Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Закрепление категории общественного блага в конституционном праве

Юриспруденция
29.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Ермухаметов, А. В. Закрепление категории общественного блага в конституционном праве / А. В. Ермухаметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127303/.


В статье автор исследует вопрос закрепления категории общественного блага в конституционном праве. Особое внимание уделено значению закрепления общественного блага на конституционном уровне для стабильного функционирования общества и государства.

Ключевые слова: общественное благо, конституционное право, конституция, общество, государство, экономика, благополучие.

Взаимосвязь человека и общества, влияние социальной среды на его становление и развитие требуют наличия правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов всего общества. Конституционное право не существует в отрыве от реальной деятельности государства, направленной на справедливое распределение общественных ресурсов и нивелирование негативных явлений. Именно в основном законе государства отражены ключевые ценности, разделяемые различными группами населения и отдельными гражданами. Одностороннее понимание развития России, основанное исключительно на принципах индивидуализма и либерализма, приводит к упущению из виду фундаментальных социокультурных аспектов жизни общества. Такое упрощение ведет к диспропорциям в различных отраслях права, в результате чего рыночные принципы начинают доминировать в конституционных институтах, а социальные аспекты отходят на второй план.

Крайние проявления индивидуализма при осуществлении личных прав могут достигать критической точки, за которой возникает угроза стабильности государства. На практике такие риски проявляются в уклонении от налогов, массовом неучастии в выборах, угрозах экологической безопасности и других подобных действиях.

Отсутствие общепризнанных ценностных ориентиров порождает противоречия в правоприменительной практике. Особенно важным становится учет общественного блага в таких отраслях права, как налоговое, гражданское, пенсионное, трудовое и земельное. Четкое определение понятия «общее благо» будет способствовать развитию института проникающей ответственности в корпоративном праве, разрешению споров, касающихся доступности результатов интеллектуальной деятельности, и другим важным вопросам.

Угроза нарушения баланса между общественными и частными интересами побуждает высшие судебные органы вмешиваться в формирование иерархии конституционно-правовых ценностей. Все чаще Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела, связанные с ограничением частных интересов в пользу общего блага, а наличие особых мнений судей подчеркивает необходимость достижения единого понимания юристами ключевых философско-правовых категорий [3].

Наиболее иллюстративные примеры интерпретации Конституционным Судом РФ философско-правового понятия «общее благо» можно увидеть в решениях, касающихся публично-правовых споров, таких как налогообложение, воинская служба, охрана окружающей среды и другие.

В ходе рассмотрения «первого дела нефтяной компании ЮКОС», в постановлении от 14.07.2005 Конституционный Суд подчеркнул необходимость урегулирования налоговых отношений посредством обеспечения равного исполнения обязательств всеми налогоплательщиками, исключая тем самым возможности для нарушения прав и законных интересов третьих лиц. В данном решении акцент переносится с защиты индивидуальных прав собственности конкретного налогоплательщика на защиту материального благосостояния широкого круга лиц. При рассмотрении вопроса об исполнении конституционных обязанностей по уплате налогов, Суд указал на необходимость реализации «принципов справедливости, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности определенным конституционно значимым целям (ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации)» [3].

Однако позиция, согласно которой общественное благо имеет приоритет над частными интересами в рассмотренных обстоятельствах, не получила единогласной поддержки, в том числе и среди судей Конституционного Суда. В Особом мнении А. Л. Кононова по данному акту отмечается, что прецедент, созданный Конституционным Судом, «искажает иерархию конституционных ценностей, поскольку баланс предполагает нивелирование, уравновешивание, равнозначность интересов отдельного человека и государства, что изначально ставит личность в зависимое и уязвимое положение, деформирует саму концепцию правового государства…». По мнению А. Л. Кононова, «Основной закон Российской Федерации закрепляет не баланс интересов, а приоритет гуманитарных ценностей». Обосновывая свою позицию ссылкой на закрепленный в Конституции приоритет прав и свобод личности (ст. 2), судья пишет об искажении конституционно-правовой аксиологии судом, допустившим «беспрецедентный сдвиг ценностей в сторону публичных, и прежде всего государственных, интересов в пользу репрессивного характера права» [3].

