Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Творческо-образовательные проекты в системе внеурочной деятельности учителя биологии

Педагогика
24.06.2025
16
Поделиться
Библиографическое описание
Знакова, К. В. Творческо-образовательные проекты в системе внеурочной деятельности учителя биологии / К. В. Знакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 183-184. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127130/.


В статье автор раскрывает место творческо-образовательных проектов в системе внеурочной деятельности учителя биологии.

Ключевые слова: творческо-образовательный проект, внеурочная деятельность.

В современной образовательной системе России одним из ключевых элементов является применение педагогами в своей профессии всевозможных новых технологических решений. А главная цель современного обучения — это развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, а также привитие им нравственных ценностей с тем, чтобы выпускающийся ученик школы имел способность к самореализации, самостоятельному творческому мышлению, а это значит, быть востребованным обществом и найти свое место в жизни.

В образовательных учреждениях учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы [3].

Внеурочная деятельность — обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, которая направлена на повышение качества образовательного процесса для социализации, реализации активности учащихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально-значимых качеств детей в формах, отличающихся от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми [5].

Во внеурочной деятельности для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся применяются современные образовательные технологии, которые помогают улучшить качество образования, более рационально использовать внеурочное время и уменьшить объем репродуктивной деятельности обучающихся. Одна из этих образовательных технологий — метод проектов.

Технология проектов в деятельности учителя биологии — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой для учащихся проблемы, она должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта [1]. Одна из форм проектов — творческо-образовательные проекты, которые рассмотрим ниже.

Творческо-образовательные проекты по биологии для учеников представляют собой эффективный инструмент для углубленного изучения предмета, который позволяет интегрировать знания с практическими навыками и развивать креативное мышление учащихся. Данная форма учебной деятельности активно использует передовые методы обучения, что способствует развитию интереса к науке и творческой деятельности. В условиях быстро меняющегося мира, где важна способность к решению нестандартных задач, проекты в области биологии помогают школьникам не только осваивать теоретические основы, но и применить их на практике. Приведем некоторые ключевые характеристики творческо-образовательных проектов: креативность, разнообразие форм и практическая значимость. [4].

В течение нашей работы мы вывели формулу: успешный творческо-образовательный проект = познание + творчество + сотрудничество.

При выборе творческо-образовательных проектов во внеурочной деятельности по биологии и химии для учеников необходимо учитывать следующие пункты:

  1. учитывать интересы учащихся;
  2. выбирать актуальные проблемы;
  3. предлагать дифференцированный подход [2].

В общеобразовательных учреждениях нами был проведен комплекс творческо-образовательных проектов: «Мир моржей», «Символ 2025 — змея», «Чернила сквозь века», «Не верь глазам своим», «Снимая печати с тайн химии». Эти проекты были направлены на изучение и закрепление новых или уже изученных знаний по биологии и химии, а также метапредметных знаний по этим предметам, раскрытию творческого потенциала учащихся и повышению познавательной активности ребят.

На одном из занятий «Новогодний сувенир» ребята познакомились со свойствами разных материалов, которые используются в изготовлении свечей. Каждый из обучающихся смог исследовать их: рассмотреть, почувствовать аромат, проверит на ломкость. Полученные знания ученики сразу же применили на практике и изготовили новогодний сувенир — катанную свечу из вощины.

Чтобы как-то оценить познавательный интерес учеников, нами было проведено анкетирование среди участников творческо-образовательных проектов. Мы выяснили, что ученикам очень нравятся уроки, которые проводятся в рамках творческо-образовательного проекта. В ходе таких уроков они больше усваивают информацию и запоминают ее и развивают свои творческие способности. В ходе проведенных нами занятий повысился познавательный интерес ребят к изучаемому предмету. Также учащиеся хотят, чтоб таких занятий стало больше.

Также нами было проведено анкетирование среди учителей школ. Результаты исследования показали, что педагоги знакомы с творческо-образовательными проектами и применяют их в своей практике один раз в учебную четверть, это связано с тем, что такого рода занятия требуют большой подготовки и материальных вложений со стороны педагога. Все педагоги, принимавшие участии в исследовании уверены, что творческо-образовательные проекты влияют на познавательный интерес ребят, повышая его.

Таким образом, творческо-образовательные проекты выступают в качестве инновационной формы педагогического процесса, которые способствуют повышению познавательного интереса детей к предметам и лучшему усвоению учебного материала, развивают интеллектуальный потенциал учащихся.

Творческо-образовательные проекты позволяют перейти на более высокий уровень обучения, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей. Они могут успешно применяться учителем биологии для активизации ученического интереса к предмету, а также повышения самостоятельности развития критического мышления.

Литература:

  1. Голубович Г. И. Внеурочная деятельность по биологии в школе // Евразийский научный журнал. — 2015. — № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-po-biologii-v-shkole (дата обращения: 15.04.2025)
  2. Гревцева В. Ф. Проектная деятельность в образовании. — Воронеж: ВГПУ, 2023. — 164 с.
  3. Исханова О. Г. Повышение качества дополнительного образования через системное внедрение технологии творческой проектной деятельности // Педагогическая перспектива. — 2021. — № 3. — С. 64–72
  4. Полонская М.А Творческий проект как синтез науки и искусства и развивающий метод обучения: [Электронный ресурс] // Исследователь [сайт]. — 2021–05 июля. — URL: https://issledovatel.pro/sborniki-metodicheskikh-materialov/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov-opyt-vospitateley/tvorcheskiy-proekt-kak-sintez-nauki-i-iskusstva-i-razvivayushchiy-metod-obucheniya/
  5. Шмырева Н. А. Теория и практика организации внеурочной деятельности / Шмырева Н. А., Панова О. С. — Кемерово: КГУ, 2023. — 144 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
творческо-образовательный проект
внеурочная деятельность
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 183-184):
Часть 3 (стр. 151-229)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 183-184стр. 229

Молодой учёный