Особенности креативности молодежи с химической зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Каргальцев, П. Д. Особенности креативности молодежи с химической зависимостью / П. Д. Каргальцев, И. Ю. Кулагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 338-341. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98200/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: креативность, молодежь, химическая зависимость.

В настоящее время социальная ориентация направлена на креативных и активных личностей. Их креативность может проявляться в социальных и экономических, а также в культурных трансформациях. В связи с этим, изучение креативности на данный момент набирает популярность и становится достаточно актуальной.

Каждый человек имеет право проявлять креативность где-либо, так как любой из нас неповторим. Однако множество людей сильно закомплексованы, постоянно во всем сомневаются, опираются на стереотипы, из-за которых они не могут быть креативными. Многие люди довольно узко мыслят, считая ход своего мышления единственным и верным, не понимая, что существует огромное множество других взглядов и мнений [1; 7].

Зарубежные исследования креативности принадлежат К. Р. Роджерсу, Х. Э. Штейнбаху и многим другим ученым в области психологических наук.

В то же время отечественные исследования в области креативности принадлежат К. А. Афанасьевой, А. В. Батаршеву, К. А. Симкаевой и др.

Долгое время креативное мышление рассматривалось в рамках дивергентного мышления. Со временем оно стало изучаться как самостоятельный аспект, который состоит из различных факторов.Тем не менее, нет общих взглядов на особенности креативности [2].

Креативность формируется на протяжении всей жизни человека. Активнее всего можно заметить проявления креативности у молодых людей и девушек. Это связано с тем, что молодежь борется за собственное место в жизни, свое мнение, конфронтирует с родственниками, учителями, ровесниками. В случае отверженности молодые люди могут испытывать затруднения. Такими людьми, как правило, оказывается достаточно креативная молодежь [4; 5; 9].

Если обратиться к статистическим данным по молодежи, страдающей химической зависимостью, то можно обнаружить наличие интеллектуальных людей. Согласно исследованиям, около 20 % молодых людей и девушек имели высокие показатели интеллекта до начала употребления химических веществ. Нередким является наличие креативности мышления у молодежи с химической зависимостью. Интересным является то, из-за чего такая молодежь реализует свои возможности не в положительной деятельности, а в разрушительной [3; 6].

Под креативностью также понимают предрасположенности человека в рамках художественности. Благодаря таким задаткам, человек способен придумывать множество идей, решать проблемы и различной трудности задачи. В понятие креативность также входит способность человека отстаивать свое мнение.

Для того, чтобы креативность проходила процессы развития, молодежь должна взаимодействовать в ходе деятельности, также обмениваться опытом между собой. Такой процесс будет прямо расположен к искусству как способу пути самовыражения, коммуникации [8].

Молодежь нуждается в признании собственной важности, независимости, поиске своего предназначения, в общении. Все это помогает молодым людям добиваться целей и положительных результатов. В случае, если процесс формирования личности молодежи проходит благоприятно на предыдущих этапах, молодые люди впоследствии входят в культуру, что ведет за собой становление креативности.

Молодежь, страдающая химической аддикцией, в большинстве своем переживают подростковые трудности. Они склонны копировать и подражать. Зачастую такое подражание и приводит их к употреблению. В процессе разрушается личность. Молодежь уже неспособна к адекватному мышлению.

В случае, когда у человека были креативные задатки до момента употребления, ему будет намного легче сохранить креативность мышления в процессе выздоровления и после [10].

Говоря о данном исследовании, оно является актуальным, так как в настоящее время есть недостаток исследований по данной теме. Также нет исследований, связанных с изучением креативности и ее связи с возрастом, полом молодежи с химической зависимостью. Опираясь на данные факты, было проведено исследование креативности молодежи с химической зависимостью.

В исследовании приняли участие 60 человек от 18 до 25 лет. Все молодые люди и девушки проживают в Москве и Московской области, а также проходят реабилитацию в реабилитационном центре.

Мы предположили, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью. В частности, что компоненты креативности связаны со сроком ремиссии, а число срывов связаны с проявлением эмоций и необходимостью врать.

Для проверки гипотез были использованы некоторые методики. Первая методика — опросник креативности Джонсона, вторая методика — диагностика личностной креативности Е. Е. Туник, третья методика — тест «Креативность» Н. Вишняковой, четвертая — опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности».

Благодаря теоретическому исследованию данной проблемы, удалось выяснить, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью, имеют психологические проблемы будучи подростками. Шаблон нездорового образа жизни является катализатором в процессе употребления запрещенных веществ. Все зависимые люди уверены, что они разбираются в устройстве мира, в других людях.

