На обложке изображен Константин Васильевич Мельников (1890–1974), советский архитектор.
Константин Мельников родился в небогатой
рабоче-крестьянской московской семье в 1890 году. В раннем возрасте
Константин полюбил рисовать, поэтому сначала его отдали в иконописную
мастерскую Прохорова в Марьиной роще, а затем устроили в дом
выдающегося ученого и педагога, инженера Владимира Чаплина. Всего через
два года обучения Мельникова приняли в Московский университет живописи,
ваяния и зодчества, где он дважды поощрялся премией за архитектурные
проекты.
С 1918 года молодой Константин
разрабатывал проекты благоустройства столицы под руководством известных
мастеров Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Начиная с работ в духе
неоклассики, он постепенно искал способы создания новых архитектурно-художественных
образов.
Во время обучения в МУЖВЗ Мельников
по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин» проектировал фасады первого
в России автомобильного завода АМО (в настоящее время завод ЗИЛ).
Как один из лучших выпускников Мельников
был приглашен в архитектурно-планировочную мастерскую строительного отдела
Моссовета — там работали 12 мастеров, которые в шутку называли себя двенадцатью
апостолами. В их числе были Жолтовский, Щусев, а также Веснин, братья
Пантелеймон и Илья Голосовы, Ладовский и другие. Первым заданием для
Мельникова стало проектирование поселка для служащих Алексеевской
психиатрической больницы.
В начале 1920-х годов Константин отказался
от всех традиционных стилей, не присоединился ни к одной архитектурной
группе, а, наоборот, дистанцировался от всех, чтобы создать первое сооружение
в фирменном новом стиле — деревянный павильон «Махорка» на
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке.
По проекту Константина Мельникова был
сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал
с 1924 года до Великой Отечественной войны в здании мавзолея,
спроектированном Алексеем Щусевым. Саркофаг был в форме четырехгранной
удлиненной пирамиды и полностью выполнен из стекла.
В 1925 году архитектор принял участие в международной
выставке в Париже, представляя свой проект — павильон СССР,
выполненный из дерева с частично остекленными стенами. Павильон Мельникова
заявил западу о современных авангардных достижениях Советского Союза
и прославил архитектора на международной арене.
После успеха в Париже у Мельникова
наступил золотой период — он проектировал многочисленные рабочие клубы
и другие общественные здания, а также жилые дома и крупные
гаражи (Бахметьевский, ВАО «Интурист», гараж Госплана СССР).
Самой яркой работой Мельникова стал его
собственный дом, построенный в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке.
Это был дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Автор
проекта отстранился от всех традиций домостроения и все придумал заново.
В архивах Мельникова есть проект такого же дома, только из трех цилиндров —
это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Он
ставил эксперимент на себе. Но поскольку модуль остался в единственном
экземпляре и не повторился, он стал уникальным.
С конца 1930-х годов Мельникову стало
труднее реализовывать новаторские идеи в архитектуре — его проекты
стали все чаще критиковать, а со временем архитектора и вовсе
изолировали от творческого процесса, но не арестовывали, потому что когда-то он
проектировал саркофаг Ленина. С 1936 года Константин вместе с женой попал
в жуткую нищету. Вся их одежда была изношена до предела. Единственный
доход Константин получал, работая печником.
В 1949 году Мельникова пригласили
преподавать в Саратов. Там он вместе с женой жил в профессорском
общежитии, где у них была большая угловая комната.
В 1965 году Мельникову без защиты
диссертации присвоили ученую степень доктора архитектуры, а в 1972-м —
почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.
Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО
отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По
результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных
наук, проводившегося в 2001 году, Константин Васильевич Мельников занял первое
место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье —
в мировом списке.
О жизни и творчестве Константина
Мельникова было создано несколько документальных фильмов и написано
множество книг, среди которых — широко известная среди специалистов
и любителей архитектуры книга Галины Зеличенко «Константин Мельников
и его дом».