Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние цифровизации на доступность и качество социальных услуг в Российской Федерации

Юриспруденция
15.05.2025
81
Поделиться
Библиографическое описание
Нырков, А. С. Влияние цифровизации на доступность и качество социальных услуг в Российской Федерации / А. С. Нырков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125281/.


Положения настоящей научной статьи определяют степень и уровень воздействия цифровизации и информатизации на такие характеристики как доступность и качественность социальных услуг в Российской Федерации, в связи с чем определяется правовая природа указанных явлений, отмечается их непосредственное состояние на современном этапе и делается заключение об эффективности внедрения цифровых технологий в социальную сферу. Автор выделяет преимущества цифровизации и успешность их применения по опыту Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровизация, социальные услуги, доступность, услуга, качество, Российская Федерация.

The provisions of this scientific article determine the degree and level of impact of digitalization and informatization on such characteristics as accessibility and quality of social services in the Russian Federation, and therefore, the legal nature of these phenomena is determined, their immediate state at the present stage is noted, and a conclusion is made about the effectiveness of the introduction of digital technologies in the social sphere. The author highlights the advantages of digitalization and the success of their application based on the experience of the Russian Federation.

Keywords: digitalization, social services, accessibility, service, quality, Russian Federation.

Цифровизация как основание трансформации отношений в государстве, пронизывает все сферы современного общества, где социальная сфера не остается исключением. Влияние цифровых технологий на факт предоставления социальных услуг в Российской Федерации есть актуальная тема, требующая глубокого и всестороннего исследования, что подтверждается разнообразными обстоятельствами и фактами. Например, географическая специфика Российской Федерации с ее значительной территорией и неравномерным распределением населения обуславливает проблемы доступности социальных услуг, особенно в отдаленных сельских районах.

Цифровые платформы и онлайн-консультации открывают новые возможности для преодоления географических барьеров и обеспечения равного доступа к необходимым услугам для всех граждан, вне зависимости от места их проживания, что вынуждает государство в полной мере адаптироваться к современным потребностям общества, повышая, таким образом, роль и значение цифровизации в целом. Еще одним, не менее важным примером может стать государственная политика Российской Федерации, направленная на активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, включая социальную. Так, как подчеркивает И. В. Царева, программы цифровой трансформации, например, такие, как «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривают развитие цифровой инфраструктуры и внедрение цифровых решений в систему предоставления социальных услуг государственными органами [1, с. 145].

Экономическая ситуация в государстве также оказывает свою степень воздействия на систему социальных услуг, поскольку в условиях ограниченности ресурсов, цифровизация рассматривается как способ повышения эффективности и оптимизации затрат на предоставление социальных услуг государством.

В современном мире цифровизация охватывает все аспекты жизни общества, где социальные услуги не являются исключением, а в России, как и в других развивающихся странах, этот процесс начинает оказывать заметное влияние на доступность и качество социальных услуг, предоставляемых населению, в связи с чем, применение цифровых технологий становится не только актуальным, но и необходимым для оптимизации функционирования социальной сферы. В данной связи, как отмечает в проведенном исследовании Т. И. Волостнова, начиная с 2020 года, на территории Российской Федерации в систему социального обеспечения было включено достаточное количество разнообразных программ и информационных проектов, отражающих как факт положительного их воздействия на социальные услуги, так и негативные факты их применения на практике, что делает институт цифровизации достаточно гибким, перспективным и трансформируемым на современном этапе [2, с. 25].

Основное преимущество цифровизации в данной связи заключается в повышении доступности услуг, поскольку онлайн — платформы и электронные сервисы позволяют гражданам получать необходимые услуги не выходя из дома, что особенно важно для уязвимых групп населения, таких как пожилые граждане и лица с ограниченными возможностями, которым зачастую сложно перемещаться и периодически посещать необходимые учреждения. Например, возможность подачи заявлений на получение социальных выплат, пенсий или пособий через интернет значительно экономит время и облегчает жизнь людям, нуждающимся в поддержке, но с другой стороны, создает проблемы для таких граждан, что вызвано, например, отсутствием у пенсионеров знаний и опыта в применении информационных технологий и использования интернета в целом, создавая противоречие в вопросе эффективности цифровизации для каждого гражданина без исключения.

Таким образом, неравномерный доступ граждан к интернету, что особенно характерно для сельской местности, недостаточная компьютерная грамотность населения, особенно среди пожилых людей, превращают цифровые технологии в инструмент исключения, в таком случае, если бабушка, нуждающаяся в социальной помощи, не умеет пользоваться компьютером и не имеет доступа к интернету, цифровизация для нее — не окно возможностей, а новая стена, отгораживающая ее от получения необходимой поддержки.