В последующем решении от 8 ноября 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации, подтверждая неприемлемость смешения понятий публичных и государственных интересов, вместе с тем указал на неверность их противопоставления при рассмотрении налоговых споров. Если рассматривать соотношение публичных и государственных интересов сквозь призму нормологической пирамиды Ганса Кельзена, можно утверждать, что публичные интересы берут своё начало и значимость из категории «общество», а не «государство», подобно тому как федеральный закон получает свою юридическую силу от Конституции. В то же время, только государство уполномочено на создание законных институтов в области налогообложения, чьи доходы впоследствии используются для удовлетворения нужд всего общества [1].

Ключевыми задачами государства являются определение публичного интереса, обеспечение его реализации и создание системы гарантий. Адекватное осуществление и защита публичных интересов — это цель политической организации власти и причина её существования. Государство, по сути, теряет свою легитимность, если перестаёт заботиться об общественном благе. Решения Конституционного Суда в данной области ориентированы на обеспечение широкого спектра конституционных ценностей, включая общее благо, поскольку конституционный правопорядок не может быть ограничен только экономическими аспектами [2].

Современная практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о растущем внимании к категории «общее благо» при согласовании частных, корпоративных, общественных и государственных интересов. Признавая важность ст. 2 Конституции России, устанавливающей гуманистические ценности, судебные органы все чаще прибегают к систематическому (телеологическому) толкованию Основного закона, отказываясь от безусловного приоритета индивидуальных интересов.

Закрепление категории общественного блага в конституционном праве является важным этапом в развитии правового государства и свидетельствует о стремлении общества к обеспечению всеобщего благосостояния. Общественное благо, по своей сути, представляет собой некий ресурс или услугу, доступ к которой должен быть гарантирован всем членам общества, вне зависимости от их социального статуса, материального положения или иных факторов. К таким благам, как правило, относят чистый воздух, безопасную окружающую среду, охрану здоровья, образование, доступ к правосудию и другие социально значимые элементы, необходимые для нормального функционирования и развития личности и общества в целом.

Конституционное закрепление категории общественного блага подразумевает признание государством своей ответственности за его обеспечение и защиту. Это означает, что органы государственной власти обязаны принимать меры, направленные на создание условий, при которых каждый гражданин имел бы возможность в полной мере пользоваться общественным благом. Такие меры могут включать в себя разработку и реализацию соответствующих программ, финансирование проектов, направленных на улучшение качества общественного блага, а также принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.

При этом, важно понимать, что обеспечение общественного блага не является исключительно обязанностью государства. В этом процессе должны принимать активное участие все члены общества, включая граждан, общественные организации и бизнес-структуры. Каждый из них может внести свой вклад в создание и поддержание общественного блага, будь то путем участия в экологических акциях, финансирования социальных проектов или просто путем соблюдения правил и норм, направленных на сохранение окружающей среды и поддержание общественного порядка.

Закрепление категории общественного блага в конституционном праве имеет не только юридическое, но и моральное значение. Оно свидетельствует о том, что общество признает приоритет общечеловеческих ценностей и стремится к созданию условий, при которых каждый человек мог бы реализовать свой потенциал и жить в достойных условиях. Это является важным шагом на пути к построению справедливого и гуманного общества, в котором интересы каждого человека уважаются и защищаются.

В заключение, следует отметить, что закрепление категории общественного блага в конституционном праве является сложным и многогранным процессом, требующим постоянного внимания и совершенствования. Необходимо постоянно анализировать эффективность принимаемых мер и корректировать их в соответствии с меняющимися потребностями общества. Только в этом случае можно обеспечить реальное и эффективное обеспечение общественного блага для всех членов общества.

Литература:

1. Аристов Е. В. Общественные блага: концепция и конституционно-правовая характеристика. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-blaga-kontseptsiya-i-konstitutsionno-pravovaya-harakteristika?ysclid=mbpagvhce289307097 (дата обращения 08.06.2025)

2. Аристов Е. В. Понятие и концепция общественного блага. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-kontseptsiya-obschestvennogo-blaga?ysclid=mbpaf314d8384467348 (дата обращения 08.06.2025)

3. Лихтер П. Л. «Правовая категория „общее благо“ в интерпретации Конституционного Суда Российской Федерации» // Lex Russica (Русский закон). — 2019. — № 4 (149). — С. 78–84.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общественное благо
конституционное право
конституция
общество
государство
экономика
благополучие
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 253-255):
Часть 4 (стр. 231-313)
Расположение в файле:
стр. 231стр. 253-255стр. 313

Молодой учёный