Чем сильнее проявления креативности, тем лучше воображение, которое развивается у молодежи с химической зависимостью.

Соответственно, блокировка потребностей, желания созидать ведут к внутренним конфликтам, безысходности, обреченности.

Преодоление данного состояния возможно исключительно с креативностью и решениями, к которым молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью неспособны. Они не находятся в поисках решений своих трудностей, а просто закрывают глаза на все происходящее и скрываются в другой реальности посредством химических веществ.

Данные, полученные в ходе исследования говорят о том, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью гораздо чаще, размышляют о явлениях, с которыми не имели места сталкиваться в жизни. Такая молодежь показывает высокие результаты склонности к риску. Девушки с химической зависимостью показывают высокие результаты творческого мышления и оригинальности. Юноши с химической зависимостью показывают высокие результаты по шкале любознательности.

Таблица 1

Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным тестов Джонсона и Туник)

Шкалы

Группы (средние ранги)

U

p

без зависимости

зависимые от химических веществ

Опросник креативности Джонсона

25,9

29,5

312

0,398

Склонность к риску

22,9

33,25

222

0,015*

Любознательность

30,1

24,25

282

0,172

Сложность

27,8

27,13

351

0,875

Воображение

26,4

28,88

327

0,563

Суммарный показатель (Туник)

28,3

26,5

336

0,675

Примечание: * — различия значимы на уровне р≤0,05.

Молодые люди и девушки с химической зависимостью показывают высокий уровень показателей по шкале «Склонность к риску».

Таблица 2

Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным теста Вишняковой)

Шкалы

Группы (средние ранги)

U

p

без зависимости

зависимые от химических веществ

Творческое мышление (реальное)

26,7

28,5

336

0,669

Творческое мышление (идеальное)

19,1

38

108

0,000**

Любознательность (реальное)

29,4

25,13

303

0,306

Любознательность (идеальное)

16

41,88

15

0,000**

Оригинальность (реальное)

22,8

33,38

219

0,012*

Оригинальность (идеальное)

19,7

37,25

126

0,000**

Воображение (реальное)

21,8

34,63

189

0,002**

Воображение (идеальное)

18,8

38,38

99

0,000**

Интуиция (реальное)

24,5

31,25

270

0,111

Интуиция (идеальное)

17,6

39,88

63

0,000**

Эмоциональность (реальное)

24,3

31,5

264

0,086

Эмоциональность (идеальное)

19,6

37,38

123

0,000**

Чувство юмора (реальное)

28,3

26,5

336

0,667

Чувство юмора (идеальное)

17,1

40,5

48

0,000**

Творческое отношение к профессии (реальное)

27,5

27,5

360

1,000

Творческое отношение к профессии (идеальное)

26,8

28,38

339

0,711

Примечание: ** — различия значимы на уровне р≤0,01; * — различия значимы на уровне р≤0,05.

Результаты по всем шкалам: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, чувство юмора выше у зависимых.

Полученные результаты говорят о наличии взаимосвязи длительности пребывания молодежи, страдающей химической зависимостью в реабилитационном центре и их возможностью мыслить креативно, нестандартно, творчески решать поставленные перед ними задачи и т. д. Также, обнаружена взаимосвязь креативного отношения к выбранной профессии и показателями по шкале «Нанесение вреда». Число срывов у молодых людей и девушек взаимосвязано с любознательностью, общими показателями креативности, их интуицией, проявлением эмоций, воображением и способности врать.

Следовательно, предположение о том, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью, была подтверждена. Все задачи, поставленные в исследовании, были выполнены. Цель исследования достигнута.

Литература:

  1. Афанасьева К. А. Химические зависимости глазами молодежи // М.: Журнал: Проблемы современного педагогического образования, 2017. — С. 240–246.
  2. Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера // СПб.: Питер, 2016. — 368 с.
  3. Дереча В. А. Психология зависимостей: учебное пособие для вузов // Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
  4. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста/ учебник для академического бакалавриата // М.: Издательство Юрайт, 2016. — 351с.
  5. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию //Институт общегуманитарных исследований, 2016.
  6. Симкаева Ц. С. Креативность и интеллектуальная инициатива // Сборник: Современные проблемы развития одаренности детей и молодежи. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции. / Отв. ред. И. В. Абакумова, А. К. Белоусова, Ю. А. Мочалова, 2019.- С. 87–89.
  7. Солсо Р. Когнитивная психология // СПб.: Питер, 2011. — 592с.
  8. Фольмер А. Характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости //Диссертация/ Санкт-петербургский государственный университет, 2016. — 89 с.
  9. Штейнбах Х. Э. Психология творчества. // Издательство: РХГА и Студия озвучания «Глагол», 2018.
  10. Юдина С. Д., Войтик И. М., Чухрова А. С. Специфика взаимосвязи креативности и рефлексии // Мир науки, культуры, образования, 2019. — № 2 (75). — С. 286–288.
Основные термины (генерируются автоматически): химическая зависимость, девушка, креативность, молодая, молодежь, творческое мышление, особенность креативности, чувство юмора, реабилитационный центр, страдающая химическая зависимость.


