В данной статье рассмотрены история возникновения и развитие гражданского судопроизводства, а также правовое регулирование исполнительного производства.
Ключевые слова: суд, права, судебные решения, исполнительное производство.
Through this article, I aim to present to readers the origins and development of civil court proceedings, as well as the historical evolution of the legal regulation of enforcement proceedings.
Keywords: court, law, court decisions, enforcement proceedings.
В новый период истории государства и права Монголии (с 1920-х годов до 1990 года) правовое регулирование гражданского судопроизводства, рассмотрения гражданских дел и исполнения судебных решений в гражданских делах развивалось стремительно и в соответствии с социалистической ориентацией.
В современной истории Монголии, после распада Советского Союза в 1990 году и победы демократической революции в 1991 году, страна перешла от социалистического строя к рыночной экономике. 13 января 1992 года была принята новая Конституция Монголии, провозгласившая демократические ценности, в том числе проведена судебная реформа, основанная на принципах независимости и верховенства закона.
В данной статье рассмотрено развитие судебной власти и исполнительного производства по гражданским делам исключительно в период новой и новейшей истории государства и права Монголии.
Юрист Н. Чинбат отмечает, что «с середины 1920-х годов была начата работа по принятию первого независимого и специализированного Гражданского кодекса, которая была выполнена в соответствии с государственной политикой того времени. Особенности этого кодекса заключаются в том, что, во-первых, был сделан шаг к кодификации гражданского права по континентальной (европейской) системе, во-вторых, в состав этого кодекса вошли вопросы семейных отношений, которые были закреплены через определение основ регистрации семейного положения, в-третьих, впервые были определены основы договорных отношений, и, в-четвертых, был установлен правовой механизм государственного участия в гражданских оборотах» [6, c. 32].
В новой эпохе юридической истории Монголии, в рамках правовой временной шкалы, Конституция Монголии была принята в 1924, 1940 и 1960 годах, Гражданский кодекс — в 1926–1929, 1952, 1967 годах, а также были приняты законы, касающиеся рассмотрения гражданских дел в судах, — в 1926, 1952 и 1967 годах. Эти законы, которые действовали в соответствующие исторические моменты, имеют прямое отношение к юридической традиции гражданского судопроизводства и исполнительного производства в Монголии.
Ученые Ж. Болдбаатар и Д. Лүндээжанцан отмечают, что «в Законе о судопроизводстве в БНМАУ (1926) были одновременно кодифицированы процедуры для рассмотрения гражданских и уголовных дел» [4, с. 274]. Это имеет историческое значение, так как данный акт стал первым единым нормативным документом, регулирующим порядок рассмотрения гражданских дел в судах Монголии [7, с. 9].
Также в законе 1926 года была предусмотрена процедура исполнения судебных решений. В статье 105 этого закона указано: «После того как решение по любому гражданскому делу вступит в силу, по просьбе заявителя судебный исполнитель обязан выдать специальное свидетельство для исполнения данного решения». В статье 110 также указано: «Любые долговые обязательства и имущество должника подлежат аресту, при этом изымаются только те вещи, которые необходимы для жизни, и ничего, что непосредственно связано с промышленной деятельностью, не может быть изъято» [7, с. 13].
А. Лхагваа отмечает, что «Глава VI Закона о судебной организации 1949 года называлась “Судебные исполнители”». Из этого можно сделать вывод, что судебные исполнители находились под контролем судей.
Принятый в 1952 году Гражданский процессуальный кодекс Монгольской Народной Республики состоял из 22 глав и 161 статьи. Особенность этого закона заключалась в том, что прокурор имел право вмешиваться на любом этапе гражданского процесса по своему усмотрению. Контроль за судебными решениями осуществлялся министром юстиции и государственным прокурором, что являлось свидетельством зависимости судебной власти [7, с. 14–15].
Хотя в тот период судебные органы уже находились под контролем исполнительных властей, исполнительное производство по гражданским делам осуществлялось судебными исполнителями и исполнителями судебных постановлений под непосредственным руководством суда.
В связи с отменой Конституции Монгольской Народной Республики 1940 года и принятием новой, третьей по счету Конституции в 1960 году в тот период с целью дальнейшего совершенствования социалистической системы были внесены изменения в соответствующие законы, одним из которых стал Гражданский процессуальный кодекс.
Пятая часть Гражданского процессуального кодекса 1967 года была озаглавлена как «Исполнительное производство». Глава 35 называлась «Общие положения» и включала статьи 251–267, а глава 36 «Исполнение решений и постановлений, касающихся граждан» охватывала статьи 268–301. В этих главах на тот момент исполнительное производство по гражданским делам было изложено в упорядоченной и последовательной форме, закрепленной в законе.
В статье 251 указанного закона специально отмечено следующее: «Решения суда и постановления других органов, указанные в статье 252 настоящего закона, исполняются исполнителями решений аймачных и городских судов в порядке, установленном в части пятой настоящего закона. Контроль за исполнительным производством и ответственность за своевременное и правильное исполнение вышеуказанных решений и постановлений несет судья» [7, с. 190]. Этот закон характеризовался тем, что судья осуществлял контроль за исполнительным производством по гражданским делам и деятельностью судебных исполнителей. Также можно отнести к нему два правовых акта, непосредственно касающиеся правового статуса судебного исполнителя по гражданским делам.
