Читательская грамотность является одним из важнейших компонентов образования обучающихся основной школы. Она позволяет развивать критическое мышление, расширять кругозор и обогащать словарный запас. В данной статье рассмотрены эффективные методы и приемы, которые помогают формировать читательскую грамотность у учащихся основной школы.
Ключевые слова: читательская грамотность, школьники, образование, приемы, развитие, чтение.
Reading literacy is one of the most important components of basic school students' education. It allows you to develop critical thinking, broaden your horizons and enrich your vocabulary. This article discusses effective methods and techniques that help to form reading literacy among primary school students.
Keywords: reading literacy, schoolchildren, education, techniques, development, reading.
Проблема грамотности и чтения стоит очень остро в современном обществе. Компьютерные игры, приложения на планшетах и телефонах, телевизионные программы отвлекают внимание школьников от книг. Однако, воспитание человека: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, невозможно без чтения произведений, начиная от классической до современной литературы. Многие общекультурные ценности формируются именно на уроках литературы посредством чтения и изучения художественных текстов. Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром «комикса»: учащиеся заинтересованы в чтении текстов, маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Эффективное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы. Читательская грамотность сегодня — один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Что же такое читательская грамотность?
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Сегодня потребность общества в «человеке читающем» — высока. Вот здесь на помощь приходим мы — учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять их в нужное русло для решения поставленных задач и проблем. А для этого педагогу нужно использовать на практике активные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания обучающимися своих достижений. Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать — где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. На разных этапах урока предлагаю использовать следующие приёмы:
Приём «Птицы улетели». Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы улетели»: спокойно; радостно; громко; тихо; грустно; с раздражением; со страхом; со злостью. Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.
Приём «Прочитай тексты»: Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.
Приём «Пол-арбуза». Предлагаю своим ученикам провести эксперимент с отрывками произведений. Берём отрывок и тетрадь. Прикрываем тетрадью половину отрывка так, чтобы было видно только начало. Задача: вспомнить содержание, видя только начало отрывка. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с отрывками произведений. А потом эти карточки разрезать вдоль на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Данное упражнение поможет учащимся запомнить целые тексты.
Приём «Уголки». Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего — «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Приём «Крестики-нолики». Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.
Приём «Диктант значений»
Описание: приём экстраактивного обучения. Интересный способ используется при обучении русскому языку и литературе. Преподаватель диктует не слова, а их значения. Обучающиеся должны по значениям определить слова и написать их.
Пример. Преподаватель диктует: «Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому», а дети пишут «Сравнение».
Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые я использую, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда. Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности. Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета. Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т. д.
- Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
- Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.). Мы работаем со словарями, мои ученики являются частыми посетителями сельской библиотеки.
- Разносторонняя работа с текстом:
Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).
Работа с деформированным текстом:
— Собери рассыпанные слова в предложение;
— Собери предложения из частей.
— Разбей текст на смысловые части.
— Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
— Дополни предложение и т. д.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у обучающихся школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания.
Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
Литература:
- Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. — М.: МЦБС, 2008.
- Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. — 3-е изд. — М.: Вита-пресс, 2012.
- Цукерман Г. А., Ковалёва Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. — 2007. — № 4.
- Анисимова Л. М. Формирование читательской компетентности, 2013.
- http://mcbs.ru/chtenie/
- http://www.openclass.ru/