Методолого-математическое моделирование управления социальными процессами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.10.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Методолого-математическое моделирование управления социальными процессами / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95137/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье автор рассматривает условия в выборе средств и методов познания и анализа закономерностей развития математического моделирования социальных процессов, которые невозможны без методов познания и анализа развития предмета исследования.

Ключевые слова: методы познания, количественные исследования, развитие цивилизации, исторические процессы, рост населения.

In this article, the author examines the conditions in the choice of means and methods of cognition and analysis of the patterns of development of mathematical modeling of social processes, which are impossible without methods of cognition and analysis of the development of the subject of research.

Keywords: methods of cognition, quantitative research, development of civilization, historical processes, population growth.

В начале XXI века обострились требования к социальному знанию как отражению многообразия и противоречивости, которые сложились в общественной жизни. Связано это с возникшими значительными осложнениями общественной жизни в связи с изменениями в природной среде, истощением естественных ресурсов, изменением климата планеты, эпидемиями, войнами, терроризмом, бурным ростом численности населения Земли и т. д.

Без разносторонней социализации научного знания, без социального анализа действительности невозможно решать задачи устойчивого развития цивилизации. Мы ведем речь идет не об улучшении социально-экономического положения социума, а о возможности управления всем историческим процессом развития человечества в условиях, когда уже нет времени на экспериментирование, на метод проб и ошибок.

В данных условиях в выборе средств и методов познания и анализа закономерностей развития, в выборе приемов исследования следует использовать известное правило Оккамы — выбирать самое доступное из всего располагаемого. В данном случае это — апробированные методы аналитических исследований и достоверное математическое моделирование социальных процессов, которое, естественно, невозможно без глубокого и всестороннего знания предмета исследования.

Социология во второй половине XX века уже пережила сначала бум массового распространения количественных исследований, связанный с освоением компьютерной техники и программ математической обработки эмпирических данных в 60–70-е годы, а затем не менее масштабное распространение качественных методов сбора и анализа социологической информации в 80–90-е годы. Все это привело к значительной рационализации исследовательской работы, ее интеллектуальной технологизации, а также к формированию новых стратегий и методов количественно-качественных исследований, интеграции использования количественного и качественного подходов к сбору и обработке социологической информации. При этом острота проблемы обеспечения точности и достоверности социологического знания отнюдь не ослабла, не перестала быть актуальной. Не случайно к началу XXI века вновь явно усилилось внимание социологической общественности к использованию в социологии математических методов, позволяющих обеспечить достоверность данных научно-исследовательских работ социального профиля.

Математические исследования в социологии, безусловно, не имеет смысла без соответствующей концептуальной модели социальной реальности, без достаточной и выверенной социальной информации, без использования современной вычислительной техники в социологическом анализе и прогнозе, что остро ставит вопрос о методологии математического моделирования и исследования.

Вопрос о количественных и качественных измерениях характеристик окружающей действительности всегда стоял перед человечеством как актуальный. Наибольшая трудность образования количественных понятий (чисел) связана с нахождением способа их измерения. Чем сложнее изучаемые явления, тем труднее они поддаются численной оценке. Поэтому не случайно в первую очередь математические методы нашли наиболее широкое применение при исследовании процессов, изучаемых в естественных науках. Как правило, именно в науках о неживой природе процедуры для измерения величин устанавливаются проще всего.

В общественных науках, там, где нужно всесторонне характеризовать процессы с участием человека, точные измерения первоначально представляются в принципе невозможными. В связи с этим возникает вопрос: все ли явления и процессы природы, общества до пускают количественную оценку или сравнение? На этот вопрос ответ дает сама жизнь, практика, история развития научного познания.

Эмпирически, накопленный историей науки, философский принцип о взаимосвязи качественных и количественных характеристик явлений помогают разобраться в возможностях и перспективах применения как процедуры измерения (сравнения), так и математических методов исследования в целом. Трудности абстрагирования количественных отношений при исследовании таких сложных процессов, как социальные, не исключают возможности применения математических методов.

Очевидно, социальные процессы требуют более совершенных средств математического анализа, а также детального учета специфики самих количественных отношений. Чем более сложными по характеру являются изучаемые процессы, тем труднее найти для них процедуру измерения. Именно в этих случаях возникает необходимость обращаться к сравнительным понятиям и привлекать для количественного анализа новейшие системно-структурные представления математики.