Так, А. Лхагваа упоминает закон Монгольской Народной Республики «О судебной организации» (статьи 61–63), принятый в 1978 году, и «Инструкцию о порядке исполнения судебных постановлений», утвержденную постановлением Совета министров Монгольской Народной Республики № 237 в 1985 году [2, с. 137]. Это включает в себя понимание исполнения решений по гражданским делам и судебных исполнителей в контексте гражданского процесса.
Как уже упоминалось ранее, в истории государства и права Монголии важным этапом стало провозглашение демократических принципов в действующей Конституции Монголии 1992 года. В частности, пункт 47.1 статьи 47 гласит: «Судебную власть в Монголии осуществляют исключительно суды», что закрепляет независимость судебной власти и создает правовые основы для самостоятельности и беспристрастности судов и судей в демократическом обществе.
Принципы, которые заложены в Гражданском кодексе Монголии, принятом в 1994 и 2002 годах, а также в законе «О гражданском судопроизводстве», разработанном в соответствии с ним, способствуют укреплению демократических ценностей.
В статье 6 закона «О гражданском судопроизводстве», принятого в 1994 году и состоящего из 18 глав и 242 статей, указано: «Судебную власть при рассмотрении гражданских дел осуществляет суд, судья является независимым и подчиняется только закону». Глава 16 данного закона называется «Исполнительное производство судебных решений», и статьи 191–234 регулируют порядок исполнения решений по гражданским делам. В соответствии с прежними традициями гражданского процессуального права была сохранена система, при которой судья осуществляет контроль над судебными исполнителями.
В Монголии в 1994 году был принят первый закон, регулирующий исполнение судебных решений по гражданским делам, — закон «О службе исполнения судебных решений», состоящий из 4 глав и 16 статей.
Несмотря на то что был принят отдельный закон об исполнении судебных решений по гражданским делам, система, в рамках которой судья осуществляет контроль за судебным исполнителем в пределах судебной власти, осталась неизменной.
В главе 2 закона «Об исполнении судебных решений», принятого в 1996 году и состоящего из 6 глав и 108 статей, указано, что подлежат исполнению судебные решения, вынесенные по уголовным и гражданским делам, связанным с имуществом [1, с. 169].
В пункте 5.1 статьи 5 закона «О гражданском судопроизводстве», принятого в 2002 году и состоящего из 20 глав и 195 статей, указано: «Судебную власть осуществляет суд, организованный в соответствии с законом». Глава 18 этого закона называется «Исполнение судебных решений», и статьи 183–188 регулируют процесс исполнения судебных решений.
В соответствии с частью 2 закона «Об исполнении судебных решений» 2002 года была специально закреплена правовая регламентация исполнения судебных решений по гражданским делам, регулируемая главами 2–10 и статьями 10–90. Как и в законе «О службе исполнения судебных решений» 1996 года, в нем не предусматривался контроль судьи за исполнением судебных решений по гражданским делам. Оно оставалось в ведении исполнительного органа, агентства правительства, отвечающего за службу исполнения судебных решений.
Таким образом, Монголия создала социалистическое общество в период с 1921 по 1991 год. В это время было принято несколько конституций — в 1924, 1940 и 1960 годах. Гражданский кодекс был принят в 1926–1929 годах, а также в 1952 и 1967 годах. Кодекс гражданского судопроизводства был принят в 1926, 1952 и 1967 годах. Эти законы обеспечивали независимость судебной власти, утверждали принцип, согласно которому судебная власть осуществлялась исключительно судами, и гарантировали обязательное исполнение судебных решений.
Монгольский народ принял демократическую Конституцию в 1992 году, что стало началом построения демократического общества. До 1996 года, в рамках судебной власти, исполнение судебных решений по гражданским делам осуществлялось исключительно судами и суды контролировали исполнение своих решений.
С 1996 года и до настоящего времени исполнение судебных решений по гражданским делам в Монголии осуществляется исполнительным органом — Службой исполнения судебных решений, а контроль за исполнением судебных решений осуществляется Министерством юстиции и внутренних дел Монголии, которое подчиняется Правительству Монголии.
Литература:
- Лхагваа, А. Монгол Улсын Шүүхийн шийдвэр гүйцэтгэх ажиллагааны эрх зүйн зохицуулалтын эх сурвалж / А. Лхагваа. — Уб : с. н., 2014.
- Лхагваа, А. Шүүхийн шийдвэр гүйцэтгэх эрх зүй /ерөнхий, тусгай анги / А. Лхагваа. — Уб : с. н., 2024.
- Баярхүү, Г. Монголын нэгдсэн төрийн болон дараа үеийн хууль цааз, заншлын хэм хэмжээг харьцуулан судалсан нь /XIII–XVIII зуун/ : сэдэвт хууль зүйн ухааны дэд докторын зэрэг горилсон нэг сэдэвт зохиол / Г. Баярхүү. — Уб : с. н. , 1995.
- Болдбаатар, Ж. Монгол Улсын төр эрх зүйн түүхэн уламжлал / Ж. Болдбаатар, Д. Лүндээжанцан. — Уб : б. н., 1997.
- Дашням, И. Монголын Улсын төр, эрх зүйн түүх (НТӨ III — НТ V зуун). Тэргүүн боть / И. Дашням. — Уб : с. н., 2012.
- Чинбат, Н. Иргэний эрх зүй лекцийн товчоон (ерөнхий анги) / Н. Чинбат. — Уб : Адмон, 2014.
- Энхбаяр, С. Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай Монгол Улсын хуулиуд /1926, 1952, 1967, 1994, 2002 он / С. Энхбаяр. — Уб : с. н., 2005.