В статье авторы повествуют о том, как взаимодействие двух сфер —опытно-экспериментальной и музыкальной деятельности — может способствовать общему гармоничному развитию личности ребёнка.
Ключевые слова: синтез, креативность, интеграция, когнитивное развитие, эмоции, динамика, эмоциональное состояние, социальное взаимодействие.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска инновационных подходов к образованию детей дошкольного возраста, которые бы отвечали современным требованиям и вызовам. Синтез экспериментирования и музыки предоставляет уникальные возможности для всестороннего развития ребёнка, включая его творческие способности, воображение, мелкую моторику, координацию движений и эмоциональное восприятие и позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и эффективным, способствуя не только усвоению знаний, но и формированию целостной картины мира у ребёнка.
Музыка способствует развитию слуха, памяти, внимания и координации у детей дошкольного возраста. Она также может влиять на их эмоциональное состояние и социальное взаимодействие.
Экспериментирование помогает дошкольникам развивать любознательность, творческие способности и навыки решения проблем. Оно также способствует физическому и когнитивному развитию.
Опытно-экспериментальная деятельность и музыка могут быть связаны через создание ситуаций, в которых дети могут исследовать звуки, их свойства и источники, а также выражать свои впечатления и наблюдения через музыкальные композиции. Вот несколько примеров:
Экспериментирование со звуками природы: воспитатель может предложить детям провести простые опыты со звуками природы (звук ветра, воды, листьев), а затем создать музыкальную композицию, отражающую эти звуки. Музыкальный руководитель может помочь в подборе музыкальных инструментов или техник для передачи различных звуковых характеристик.
Исследование свойств музыкальных инструментов: дети экспериментируют с различными музыкальными инструментами, изучая их звучание, тембр, динамику и другие свойства. Затем они создают мини-композицию, используя эти инструменты, и обсуждая, как разные звуки влияют на настроение и эмоции.
Музыкально-звуковое оформление опытов: воспитатель организовывает опыты, например, с различными материалами (металл, дерево, ткань) и их звучанием при воздействии (удар, трение и т. д.), а музыкальный руководитель поможет детям подобрать музыкальные инструменты или мелодии, которые будут соответствовать полученным звукам, создавая таким образом музыкальное сопровождение для экспериментов.
Создание музыкальных образов: дети используют свои наблюдения и впечатления от опытно-экспериментальной деятельности для создания музыкальных образов. Например, после эксперимента с цветами и их оттенками можно предложить детям создать музыку, передающую настроение или характер каждого цвета.
Интеграция музыки и науки: музыкальный руководитель может провести занятие, на котором дети будут исследовать звуковые волны с помощью простых экспериментов, а затем создадут музыкальную композицию, отражающую результаты своих наблюдений. Это может помочь детям лучше понять связь между наукой и искусством.
Музыкальная импровизация на основе ощущений: после проведения опытов с различными материалами и их свойствами, воспитатель может предложить детям выразить свои впечатления через музыкальную импровизацию. Например, после исследования текстуры разных тканей можно предложить детям создать мелодию, передающую ощущения от прикосновения к этим тканям.
Совместное создание музыкальных сказок: воспитатель и музыкальный руководитель могут организовать опыт, связанный с изучением свойств различных материалов (их теплопроводности или звукопроводности), а затем использовать полученные знания для создания музыкальной сказки, где каждый персонаж или событие сопровождается соответствующей музыкой.
«Музыкально-научная лаборатория: опыты и мелодии»
Цель: развитие у детей познавательного интереса и творческих способностей через опытно-экспериментальную и музыкальную деятельность.
Оборудование: ёмкости с различными жидкостями (вода, сок, молоко и т. д.); предметы для экспериментов (камни, деревянные бруски, металлические предметы); музыкальные инструменты (бубны, маракасы, колокольчики, ложки и т. п.); аудиозаписи с различными музыкальными ритмами и мелодиями; музыкальное сопровождение для создания атмосферы (например, записи природных звуков).
Персонажи: Ведущий — педагог, который организует и проводит занятие, «Учёный — исследователь» — персонаж, который помогает детям проводить опыты и объясняет их результаты, «Музыкальный волшебник» — персонаж, который знакомит детей с музыкальными инструментами и помогает им создавать мелодии.
Ход занятия : Ведущий приветствует детей и объявляет тему занятия: «Сегодня мы будем проводить опыты и создавать музыку. Давайте узнаем, как эти два вида деятельности могут быть связаны!»
Опытно-экспериментальная деятельность . Ведущий предлагает детям провести несколько опытов с различными жидкостями и предметами. Например, дети могут исследовать, как разные предметы тонут или плавают в воде, как жидкости смешиваются друг с другом и т. п.
Ведущий: «Посмотрите, что произойдёт, если мы опустим этот камень в воду?», «А что будет, если мы возьмём деревянный брусок?».
— А теперь давайте попробуем провести ещё один опыт. Что произойдёт, если мы смешаем воду с соком?». А теперь давайте представим, что мы музыканты и создаём мелодии с помощью звуков, которые издаём при проведении опытов. Например, мы можем стучать по камням и деревянным брускам, как по музыкальным инструментам, и создавать ритмы».
Музыкальная деятельность. «Музыкальный волшебник» предлагает детям попробовать разные музыкальные инструменты и создать свои мелодии. Дети могут экспериментировать с ритмами и мелодиями, используя различные инструменты.
«Музыкальный волшебник»: «Посмотрите, у нас есть бубны, маракасы и колокольчики. Давайте попробуем создать мелодию с помощью этих инструментов!». Дети выбирают инструменты и начинают создавать мелодии.
«Учёный-исследователь»: «Замечательно! А теперь давайте представим, что каждый инструмент — это как жидкость или предмет в нашем опыте. Может быть, мы можем создать мелодию, которая будет отражать результаты наших опытов?». Дети продолжают экспериментировать, создавая мелодии, которые отражают результаты их опытов.
Сюрпризы и необычные моменты : Ведущий может предложить детям использовать необычные предметы для создания музыки, например, пластиковые бутылки, наполненные разными жидкостями, или предметы из разных материалов. Также можно включить аудиозаписи с необычными звуками, которые дети могут использовать для создания своих мелодий.
Заключение . Ведущий подводит итоги занятия, обсуждая с детьми, как опытно-экспериментальная и музыкальная деятельность могут быть связаны. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями. Ведущий благодарит детей за активное участие и предлагает им продолжить экспериментировать дома с родителями.
Важно отметить, что результаты исследований могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и методов, используемых в исследованиях. Поэтому при планировании музыкальных и экспериментальных занятий с дошкольниками важно учитывать эти факторы.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом». М., 2004
- Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». Издательство «Речь», 2006
- Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность». Детство-пресс, 2013
- Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы». Игры-занятия для дошкольников. — М.: Сфера, 2010 г.
- Савенков А. И. «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников». Москва, 2007
- Тютюнникова Т. Э. «Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками» (СПб.: ЛОИРО, 2003)
- Анисимова Г. «100 музыкальных игр» Ярославль. Академия развития, 2005