Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль внеурочной деятельности в развитии стрессоустойчивости подростков

Психология
18.05.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Герейханова, К. М. Роль внеурочной деятельности в развитии стрессоустойчивости подростков / К. М. Герейханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 648-649. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125428/.


Статья посвящена актуальной проблеме развития стрессоустойчивости у подростков в условиях современных образовательных реалий.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, подростки, внеурочная деятельность, эмоциональный интеллект, адаптация, профилактика стресса.

В современном мире подростки сталкиваются с различными видами стресса, начиная от учебных нагрузок до проблем в личной жизни.

Период взросления сам по себе сопряжен с огромными физиологическими, эмоциональными и социальными изменениями. К этим внутренним процессам добавляются внешние факторы, которые могут стать источником значительного стресса.

Источники стресса у подростков:

— Учебная нагрузка: Это один из наиболее распространенных источников. Высокие академические требования, подготовка к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ и т. д.), большой объем домашней работы, конкуренция среди сверстников, страх неудачи, необходимость постоянного усвоения новой информации.

— Социальное давление: Подростки находятся в поиске своей идентичности и места в социуме. Страх быть отвергнутым, желание соответствовать ожиданиям сверстников и общества, проблемы в общении, буллинг, давление социальных сетей и необходимость поддерживать «идеальный» образ.

— Проблемы в личной жизни: Первые серьезные отношения, конфликты с родителями или другими членами семьи, расставания, непонимание со стороны взрослых.

— Неопределенность будущего: Выбор профессии, поступление в учебное заведение, понимание своего жизненного пути — эти вопросы могут вызывать тревогу и страх перед неизвестностью.

— Информационная перегрузка: Постоянный поток новостей, в том числе негативных, а также обилие информации в интернете и социальных сетях могут вызывать чувство тревоги и беспомощности.

— Физиологические изменения: Гормональные перестройки, изменения во внешности также могут быть источником стресса и неуверенности в себе.

В условиях такого многогранного давления стрессоустойчивость становится не просто желательным качеством, а жизненно важным навыком для подростка. Стрессоустойчивость — это не отсутствие стресса или его полное игнорирование, а способность организма и психики адекватно реагировать на стрессовые ситуации, справляться с их последствиями и восстанавливаться без ущерба для здоровья. Это включает в себя навыки адаптации, эмоциональной регуляции и эффективного решения проблем.

Одним из эффективных способов повышения уровня стрессоустойчивости является внеурочная деятельность. Участие в различных кружках, секциях и проектах выполняет сразу несколько важных функций:

  1. Развитие навыков самоорганизации и планирования: Участие в дополнительных занятиях требует распределения времени и усилий, что помогает подросткам учиться управлять своим расписанием и расставлять приоритеты — ключевые навыки для снижения учебного стресса.
  2. Приобретение новых навыков и компетенций: Освоение чего-то нового дает подростку чувство компетентности и успеха, что напрямую повышает самооценку и уверенность в своих силах. Это создает положительный эмоциональный фон, который помогает справляться с трудностями в других сферах.
  3. Создание альтернативных источников удовольствия и достижений: Если в учебе или личной жизни возникают трудности, внеурочная деятельность может стать «отдушиной», местом, где подросток чувствует себя успешным и нужным.
  4. Формирование поддерживающего социального круга: Вне школы подросток может найти единомышленников, объединенных общими интересами. Это помогает расширить социальные связи за пределы классного коллектива, где могут существовать свои проблемы.
  5. Физическая активность: Занятия спортом являются одним из самых эффективных способов снятия стресса на физиологическом уровне.
  6. Творческое самовыражение: Занятия искусством позволяют выражать свои эмоции и переживания в безопасной форме, что является важным элементом психологической разгрузки.

Проведенные исследования показывают, что подростки, участвующие в разнообразных внеурочных занятиях, имеют более высокий уровень стрессоустойчивости. В результате подростки становятся более готовыми к преодолению трудностей и стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть в их жизни.

Литература:

  1. Benvenuti M. et al. How technology use is changing adolescents’ behaviors and their social, physical, and cognitive development //Current Psychology. — 2023. — Т. 42. — №. 19. — С. 16466–16469.
  2. Brown G., Ernest-Ehibudu I. R., Ugwu C. J. Socio-Psychological Variables And Secondary School Adolescents Adjustments In Bayelsa State //International Journal of Innovative Psychology & Social Development. — 2024. — №. 12. — С. 3.
  3. Rahayu A. P., Dong Y. The relationship of extracurricular activities with students' character education and influencing factors: a systematic literature review //Al-Ishlah: Jurnal Pendidikan. — 2023. — Т. 15. — №. 1. — С. 459–474.
  4. Гермонова О. В. Изучение взаимосвязи эмпатии и стрессоустойчивости подростков //Научный редактор. — 2023. — С. 9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
стрессоустойчивость
подростки
внеурочная деятельность
эмоциональный интеллект
адаптация
профилактика стресса
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 648-649):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 648-649стр. 709

Молодой учёный