В статье рассмотрена проблема отсутствия систематизации правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за трудовой деятельностью несовершеннолетних, что в свою очередь создает проблему толкования и применение правовых норм на практике. В связи с этим предложено разработать единый кодекс или свод законов, который бы объединил все ключевые нормы, касающиеся прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: прокурорский надзор, трудовая деятельность, трудовое законодательство, несовершеннолетние.
Введение
В настоящее время Конституция Российской Федерации является одним из ключевых правовых источников, содержащих положения, направленные на регулирование организации и порядка деятельности прокуратуры, а также полномочий прокуроров, в том числе в области надзора за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
Помимо этого, в числе источников правового регулирования прокурорского надзора в России за сферой трудовых отношений несовершеннолетних следует назвать международные правовые акты, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные правовые акты, а также ведомственные правовые акты органов прокуратуры.
Следует заметить, что сегодня отсутствует систематизация правовых актов, что в свою очередь создает проблему толкования и применение правовых норм на практике. Другой проблемой выступает то, что прокурорам и другим субъектам трудовых отношений с несовершеннолетними (работодателям, сотрудникам инспекций труда, службы занятости и др.) на практике сложно ориентироваться в объемной массе правовых документов. Это вызывает замедление процессов выявления и устранения нарушений.
К наиболее важными международным нормативно-правовыми актами следует отнести международные договоры Международной Организации труда. Их основной задачей является регламентация правоотношений между работодателем и несовершеннолетним работником. Так, Конвенция МОТ № 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (Женева, 2 июня 1965 г.) [1] ограничивает привлечения к работе в шахтах и рудниках несовершеннолетних, не достигших 16 летнего возраста; Конвенция МОТ № 112 о минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков (Женева, 3 июня 1959 г.) [2] определяет возраст и условия работы несовершеннолетних на борту рыболовных судов;
Вышеперечисленные конвенции Международной Организации труда имеют огромное значение в формировании национального законодательства стран всего мира, так как именно на основе данных многосторонних международных договоров выстраивается внутригосударственная система правотворчества, и формируются национальные нормативно-правовые акты.
К другой категории международных договоров относятся Конвенции, принятые Организацией Объединенных Наций, которые признаются и поддерживаются большинством государств мира и связаны с обеспечением и защитой трудовых отношений несовершеннолетних. Так, Конвенция о правах ребенка, принятая Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. определяет наиболее важные регламентации прав несовершеннолетних, которым обязаны следовать и реализовывать на практике все страны, входящие в Организацию Объединенных Наций.
Стоит отметить, что большая часть конвенций: Конвенция № 77 — в промышленности (1946 г.); Конвенция № 124 — для подземных работ (1965 г.) предусматривают обязательный ежегодный бесплатный медицинский осмотр несовершеннолетних работников за счет средств работодателя.
В Российской Федерации на федеральном уровне международные положения за сферой трудовых отношений несовершеннолетних, определены и осуществляется в нормах Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Закон содержит наиболее важные положения, касающиеся статуса прокуратуры в целом и её различных компонентов. В первую очередь, в данном законодательном акте устанавливаются принципы работы прокуратуры организационного и оперативного характера, устанавливает функции прокуратуры, определяет ключевые полномочия прокурора.
Некоторые федеральные законодательные акты посвящены особым видам прокурорского надзора, при осуществлении которого прокуроры наделяются специальными полномочиями. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3].
Трудовой кодекс Российской Федерации, содержит основы трудовых прав несовершеннолетних. В ст. 20 ТК РФ устанавливает, что «вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет; допускается заключение трудового договора с лицами, которым ещё не исполнилось 16 лет, но с соблюдением условий, установленных ст. 63 ТК РФ».
Значимое значение в сфере правового регулирования прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4], который устанавливает государственные гарантии прав и свобод несовершеннолетних, а также меры по их реализации и защите.
Правовое регулирование прокурорского надзора в России за сферой трудовых отношений несовершеннолетних осуществляется ведомственными приказами прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации определяют сферы компетенции территориальных и специализированных прокуроров, а также другие организационные и правовые вопросы. К основным ведомственным правовым актам по исследуемой теме следует отнести приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» [5] и «Об организации прокурорского надзор за соблюдением трудовых прав граждан».
Заключение
Исследуя правую регламентацию прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних, установлено большое количестве различных правовых актов регулирующих данную сферу отношений.
Быстрое изменение современной действительности влияет на законодательство, которое динамично меняется и требует постоянного обновления знаний у работников прокуратуры.
В связи с изложенным, решение обозначенных проблем видится в систематизации и кодификации законодательства в изучаемой области. Предлагается разработать единый кодекс, который объединит все ключевые нормы, касающиеся прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
Литература:
- О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках: Конвенция Международной Организации Труда от 22.06.1965 г. № 123. — Текст: электронный // URL: https://base.garant.ru/2541283/ (дата обращения 20.01.2025 г.).
- О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков: Конвенция Международной Организации Труда от 19.06.1959 г. № 112. — Текст: электронный // URL: https://base.garant.ru/2541278/ (дата обращения 20.01.2025 г.).
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ 3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения 20.01.2025 г.).
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ ysclid=m8qxq49j83785918765 (дата обращения 21.01.2025 г.).
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 г. № 744. — Текст: электронный // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403666/ (дата обращения 21.01.2025 г.).