Похожие статьи

Особенности креативности молодежи с химической...

Особенности креативности молодежи с химической зависимостью. Авторы: Каргальцев Павел Дмитриевич, Кулагина Ирина Юрьевна.

Статья готовится к публикации. креативность, молодежь, химическая зависимость.

Связь развития креативности и наличия симптоматики...

Цель статьи — анализ проявлений и развития креативности у подростков с компьютерной зависимостью.

В своих работах, исследователи креативности и интеллекта Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс

именно возрастов повлияют на черты креативного творческого мышления индивида в будущем [4].

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников.

Современные взгляды на проблемы креативности

Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении

Е. П. Торренс определяет креативность как процесс решения задачи, который начинается с

Креативность включает в себя умение пользоваться различными стилями мышления.

— М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Психологические факторы формирования химической...

Ключевые слова: зависимое поведение, химическая зависимость, молодежь

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых

В исследование приняли участие молодежь в возрасте 15–22 лет, имеющая химическую зависимость.

А такие особенности личности молодого человека как зависимость, несамостоятельность...

развитие креативного, творческого мышления

способность, креативность, театральная студия, возможность, детский возраст, развитие креативности, английский психолог, креативная личность, социальное окружение, творческое мышление.

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Ключевые слова:креативность, креативное мышление, дивергентное мышление

Таким образом, понятие креативности рассматривается наукой по-разному, в зависимости от того, что

в центре внимания: креативная личность, креативный продукт, креативный процесс.

Она создает в нас чувство, что мы являемся частью единства, чувство принадлежности к...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических...

Ключевые слова: арт-терапия, зависимость, коррекция, личность. К началу XXI века проблема химических

– Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

8. Филиппова Я. Д. Психологические особенности больных, страдающих хроническим

Ключевые слова: зависимое поведение, химическая зависимость, молодежь...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

...типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников / И. Ю. Бурцева.

Воспитание чувств даёт надежду позитивных изменений в сторону большей человечности.

которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены

лицея города Краснодара (120 человек в возрасте 12–13 и 15–16 лет, из них 60 девушек и 60 юношей).

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Похожие статьи

Особенности креативности молодежи с химической...

Особенности креативности молодежи с химической зависимостью. Авторы: Каргальцев Павел Дмитриевич, Кулагина Ирина Юрьевна.

Статья готовится к публикации. креативность, молодежь, химическая зависимость.

Связь развития креативности и наличия симптоматики...

Цель статьи — анализ проявлений и развития креативности у подростков с компьютерной зависимостью.

В своих работах, исследователи креативности и интеллекта Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс

именно возрастов повлияют на черты креативного творческого мышления индивида в будущем [4].

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников.

Современные взгляды на проблемы креативности

Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении

Е. П. Торренс определяет креативность как процесс решения задачи, который начинается с

Креативность включает в себя умение пользоваться различными стилями мышления.

— М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Психологические факторы формирования химической...

Ключевые слова: зависимое поведение, химическая зависимость, молодежь

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых

В исследование приняли участие молодежь в возрасте 15–22 лет, имеющая химическую зависимость.

А такие особенности личности молодого человека как зависимость, несамостоятельность...

развитие креативного, творческого мышления

способность, креативность, театральная студия, возможность, детский возраст, развитие креативности, английский психолог, креативная личность, социальное окружение, творческое мышление.

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Ключевые слова:креативность, креативное мышление, дивергентное мышление

Таким образом, понятие креативности рассматривается наукой по-разному, в зависимости от того, что

в центре внимания: креативная личность, креативный продукт, креативный процесс.

Она создает в нас чувство, что мы являемся частью единства, чувство принадлежности к...

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических...

Ключевые слова: арт-терапия, зависимость, коррекция, личность. К началу XXI века проблема химических

– Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

8. Филиппова Я. Д. Психологические особенности больных, страдающих хроническим

Ключевые слова: зависимое поведение, химическая зависимость, молодежь...

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

...типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников / И. Ю. Бурцева.

Воспитание чувств даёт надежду позитивных изменений в сторону большей человечности.

которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены

лицея города Краснодара (120 человек в возрасте 12–13 и 15–16 лет, из них 60 девушек и 60 юношей).

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Задать вопрос