Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.10.2022

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Макарова, М. А. Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей / М. А. Макарова, Е. В. Лупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95195/ (дата обращения: 02.05.2024).



Формирование культуры здорового образа жизни начинается с момента становления ценностного отношения человека к собственному здоровью и здоровью близких людей, стремлении и способности транслировать социально значимые ценности в окружающую реальность. На сегодняшний день здоровый образ жизни — это не только следование правилам личной гигиены в школе и дома, на улице и на работе, не просто ношение маски и соблюдение дистанции, это ответственность за жизнь и будущее нашей страны перед новыми поколениями. Социализация современных школьников проходит в условиях, которые можно назвать экстремальными: дистанционное обучение, приостановка работы многих спортивных секций и кружков по интересам, общение с друзьями преимущественно в социальных сетях — не могут не влиять на качество социализации и формирование ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения.

В настоящее время становление культуры здорового образа жизни является неотъемлемым элементом целостного процесса социализации личности. Особенную актуальность обозначенная проблема приобретает в образовательном процессе начальной школы, так как именно младший школьный возраст принято считать наиболее продуктивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ценностные ориентиры, складывающиеся в этом возрасте, обладают необыкновенной устойчивостью и способны проецироваться на всю дальнейшую жизнь человека, определяя особенности и закономерности становления его личности.

Сложная эпидемиологическая обстановка в стране, обилие негативных экологических и «техногенных» факторов, окружающих современного ребенка с младшего школьного возраста, становятся причиной поиска педагогикой новых путей и способов формирования культуры здорового образа жизни. Особая роль в рассматриваемом процессе принадлежит ближайшему социальному окружению младших школьников — семье.

В современных психолого-педагогических исследованиях здоровый образ жизни младших школьников определяется, как «деятельность младшего школьника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни» [1, с. 171].

При этом ценностная ориентация младших школьников на здоровый образ жизни рассматривается как «систематический и последовательный процесс, содержательный аспект которого направлен на актуализацию знаний ребенка о здоровом образе жизни, преумножение его физических и психических возможностей, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие и отрицательно влияющий на здоровье» [2, с. 334].

Д. Ф. Ильясов, Ю. В. Смирнова отмечают безусловное влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников и рассматривают формирование ценностных ориентаций с позиции следующих критериев:

1) когнитивно-смыслового — полученные о здоровом образе жизни знания содействуют становлению целостной картины мира с индивидуально значимыми концептами;

2) эмоционально-волевого — отражает спектр установок учащихся начальной школы в осуществлении здорового образа жизни: от познавательного интереса до осознанных регуляций собственного поведения;

3) деятельностного — проявляется в активности младших школьников по присвоению ценностей здорового образа жизни, преобразовании привычного жизненного уклада, приведение его в соответствие с нормами ЗОЖ;

4) рефлексивно-оценочного — предполагает формирование личностного отношения к здоровому образу жизни, его оценку с позиций личностной значимости.

Процесс социализации младших школьников, в аспекте формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, следует рассматривать, как освоение детьми тех социально значимых ценностных ориентиров, которые соответствуют данному возрастному этапу:

– знание и соблюдение санитарно-гигиенических требований;

– следование правилам здорового питания и соблюдение режима;

– интерес к спортивным занятиям и играм со сверстниками;

– мотивированность к самостоятельному поиску и изучению информации о здоровом образе жизни;

– приобщение к занятиям физкультурой и спортом родителей, друзей, одноклассников и т. д.

Основными факторами, определяющими качество социализации в аспекте приобщения младших школьников к здоровому образу жизни, являются:

1) Деятельность детских объединений, кружковая деятельность, взаимодействие детей, учителей и родителей.

2) Реализация проектов здорового образа жизни на базе учреждений образования (общеобразовательной школы).

3) Сотрудничество школы с другими социальными институтами с целью приобщения младших школьников к ценностям здорового образа жизни.

