Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ценностные ориентации человека в эпоху глобализации

Научный руководитель
Философия
25.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Ясюкович, А. С. Ценностные ориентации человека в эпоху глобализации / А. С. Ясюкович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 26 (577). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/577/127110/.


Статья исследует трансформацию ценностных ориентаций человека в условиях глобализации, акцентируя внимание на взаимодействии глобальных и локальных культурных идентичностей. Особое внимание уделяется проблемам сохранения культурной идентичности и роли гибридных субкультур в современном мире.

Ключевые слова: ценностные ориентации, глобализация, идентичность, культурное разнообразие.

Ценностные ориентации человека — это устойчивая система внутренних регуляторов поведения личности, представляющая собой иерархически организованные критерии выбора и оценки действительности, сформированные под влиянием социокультурных условий и индивидуального опыта [4]. В эпоху глобализации они формируют развивающиеся убеждения, принципы и приоритеты, которые становятся основополагающими для личной идентичности в условиях растущей взаимозависимости. Глобализация, усиливающая культурные обмены и экономическую взаимосвязанность, существенно влияет на самовосприятие индивидов и их социальные роли. Ценностные ориентации представляют собой сложную многоуровневую систему, выполняющую регулятивную, смыслообразующую и адаптационную функции в жизни личности. Их исследование требует комплексного подхода, учитывающего как универсальные закономерности, так и культурно-историческую специфику.

Глобализация способствует интеграции традиционных и современных систем ценностей, когда люди осмысливают свое культурное наследие, адаптируясь к глобальным нормам. Такое явление зачастую связано со сменой поколений, где молодое поколение под влиянием технологий и глобальных СМИ может переоценивать значимость глобальных ценностей в ущерб традиционным. Это приводит к столкновению культурных идентичностей и вызывает обеспокоенность по поводу сохранения культурной целостности и местных практик. Напряжение между принятием глобальных влияний и сохранением культурной уникальности открывает важные дебаты в рамках дискурса о ценностных ориентациях.

Теоретические основы, такие как теория ценностных ориентаций Шварца и теория последовательности развития человека Инглхарта, предлагают ценные перспективы для понимания того, как ценности изменяются в ответ на процессы модернизации и глобализации. Эти теории подчеркивают сдвиги от традиционных к светским ценностям, а также переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения, иллюстрируя способы воздействия глобализации на индивидуальную и коллективную идентичность в различных культурных контекстах. Более того, возникновение глобальных субкультур и гибридных идентичностей отражает комплексную динамику, возникающую в результате ориентации индивидов в их культурных ландшафтах [3].

Влияние глобализации на ценностные ориентации охватывает широкие сферы, включая экономические практики, изменения на рынке труда и социальные взаимодействия. В условиях новых экономических реалий и изменяющихся общественных ожиданий поиск устойчивости и инноваций становится актуальной задачей. Несмотря на возможности, которые глобализация предоставляет для культурного обмена и личностного роста, она также порождает значительные проблемы, требующие критического анализа возможностей согласования ценностных ориентаций с сохранением местной культурной идентичности в условиях быстро меняющегося глобального контекста [4].

Роль теорий ценностной ориентации, изучение ценностных ориентаций дает существенные сведения о том, как человеческие ценности эволюционируют в условиях модернизации. Теория Шварца классифицирует ценности на четыре группы: Сохранение, Открытость к изменениям, Самопревосхождение и Самоукрепление, организованные по двум основным осям: Сохранение против Открытости к изменениям и Самопревосхождение против Самоукрепления. Эти классификации помогают объяснить различия в ценностях в разных культурах, особенно по мере перехода обществ от традиционных к более современным структурам. Кроме того, Теория последовательности развития человека, предложенная Инглхартом и Вельцелем, проясняет связь между ценностями и модернизацией, выделяя два важных этапа: переход от традиционных религиозных ценностей к светским ценностям и сдвиг от ценностей выживания к ценностям самовыражения по мере экономического и социального развития обществ. Эта структура позволяет глубже понять, как глобализация влияет на индивидуальные и коллективные ценности в разных регионах [3; 4].

Хотя глобализация способствует культурной взаимозависимости, она часто подрывает автономию местных культур. Аппадураи метко утверждает, что насилие является наименее эффективным методом решения глобальных проблем и подчеркивает необходимость диалога, а не доминирования. Развитие доминирующих культур может затмить голоса и практики меньшинств, что приведет к потере традиционных систем знаний, языков и обычаев. Например, по мере того, как глобальное влияние просачивается в местные сообщества, молодые поколения могут отдавать приоритет общепринятым практикам над своим коренным наследием, еще больше усугубляя эту проблему.

Несмотря на проблемы, создаваемые глобализацией, есть примеры культурного сопротивления и устойчивости. Многие сообщества стремятся сохранить свои традиционные практики перед лицом глобальных влияний, признавая важность своего уникального культурного наследия. Однако постоянная угроза культурного империализма часто усложняет эти усилия, поскольку доминирующие культуры продолжают навязывать свои ценности и нормы. В результате борьба за сохранение культурной идентичности и целостности в условиях глобализации остается важнейшей проблемой для многих обществ по всему миру.

Подводя итоги, можно сказать, что глобализация имеет двойственный характер воздействия на ценности: с одной стороны, она открывает возможности для культурного обмена и саморазвития, а с другой — создает проблемы, связанные с угрозой культурной целостности и самоидентификации. Противоречивые условия, созданные глобализацией, усугубляют проблему культурного империализма, что приводит к снижению значимости местных культур. В связи с этим сохранение культурной идентичности и целостности становится ключевой задачей для многих обществ.

Литература:

  1. Appadurai, A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization / A. Appadurai. — Minneapolis: University of Minnesota, 1996. — 219 c.
  2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — Москва: Медиум, 1995. — 323 c.
  3. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, научн. ред. Э. Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с
  4. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // M. Zanna (Ed.). Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1992. Vol. 25.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ценностные ориентации
глобализация
идентичность
культурное разнообразие
Молодой учёный №26 (577) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 461-463):
Часть 6 (стр. 391-465)
Расположение в файле:
стр. 391стр. 461-463стр. 465

Молодой учёный