В статье рассматриваются основные направления антинаркотической политики Российской Федерации сквозь призму уголовно-правовых и криминологических аспектов. Анализируются действующие нормы уголовного законодательства, регулирующие ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также выявляются основные проблемы их правоприменения. Особое внимание уделяется криминологическим факторам, способствующим распространению наркопотребления и наркопреступности в стране. Предложены меры по совершенствованию как уголовного законодательства, так и профилактической работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер государственной антинаркотической политики.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, наркотические средства, уголовное право, криминология, профилактика, наркопреступность.
На протяжении последних десятилетий проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ стоит особенно остро в российском обществе, в том числе и в международном сообществе. Рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, увеличение числа лиц, которые страдают от наркотической зависимости, тревожное вовлечение все большего количество молодёжи в торговлю наркотиками определяет необходимость совершенствования антинаркотической политики государства.
Актуальность темы обусловлена не только высокой степенью общественной опасности, но и сложностью предупреждения и раскрытия наркопреступлений, а также выработки специальной политики, совмещающей карательные и профилактические методы. Несмотря на то, что законодательство в сфере незаконного оборота наркотический средств и психотропных веществ содержит большое количество разносторонних нормативно-правовых актов, практика их применения вызывает среди правоприменителей и научного сообщества немало дискуссий.
Цель настоящего исследования составляет комплексный анализ уголовно-правовых и криминологических аспектов антинаркотической политики Российской Федерации, выявление актуальных проблем и формирование предложений по улучшению существующей антинаркотической политики Российской Федерации.
Объектом исследования выступает антинаркотическая политика Российской Федерации, а предметом — уголовно-правовые и криминологические меры, направленные на противодействие наркопреступности.
Методологическую основу исследования составляют формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы, а также метод анализа нормативных правовых актов и правоприменительной практики.
В Российской Федерации наркоситуация имеет тенденцию к ухудшению с каждым годом. По данным МВД РФ [5] с 2021 года число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ непреклонно растет. Так в 2021 году зарегистрировано 179.7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 103.4 тыс. преступлений с целью сбыта, либо сбыт. В 2024 году количество составило 198.0 тыс. преступлений, в том числе 135.0 тыс. с целью сбыта, либо сбыт. Также особое беспокойство вызывает рост участия молодежи в незаконном обороте наркотических средств, а именно в качестве сбытчиков наркотиков, так называемых «закладчиков», сбывающий наркотические средства через интернет.
Помимо выше сказанного, в мире, в частности в Российской Федерации, наблюдается значительный рост употребления синтетических наркотиков, таких как «соли», «спайсы», амфетамины. Если в 1990-х и 2000-х наблюдалось преобладание наркотических средств растительного происхождения, то в 2010-х их начали вытеснять синтетические. Рост популярности данного вида наркотиков обусловлен несколькими факторами, а именно: дешевизна, быстро вызывают зависимость, легче в изготовлении. Синтетические наркотики в отличии от наркотиков растительного происхождения, оказывает сильнейшее воздействие на психику человека, что усиливает общественную опасность.
Стоит также отметить, что по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в стране насчитываются десятки тысяч наркозависимых граждан, однако реальные цифры, по данным различных общественных объединений, могут превышать официальные числа в несколько раз. Также по данным Министерства Здравоохранения РФ наблюдается уменьшение числа лиц, обращающихся за помощью в медучреждения для борьбы с наркозависимостью, что вызывает определенную обеспокоенность, так как количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств растет, что свидетельствует скорее об увеличении лиц, употребляющих наркотики. Следовательно, уменьшение лиц, которые обращаются за помощью может говорить, о потери доверия к отечественной системе здравоохранения, что в будущем может вылиться в потерю контроля над наркоситуацией в стране.
Также если говорить об наркотической ситуации в Российской Федерации, следует отметить специфику регионов в России. Так более высокий уровень наркопреступлений наблюдается в регионах, которые находятся на границе государства.
Таким образом, современная наркоситуация в Российской Федерации остается достаточно напряженной, и требует комплексного, научного подхода для формирования и реализации антинаркотической политики, которая будет учитывать уголовно-правовые и криминологические аспекты.
Уголовное законодательство Российской Федерации традиционно занимает крайне жесткую позицию в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правовую основу, регламентирующую данную сферу, составляют статьи 25 главы Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за хранение, сбыт, контрабанду, склонение к употреблению, а также незаконное культивирование наркосодержащих растений.
Наиболее применяемой статьей на практике является 228 УК РФ. Данная статья критикуется за несоответствие общественно опасному деянию и наказанию за него, так как за хранение даже незначительного количества наркотических средств для личного употребления может повлечь чрезмерно серьезные последствия в виде лишения свободы на большой срок.
Статья 228.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за сбыт наркотиков, является ещё более жёсткой. Проблему вызывает широкая судебная практика переквалификации действий с хранения на сбыт, особенно при наличии цифровых доказательств (переписка, фото), что влечёт более тяжкие наказания.
В настоящее время в данной сфере преступлений проявляется проблема современного метода сбыта наркотических средств, а именно: общение ведется в анонимных чатах в различных мессенджерах, продажа может осуществляться посредством криптовалюты, а распространение с помощью так называемой «закладки». Все это серьезно усложняет процесс раскрытия преступления, в том числе вычисление организаторов преступлений. Перед современным уголовным законодательством встает задача адаптации к новым методам совершения преступления.