Возвращаясь к вопросу о преимуществах цифровизации в области доступа граждан к социальным услугам, Н. Д. Юдин в проведенной научной работе считает верным отметить, что цифровизация по своей природе способствует улучшению информированности населения о доступных социальных услугах, где создание специализированных порталов и онлайн — ресурсов помогает гражданам быстро находить информацию о необходимых услугах, условиях их получения и необходимых документах, сокращая тем самым время на поиск информации и делая процесс получения услуг более прозрачным [3, с. 181].

Цифровизация же социальных услуг и деятельности государственных органов в целом также оказывает положительное воздействие на качество социальных услуг, поскольку автоматизация процессов позволяет значительно снизить вероятность возникновения ошибок при обработке заявлений граждан, а использование современных технологий для анализа данных помогает выявлять потребности населения и адаптировать услуги под их запросы. Например, с помощью анализа больших данных можно определить наиболее востребованные услуги и улучшить их качество, а также разработать новые программы, отвечающие актуальным требованиям общества.

Помимо прочего, с помощью анализа большого числа данных можно выявлять основные проблемы и недостатки в предоставлении органами услуг, что открывает новую возможность для оперативного реагирования со стороны государственных органов. Персонализированный подход в таком случае становится нормой, когда услуги в полной мере отражают реальные запросы и предпочтения населения.

Невозможно не согласиться с суждением, изложенным в работе С. М. Громакова, согласно которому отмечается, что существует некоторый риск «обезличивания» социальных услуг, то есть, потери человеческого контакта, который так важен для многих категорий нуждающихся [4, с. 37]. Социальная работа есть не просто предоставление формальных услуг, это эмпатия, сочувствие, умение выслушать и поддержать, а автоматизация этих аспектов взаимодействия с клиентом может привести к снижению качества оказываемой помощи. Наряду с негативным аспектом развития института цифровизации в области обеспечения социальных услуг гражданам Российской Федерации, как отмечает И. А. Кузнецов есть и положительные аспекты его применения, что выражается в расширении информационного поля вокруг социальных программ, поскольку с помощью социальных сетей и мобильных приложений государственные учреждения могут более эффективно общаться с гражданами, предоставляя своевременно информацию о доступных услугах, нововведениях и актуальных изменениях в законодательстве, что создает дополнительное доверие между населением и государством [5, с. 84].

Однако, несмотря на явные преимущества, процесс цифровизации не лишен проблем и вызовов, одним из которых является непосредственная необходимость повышения цифровой грамотности, как среди работников социальной сферы, так и населения в целом, поскольку без соответствующего обучения многие люди могут оказаться не в состоянии воспользоваться новым технологиями, что, в свою очередь, приведет к увеличению цифрового неравенства. Кроме того, вопросы безопасности данных и защиты личной информации становятся особенно актуальными в условиях активного использования интернет — технологий, ведь граждане при применении систем цифровых технологий должны быть уверены в том, что их данные находятся под надежной защитой, а государственные институты в том, что они способны предотвратить возможные утечки информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровизация социальных услуг в Российской Федерации несет в себе как значительные возможности, так и определенные риски, поскольку с одной стороны она способствует улучшению доступа и качества услуг, в то время как с другой стороны, требует комплексного подхода к обучению и внедрению технологий в общественность. В связи с чем, только при условии грамотного использования цифровых инструментов государство сможет добиться значительных изменений в социальной сфере, которые сделают жизнь граждан более комфортной и безопасной.

Литература:

  1. Царева, И. В. Цифровизация и информатизация социального обеспечения в Российской Федерации / И. В. Царева // Матрица научного познания. — 2022. — № 11–1. — С. 144–148.
  2. Волостнова, Т. И. Цифровизация социального обеспечения в Российской Федерации / Т. И. Волостнова // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности. — 2022. — № 1. — С. 24–26.
  3. Юдин, Н. Д. Тенденции развития правового регулирования цифровизации государственных услуг / Н. Д. Юдин // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 2. — № 4 (24). — С. 177–182.
  4. Громаков, С. М. Проблемы правового обеспечения социально значимых услуг в Российской Федерации в условиях цифровизации / С. М. Громаков // Государственная власть и местное самоуправление. — 2025. — № 1. — С. 34–39.
  5. Кузнецов, И. А. Проблемы цифровизации в сфере социального обеспечения в Российской Федерации / И. А. Кузнецов, Д. М. Галиабаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 11–3 (98). — С. 83–86.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровизация
социальные услуги
доступность
услуга
качество
Российская Федерация
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 522-524):
Часть 8 (стр. 501-567)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 522-524стр. 567

Молодой учёный