в России, включая государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительные органы и муниципальную службу. Цель статьи — проанализирова...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Задать вопрос