4) Сознательный выбор ребенком здорового образа жизни в соответствии с собственными ценностными ориентациями.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили установить, что важнейшим средством создания положительной мотивации детей младшего школьного возраста к освоению ценностей здорового образа жизни является создание доброжелательных отношений в процессе совместной деятельности.

Для родителей средствами мотивации могут стать различные формы совместной с детьми деятельности, консультации, для педагогов — научно-исследовательская работа, апробация результатов исследований на научно-практических конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Среди всего многообразия здоровьесберегающих технологий, используемых в начальной школе, принято выделять:

1) Санитарно-гигиенические технологии — направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, ответственного отношения к собственному внешнему виду (опрятности и аккуратности), стремления поддерживать чистоту и порядок в классной комнате, на школьном дворе и т. д.

Одним из самых распространенных приемов формирования культурно-гигиенических навыков в начальной школе является дежурство (по классу, по столовой и т. д.), а также субботники, предполагающие уборку территории школы, на которые рекомендуется приглашать родителей учащихся с целью приобретения позитивного опыта совместной деятельности.

2) Физкультурно-оздоровительные технологии — ставят своей целью физическое развитие младших школьников (силы, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости и т. д.) в процессе занятий учащихся на уроках физической культуры и в спортивных секциях. В этом же направлении представляется закономерным рассматривать физкультминутки и развитие мелкой моторики на обычных уроках образовательного процесса современной начальной школы.

3) Экологические здоровьесберегающие технологии — ориентированы на формирование у младших школьников интереса к природе и окружающему миру, приобщения к исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды. Наиболее распространенными формами работы являются экскурсия, проектная деятельность, эксперимент, содействующие осознанию значимости экологической и продосообразной деятельности людей, формированию ценностного отношения к природе и окружающему миру.

4) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности — получили необыкновенную актуальность в наши дни в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Повышение грамотности учащихся начальной школы по вопросам безопасности жизнедеятельности происходит в процессе внеклассных занятий (внеурочной деятельности). Основными формами работы являются классные часы, экскурсии, тематические встречи.

Нельзя забывать, что младший дошкольный возраст — время, когда ребенок еще только совершает переход от игры, как ведущего типа деятельности, к учебе с ее безусловным доминированием познавательно-аналитического начала. Как следствие, среди форм реализации здоровьесберегающих технологий рекомендуется максимально использовать игровые приемы работы.

В игре происходит процесс преобразования деятельности через поиск нового способа выполнения игрового задания, его модернизации в условиях новой мотивации. Среди видов игр, которые рекомендуется использовать в процессе становления культуры здорового образа жизни у младших школьников в современной школе можно назвать:

– игры-тренинги, направленные на активизацию положительной мотивации к обучению и психологическую разгрузку младших школьников, проводимые в ходе предметных занятий;

– подвижные и спортивные игры на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности;

– игры-путешествия, квесты и другие нестандартные формы работы с детьми.

Учитывая, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте остается одной из ведущих, игровые технологии можно назвать одними из эффективнейших средств становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе социализации, а главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.

Среди родителей, наряду с традиционными формами воздействия на родительскую аудиторию (родительские собрания, индивидуальные консультации), могут быть апробированы новые виды взаимодействия:

– в рамках совместной с детьми проектной деятельности — родители участие в разнообразных познавательных, исследовательских, творческих, игровых проектах: «Правила и нормы здорового образа жизни», «Мой дом — планета Земля» и т. д.;

– в аспекте участия родителей в организации субботников, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, спортивных праздников и т. п.

Для детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать такие формы работы, как образовательные квесты. Например, квест-игра «Путешествие в царство царя Берендея». Игра может проводиться на природной территории любого из городских парков культуры и отдыха в выходной день вместе с родителями и детьми. Целью квест-игры является воспитание экологической культуры детей и родителей. Родители с детьми двигаются по определенному маршруту, который указывали персонажи (Баба-Яга, Кикимора, Леший, Богиня Дивия, Царица осень, тетушка Сова, Царь Берендей).