Математические методы применялись в анализе социальных процессов давно, так как любой количественный анализ способствует повышению эффективности принимаемых решений. Математический аппарат использовался преимущественно как инструмент формального описания данных. Сегодня с его помощью пытаются ставить и изучать задачи выбора таких вариантов управления социальными процессами, при которых достигнут наилучших конечных результатов, наиболее отвечающих поставленной цели. Математика становится методом для описания социальных закономерностей, у нее появляется эвристическая функция.

Использование математики при изучении общества и закономерностей его развития ставит ряд новых задач перед соответствующими науками, требует более полного и точного количественного описания социальных процессов, выбора определенных показателей общественного развития, без которых нельзя говорить об адекватности математических моделей действительности.

Без строгих математических формулировок и математического описания анализируемых процессов не представляется возможным принимать обоснованные решения в сфере управления социальными процессами. Математический анализ дифференцированных факторов и их сопоставление, правильная формулировка цели исследования, выделение главных определяющих связей и отбрасывание второстепенных позволяют составить математическую модель процесса, достаточно полно отражающую модулируемое явление, при этом наиболее простую для математического изучения и интерпретации.

В науке познания исходят, прежде всего, из концептуальных (или понятийных) моделей. Эти модели применяются для того, чтобы представить, понять закономерности сложных явлений с помощью более простых, привычных и достаточно хорошо изученных. Обычные концептуальные модели строятся, как правило, для качественного описания явлений. Они используются в тех случаях, когда нет еще возможности для количественного анализа изучаемых процессов, или же на предварительном этапе научного исследования, когда стремятся выяснить, какие конкретные свойства и зависимости имеют существенное значение для понимания процессов.

Важно помнить, что этот этап исследования играет второстепенную роль. Напротив, выявление тех свойств и отношений, которые определяют характер протекания процессов, составляет важнейшую цель исследования и определяет успех в построении абстрактных моделей. Дальнейший анализ процессов связан с установлением точных зависимостей между величинами, которые описывают процесс и выражают его на языке математики.

Аналитический анализ предполагает переход от качественной модели к количественно-структурной, которая может описывать зависимости между величинами, связанными структурными и функциональными отношениями. В отличие от концептуальных моделей математические модели являются, во-первых, функционально-структурными по характеру и, во-вторых, символически-оперативными по представлению. Без такого рода моделей невозможно обойтись при исследовании сложных многофакторных процессов, изучаемых в социологии.

Литература:

  1. Анурин, В. Ф. Динамическая социология / В. Ф. Анурин. — М.: Академический проект,2017.
  2. Анцупов, А. Я. Проблемы социологического исследования. Указатель 888 докторских диссертаций 1990–2010 гг. / А. Я. Анцупов. — Москва: СПб. (и др.): Питер,2015.
  3. Багдасарьян, Н. Г. Социология. Учебник и практикум / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова,Н. Р. Шушанян.-М.:Юрайт,2015.
  4. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. -М.:Юрайт,2019
  5. Волков, Ю. Г. Социология. Учебник / Ю. Г. Волков. — М.: КноРус, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, метод познания, количественный анализ, анализ закономерностей развития, выбор средств, математический анализ, математическое моделирование, начало XXI века, общественная жизнь, социологическая информация.


Похожие статьи

Обзор научных методов сбора и обработки информации

Ключевые слова: обработка информации, наука, метод сбора, математическое моделирование, научная дисциплина, научное познание. Существование любой научной дисциплины требует наличия методов, при помощи которых познаются объекты исследования.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном...

Системный анализ — совокупность методологических средств, используются для

Системный анализ — это методологическая дисциплина, основанная на системном подходе.

Это знание отдельных фактов, явлений, закономерностей, не объединенных между собой.

Для начала необходимо отметить, что и математика, и системный анализ — это две взаимосвязанных науки.

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных.

Метод моделирования в науке | Статья в журнале...

 Метод моделирования внауке. Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор

Сейчас нередко говорят о математическом моделировании, когда изучается не материальный объект, а система

Цель создания модели оказывает влияние и на выбор формы ее представления.

Проще говоря это информация об объекте моделирования.

Математика: от истоков до наших дней | Статья в журнале...

Математическое моделирование, универсальность математических методов обуславливают огромную роль математики в самых

Ключевые слова: математика, математические науки, роль математики в нашей жизни.

Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику.

Математическое моделирование - одно из таких средств.

