В статье рассматривается законность реализации китовой продукции на территории Российской Федерации и условия, при которых возникает административная ответственность у лиц за ее реализацию. В частности, рассмотрена незаконная продажа китовой продукции на территории Российской Федерации при ее законной добыче представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Ключевые слова: продажа китовой продукции, коренные малочисленные народы, административная ответственность, экологическое правонарушение, природоохранное законодательство.
This article examines the legality of the sale of whale products on the territory of the Russian Federation and the conditions under which administrative responsibility arises for its sale. In particular, the illegal sale of whale products on the territory of the Russian Federation during its legal extraction by representatives of the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation was considered.
Keywords: sale of whale products, indigenous minorities, administrative responsibility, environmental offense, environmental legislation.
В большинстве стран действуют законы, защищающие китов и запрещающие их добычу и торговлю их продуктами. Согласно конвенции от 3 марта 1973 года «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» [1], запрещается торговля продуктами, полученными из китов, находящихся под угрозой исчезновения. В целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов добыча (вылов) таких видов водных биологических ресурсов (далее — ВБР) запрещена, за исключением особых случаев.
Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 24.03.2020 № 162 [2], согласно которому охотоморская, чукотско-калифорнийская популяции серого кита и охотоморская, баренцевоморская, берингово-чукотская популяции гренландского кита является видами, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов ВБР допускается в соответствии с «Правилами добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения ВБР», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1017 (далее — Правила) [3].
Исходя из норм Правил добыча (вылов) ВБР осуществляется в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — КМНС) на основании разрешений, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).
Юридические нормы и принципы наделяют коренные народы особыми правами на земли и возобновляемые природные ресурсы как на материальную основу их жизнеобеспечения, традиционных культур и духовных ценностей. Статья 69 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация гарантирует права КМНС в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации» [4]. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов [5]. Статья 48 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» указывает: «право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности» предоставляется «гражданам Российской Федерации, чьё существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство»... [6].
Установление квот на аборигенный промысел китов входит в полномочия Международной китобойной комиссии (International Whaling Commission — IWC), учрежденной в рамках Международной конвенции о регулировании китобойного промысла от 2 декабря 1946 года (далее — МКК) [7].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 № 967 «Об участии Российской Федерации в международной конвенции по регулированию китобойного промысла» промысел китов российскими физическими и юридическими лицами может производиться только в соответствии с правилами, предусмотренными ММК.
Изъятие китов в научных целях и для потребления коренным населением Чукотского автономного округа (аборигенный промысел) в морской экономической зоне Российской Федерации, а также российскими физическими и юридическими лицами за её пределами может осуществляться только в рамках научно-исследовательских программ и квот для аборигенного промысла, одобренных ММК [8].
Как отмечено в трудах Баххатова П. П. — «законодательство строго запрещает нарушение прав и обязанностей коренных малочисленных народов, а также ограничение их свободы передвижения, права на существование и осуществление хозяйственной деятельности на их территории» [9].
Согласно особым условиям аборигенного промысла серого и гренландского китов, являющимся приложением к разрешению на добывание китов, разработанного Министерством природных ресурсов Российской Федерации, распределение мяса и жира китов допускается только между жителями береговых населенных пунктов, а обмен на оленину допускается только с оленеводами континентальных районов Чукотки. Продажа продукции промысла допускается только сувенирами ручной работы из китовой кости и уса. Таким образом, экономическая прибыль от деятельности морского зверобойного промысла, жизненно необходимого для существования коренного населения Чукотки отсутствует, и не предвидится в перспективе [10].
Установлению квот предшествуют: обоснование потребности, представление научных данных о промысле, состоянии популяций серого и гренландского китов.
На 69-м заседании МКК в сентябре 2024 г., в столице Перу г. Лима утверждены блок квоты добычи китообразных на 2026–2031 годы, в т. ч. для Российской Федерации и, в частности, для Чукотского автономного округа. Согласно квоте для коренных жителей Чукотки разрешается добывать ежегодно до 135 серых китов и 5 гренландских китов ежегодно.
Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. № 631- р, одним из разрешённых видов деятельности для них является рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация ВБР [11].
При всём вышеуказанном, коммерческий оборот дериватами, живыми объектами животного мира, имеющих статус редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации запрещен действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 24.04.1995 «О животном мире».
Таким образом, в соответствии с особыми условиями аборигенного промысла термин «реализация ВБР» указанный в распоряжении Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. № 631-р следует понимать как ограниченный территорией и национальным признаком процесс обращения продукции полученной в результате традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
Несмотря на действующее законодательство на российских интернет-платформах для размещения частных объявлений о продаже товаров и услуг, в социальных сетях и интернет-магазинах размещаются объявления о реализации китового сала (мантак), топленого сала кита и иных производных краснокнижного млекопитающего. Вопреки действующего законодательства, реализация продукции осуществляется гражданами России не имеющих статуса КМНС и осуществляющими деятельность в иных регионах Российской Федерации на территории которых распространение продукции не разрешалось. Статьей 8.35 КоАП РФ («Причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных … занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, в том числе их уничтожение»), продажа либо пересылка видов указанных животных … их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа.
При этом традиционная хозяйственная деятельность, в ходе которой исключительно разрешена ограниченная реализация ВБР подменяется «коммерческой деятельностью» и создает предпосылки незаконного оборота иных объектов промысла КМНС.
Территориальные подразделения Росприроднадзора и Федерального агентства по рыболовству имеющих специалистов в рассматриваемой области не уполномочены выносить постановления по статье 8.35 КоАП РФ за продажу китовой продукции через интернет. В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях за продажу через интернет по иным статьям — 6.3 и 14.4 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», в следствии чего в рассматриваемых составах правонарушения происходит утрата первоначальных признаков административного правонарушения по ст. 8.35 КоАП РФ и не позволяет пресечь первоначально совершенное административное правонарушение.
Проблема незаконной торговли китовой продукцией требует комплексного подхода к её решению. Необходимо обеспечить баланс между защитой прав коренных народов и пресечением нелегального оборота данного продукта. Усиление прокурорского реагирования на отдельные случаи административных правонарушений в сфере оборота краснокнижных ВБР в отношении отдельных лиц и совершенствование механизмов контроля интернет-платформ по размещению частных объявлений позволит эффективно противостоять правонарушениям данной категории и сохранить традиционный уклад жизни КМНС.
Общественное участие в экологических вопросах, активное информирование о последствиях экологических правонарушений помогут создать ответственное отношение. Специфические программы по обучению и информированию населения могут включаться как в учебные заведения, так и в местные инициативы, что существенно повысит общее правосознание и проинформирует граждан о принципах охраны окружающей среды и их правовых обязанностях.
Литература:
1. Конвенция от 3 марта 1973 года «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М, 1978 г. вып. XXXII, с. 249–262.
2. Приказ Минприроды России от 24.03.2020 № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) от 02.04.2020.
3. Правила добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов ВБР, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1017 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12.01.2009 № 2, ст. 223.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 6.10.2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6 октября 2022 г. № 0001202210060013.
5. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Российская газета» от 12.05.1999 № 90.
6. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О животном мире» // «Российская газета» от 4.05.1995 № 86.
7. «Международная конвенция о регулировании китобойного промысла» от 2 декабря 1946 года // Ведомости Верховного совета СССР от 17.04.1949 № 16.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 № 967 «Об участии Российской Федерации в международной конвенции по регулированию китобойного промысла» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 21.12.1992 № 25, ст. 2218.
9. Баттахов П. П. // «Некоторые аспекты правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности и режима территорий коренных малочисленных народов Арктики на примере Республики Саха (Якутия)» // Научный журнал Аграрное и земельное право. 2023 г. № 9 (225). — с. 66–70.
10. Постановление правительства Чукотского автономного округа от 14.08.2009 № 239 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Государственная поддержка морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе на 2009–2012 годы» и её реализации» // Газета «Ведомости» от 28.082009 № 34.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.05.2009 № 20, ст. 2493.