После выполнения заданий (нарисовать правила поведения в лесу, сделать скворечники из бросового материала, вспомнить стихи и песни о природе, разгадать загадки, собрать гербарий и т. п.) младшим школьникам (под непосредственным руководством педагогов и родителей) предлагается составить альбомную презентацию «Мое открытие». Содержание презентации составят собранные детьми гербарии, фотографии интересных моментов в жизни природы, кроссворды и ребусы на знание правил здорового образа жизни и законов окружающего мира, логические схемы и художественные иллюстрации.

Предлагаемый комплекс практических рекомендаций основан на осознании того факта, что формирование целостного представления младших школьников о здоровом образе жизни невозможно без личностного осмысления полученных в ходе социального взаимодействия знаний, умений и навыков. Моменты мотивации и рефлексии являются важнейшими в структуре процесса формирования ценностного отношения к ЗОЖ всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Литература:

  1. Беляев Г. Ю., Беляева А. В. Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания / Г. Ю. Беляев, А. В. Беляева // Новое в психолого-педагогических исследованиях — 2011 — № 3 (23) — С. 171–177.
  2. Ильясов Д. Ф., Смирнова Ю. В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников / Д. Ф. Ильясов, Ю. В. Смирнова // Сибирский педагогический журнал — 2009 — № 9 — С. 332–338.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, младший школьный возраст, начальная школа, ценностное отношение, школьник, образовательный процесс, окружающий мир, ребенок, родитель, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника.

Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

...как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С

Здоровый образ жизни подразумевает под собой такой стиль жизнедеятельности, который

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не

В него также входят отношения к себе, к другому человеку, и жизни в целом.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Блок 3. Определение отношения младших школьников к учению и труду. С поступлением детей в школу кардинально меняется весь образ их жизни: существенно вырастают

Блок 4. Исследование ценностного отношения учащихся к природе и окружающей среде.

Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе».

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что

формировании у детей основ здорового образа жизни, наряду со школой.

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый...

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный...

Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается.

Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9 %), а детей, не

Все понимают, что основы здорового образа жизни закладываются в детстве.

Обучать без вреда для здоровья — это, не задача школы, а обязательное условие её работы!

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Программа по формированию здорового образа жизни включала следующие направления: «В здоровом теле здоровый дух» (система мероприятий, направленных на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди школьников).

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

...средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО.

- создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения; - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить...

Функциональный подход к управлению формированием культуры...

— оценивание хода процесса формирования культуры здорового образа жизни младших

образа жизни младших школьников, у детей — интереса к проводимым мероприятиям [4].

Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как

Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника.

Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

...как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С

Здоровый образ жизни подразумевает под собой такой стиль жизнедеятельности, который

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не

В него также входят отношения к себе, к другому человеку, и жизни в целом.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Блок 3. Определение отношения младших школьников к учению и труду. С поступлением детей в школу кардинально меняется весь образ их жизни: существенно вырастают

Блок 4. Исследование ценностного отношения учащихся к природе и окружающей среде.

Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе».

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что

формировании у детей основ здорового образа жизни, наряду со школой.

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый...

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный...

Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается.

Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9 %), а детей, не

Все понимают, что основы здорового образа жизни закладываются в детстве.

Обучать без вреда для здоровья — это, не задача школы, а обязательное условие её работы!

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Программа по формированию здорового образа жизни включала следующие направления: «В здоровом теле здоровый дух» (система мероприятий, направленных на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди школьников).

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

...средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО.

- создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения; - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить...

Функциональный подход к управлению формированием культуры...

— оценивание хода процесса формирования культуры здорового образа жизни младших

образа жизни младших школьников, у детей — интереса к проводимым мероприятиям [4].

Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как

Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у...

Задать вопрос