Также можно выделить явные проблемы уголовного законодательства. К числу таких проблем можно отнести:
– отсутствие дифференциации в санкциях за преступления с участием наркозависимых лиц, в том числе впервые совершивших преступление;
– избыточную репрессивность по отношению к мелким правонарушителям, что не способствует их ресоциализации.
Таким образом, несмотря на наличие развёрнутого уголовно-правового механизма противодействия незаконному обороту наркотиков, остаются вопросы, требующие корректировки законодательства с целью повышения его эффективности, гуманизации.
Антинаркотическая политика должна опираться, помимо уголовно-правовых норм, также на научно обоснованные криминологические подходы, учитывающие социальную природу данного вида преступности. Криминологический анализ помогает выявить причины, механизмы и условия распространения наркопреступности. Благодаря этому можно определить направление наиболее эффективного метода профилактической деятельности.
Среди основных криминологических факторов, способствующих распространению наркопреступлений в Российской Федерации, можно выделить следующие:
– неблагоприятную социально-экономическую обстановку (бедность, безработицу, низкий уровень образования);
– кризис института семьи и недостаточный уровень родительского контроля;
– доступность наркотиков, в том числе через интернет;
– деформацию системы ценностей, особенно у молодежи (пропаганда потребления в музыкальных клипах, блогах и т. п.);
– наличие организованных преступных групп, действующих как в России, так и за рубежом.
Криминологические исследования показывают, что вовлечение в преступления нередко происходит в подростковом возрасте, посредством предложения в различных мессенджерах легкого заработка посредством «закладок». Притом немалая часть несовершеннолетних лиц не осознает или крайне размыто представляет противоправность совершаемых действий.
Профилактика наркопреступлений осуществляется различными субъектами: МВД РФ, министерством Здравоохранения РФ, образовательными, общественными и религиозными организациями. Однако профилактическая работа часто сводиться к формальности, например, в образовательных учреждениях она сводится к разовой лекции и беседе, не подкрепленной системной работой. Механизм раннего выявления наркозависимости, особенно среди молодежи, развит недостаточно для эффективной работы.
Таким образом, криминологические аспекты борьбы с наркопреступностью требуют комплексного подхода, сочетающего профилактику, реабилитацию и меры социального воздействия. Без устранения глубинных социальных причин наркомании невозможно добиться устойчивого снижения уровня наркопреступности.
Несмотря на разветвленный и сложной механизм противодействия, антинаркотическая политика РФ сталкивается с различными проблемами, которые препятствует эффективности в борьбе с наркопреступлениями. Данные проблемы появляются как в уголовно-правовом аспекте, так и в профилактическом аспекте, и требуют комплексного решения данных проблем.
Можно выделить следующие проблемы:
– Избыточная карательность и недифференцированность санкций. В настоящее время санкции по статьям 228 УК РФ и 228.1 УК РФ в ряде случаев не соответствует соразмерности между общественно опасными деянием и наказанием за него, особенно в отношении наркозависимых лиц впервые совершивших преступление.
– Формальный подход к правоприменению. Судебная практика демонстрирует тенденцию к формальному и репрессивному подходу, где при наличии даже косвенных признаков сбыта действия квалифицируются по более тяжкой статье, что затрудняет защиту прав обвиняемых.
– Недостаточная межведомственная координация. Часто отсутствует согласованность действий между различными органами власти: МВД РФ, министерства Здравоохранения, образования и социальной защиты. Фрагментный характер взаимодействия между органами не способствует эффективной работе по борьбе с наркопреступлениями.
– Недостаточная работа с молодежью, которая находится в группе риска. Настоящая правительственная программа профилактики в школа и вузах страны, недостаточна развита и не может адекватно ответить, на современные формы наркозависимости и метода вербовки несовершеннолетних лиц в наркобизнес.
– Ограниченность системы реабилитации. В Российской Федерации прослеживается острая нехватка бесплатных или доступных программ медицинской и социальной реабилитации, что влечет дальнейшее вовлечение наркозависимых лиц в преступную деятельность.
Можно предложить следующие рекомендации по улучшению антинаркотической политики Российской Федерации:
– Гуманизация уголовной ответственности — в том числе расширения перечня альтернативных наказаний для наркозависимых лиц.
– Расширение профилактической работы — современные подходы к профилактике среди молодежи, а именно привлекать авторитетных представителей молодежи, развитие школьной и вузовской антинаркотической культуры и т. п.
– Развитие системы ресоциализации наркозависимых лиц — в том числе привлечение государственных органов, общественных объединений, психологов, религиозных сообществ, волонтёров.
Таким образом, эффективная антинаркотическая политика должна базироваться не только на репрессии, но и на профилактике, просвещении, гуманизации и межведомственном взаимодействии. Только сбалансированный подход позволит добиться снижения уровня наркопреступности и минимизации её социальных последствий.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.05.2024).
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «О перечнях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утверждена Президентом РФ 24 ноября 2020 г.
- Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
- МВД России. Статистические данные о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. URL: https://мвд.рф.
- Валиуллин Л. З., Музафаров И. А., Карамельский Р. В. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершаемых несовершеннолетними — Журнал прикладных исследований. — 2022. — № 10. — С. 155–160.
- Валлиулин Л. З., Черкесов А. Ю. К вопросу о совершенствовании механизма противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемым лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий). — Журнал прикладных исследований -2023 г.
- Кудрявцев В. Н. Курс криминологии. В 2 т. Т. 1. — М.: Норма, 2019. — 592 с.
- Сумачев А. В. Уголовная политика России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков (с 70-х годов — до наших дней). — Вестник югорского государственного университета — 2018 г. Выпуск 2 (49). — С. 24–30