Информационные технологии в развитии естественных наук

...технологии, естественные науки, информация, процессы программных средств, автоматизация.

1) философией и психологией — через учение об информации и теорию познания; 2) математикой — через теорию математического моделирования, дискретную

Поэтому компьютеризация информации стала необходимостью в исследовании биологии.

История развития дискретной математики и ее роль в обучении...

Начало следующего этапа в развитии дискретной математики относят к XVII в. и связывают с

Большую роль в развитии идеологии дискретной математики сыграл Г. В. Лейбниц.

Начиная с середины XX в. в нашу жизнь бурно вошли и вскоре заняли доминирующее место

XXI в. называют веком информатизации, когда основной объем информации хранится в памяти ЭВМ.

Аналитические исследования в экономике как методологическая...

База количественных методов моделирования составляют измерения в экономике.

Методы анализа устанавливают жесткие требования к языку исследователя: они требуют

Тем не менее, само моделирование для изучения процесса является лишь средством.

Исследование операций получило развитие в середине 20 века; примерно в это же время на...

Развитие математических представлений у дошкольников

Дается сравнительный анализ реализации программы по развитию математических

Разработка программы для развития математических представлений у дошкольников

Провести сравнительный анализ математических представлений у детей в контрольной и

Вербенец, A. M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов...

История зарождения и развития классической и неклассической...

Этапов развития науки значимых и менее значимых на много намного больше.

В этот же период начинают развиваться и социально-гуманитарные науки.

Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных.

Это деятельное включение в анализ социально-исторического, культурного контекста...

Похожие статьи

Обзор научных методов сбора и обработки информации

Ключевые слова: обработка информации, наука, метод сбора, математическое моделирование, научная дисциплина, научное познание. Существование любой научной дисциплины требует наличия методов, при помощи которых познаются объекты исследования.

Системный анализ и математика: синтез наук в современном...

Системный анализ — совокупность методологических средств, используются для

Системный анализ — это методологическая дисциплина, основанная на системном подходе.

Это знание отдельных фактов, явлений, закономерностей, не объединенных между собой.

Для начала необходимо отметить, что и математика, и системный анализ — это две взаимосвязанных науки.

Основные этапы научного исследования | Статья в журнале...

С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных.

Метод моделирования в науке | Статья в журнале...

 Метод моделирования внауке. Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор

Сейчас нередко говорят о математическом моделировании, когда изучается не материальный объект, а система

Цель создания модели оказывает влияние и на выбор формы ее представления.

Проще говоря это информация об объекте моделирования.

Математика: от истоков до наших дней | Статья в журнале...

Математическое моделирование, универсальность математических методов обуславливают огромную роль математики в самых

Ключевые слова: математика, математические науки, роль математики в нашей жизни.

Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику.

Математическое моделирование - одно из таких средств.

Информационные технологии в развитии естественных наук

...технологии, естественные науки, информация, процессы программных средств, автоматизация.

1) философией и психологией — через учение об информации и теорию познания; 2) математикой — через теорию математического моделирования, дискретную

Поэтому компьютеризация информации стала необходимостью в исследовании биологии.

История развития дискретной математики и ее роль в обучении...

Начало следующего этапа в развитии дискретной математики относят к XVII в. и связывают с

Большую роль в развитии идеологии дискретной математики сыграл Г. В. Лейбниц.

Начиная с середины XX в. в нашу жизнь бурно вошли и вскоре заняли доминирующее место

XXI в. называют веком информатизации, когда основной объем информации хранится в памяти ЭВМ.

Аналитические исследования в экономике как методологическая...

База количественных методов моделирования составляют измерения в экономике.

Методы анализа устанавливают жесткие требования к языку исследователя: они требуют

Тем не менее, само моделирование для изучения процесса является лишь средством.

Исследование операций получило развитие в середине 20 века; примерно в это же время на...

Развитие математических представлений у дошкольников

Дается сравнительный анализ реализации программы по развитию математических

Разработка программы для развития математических представлений у дошкольников

Провести сравнительный анализ математических представлений у детей в контрольной и

Вербенец, A. M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов...

История зарождения и развития классической и неклассической...

Этапов развития науки значимых и менее значимых на много намного больше.

В этот же период начинают развиваться и социально-гуманитарные науки.

Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных.

Это деятельное включение в анализ социально-исторического, культурного контекста...

Задать вопрос