Качество межличностных отношений в образовательной среде как детерминанта нарушения пищевого поведения у младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Горюнова, И. Г. Качество межличностных отношений в образовательной среде как детерминанта нарушения пищевого поведения у младших подростков / И. Г. Горюнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 389-394. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91455/ (дата обращения: 30.04.2024).



Проанализировано содержание качества межличностных отношений в образовательной среде в контексте психологической безопасности образовательной среды, ее рисков и угроз, а также детерминанты нарушений пищевого поведения у младших подростков. Описаны результаты проведенного исследования, касающегося взаимосвязи качества межличностных отношений в образовательной среде и нарушений пищевого поведения у младших подростков.

Ключевые слова: качество, межличностных отношений, психологическая безопасность, образовательная среда, нарушение пищевого поведения, младшие подростки.

Вопрос качества межличностных отношений в образовательной среде на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных. Сам термин «качество» имеет давние корни. Аристотель в III в. до н. э. определял его с позиций дифференциации «хороший — плохой», Г. Гегель в XIX веке — как тождественную с бытием определенность, а Э. Кант трактовал качество как чистоту на основе моральных побуждений. Китайские исследователи изображали качество иероглифом, на котором присутствовали равновесие и деньги и отождествляли его с чем-то дорогим и высококлассным. В настоящее время термин «качество» применяется во всех областях жизнедеятельности человека, но определение ему чаще всего дается в сфере экономики. Здесь под качеством понимается степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. При этом, термин «качество» применяется с такими прилагательными характеристиками, как «плохое, хорошее или отличное» [5].

Под межличностными отношениями в отечественной психологии понимается «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и в способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе взаимодействия, совместной деятельности, общения» [9, с.1]. Из отечественных психологов, занимающихся проблемой межличностных отношений, следует отметить В. В. Абраменкову, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андрееву, И. А. Баеву, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Г. С. Кожухарь, В. В. Коврова, А. Е. Личко, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского, А. А. Реана, А. С. Чернышева, С. Л. Рубинштейна.

В. Н. Мясищев называл совместную деятельность необходимым условием для установления межличностных отношений [9]. Чеккуева З. Н. раскрывает категорию «межличностное взаимодействие» как вербальный или невербальный личный контакт, имеющий следствием взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях и установках субъектов этого процесса [20]. А. В. Литвинова и А. В. Корякина отмечают важность влияния социального интеллекта на межличностные отношения в подростковом возрасте [14]. Н. Н. Обозов утверждал, что межличностные отношения представляют собой взаимную готовность личности к определенному типу взаимодействия, сопровождающуюся эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными или отрицательными в условиях общения и иной совместной деятельности. В данном контексте качество межличностных отношений оценивается по наличию эмоциональных переживаний или сопереживаний — положительных, индифферентных или отрицательных [9].

Отечественные исследователи И. А. Баева, В. В. Ковров и Г. С. Кожухарь рассматривали качество межличностных отношений как необходимое условие для психологической безопасности образовательной среды, влияющей на психологическое благополучие всех участников образовательного процесса [1]. С точки зрения Зотовой О. Ю. потребность в безопасности имеет объективный характер, реализуется не только на индивидуальном, но и на коллективном (групповом) и общественном уровнях. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания. Для ощущения психологической безопасности очень важен компонент доверия, так как в каждом действии, совершаемом по отношению к субъекту или объекту, всегда присутствует определенная мера доверия тому, что он является безопасным [6].

Под психологической безопасностью в настоящее время принято понимать обстановку образовательной среды, свободную от психологического насилия в межличностном общении, благоприятствующую реализации потребностей в доверительном взаимодействии, поддерживающую референтную значимость среды и создающую условия для сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса. Центральными понятиями, включенными в концепцию психологической безопасности, являются «риск» и «угроза», которые носят как физический, так и социально-психологический характер и являются производными как внутренней напряженности, так и напряженности в межличностных отношениях [1].

Кожухарь Г.С провела научное исследование в контексте взаимосвязи представлений обучающихся о качестве межличностных отношений в классе и безопасности образовательной среды, понимаемой прежде всего, как отсутствие в ней насилия и жестокости. В результате исследования было установлено, что переживание безопасности и комфортности в школе обратным образом взаимосвязано с применением физического насилия [10].

Исследование Лаптевой В. Ю. на предмет психологических особенностей подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде показало, что самая высокая интенсивность психологического насилия в межличностных отношениях подростков лежит в диаде «ученик-ученик» и представляет собой унижение чести и достоинства [12].

Отечественные авторы Соколова Е. Т. и Чепурных Е. Е. [18, 21] определяют психологическое насилие как продолжительное или разовое психологическое воздействие на обучающегося, носящее оскорбительный характер, имеющее вид издевательства, высмеивания или унижения его достоинства, приводящее к развитию у ребенка или подростка патопсихологических черт характера и нарушению формирования его личности. Согласно современным исследованиям [3] от 15 до 30 % обучающихся в России в возрасте от 11 до 17 лет в настоящее время уже пережили на себе эпизоды буллинга, либо продолжительную травлю. При этом, одной из самых распространенных причин проявления травли, является внешний облик. Так, например, в работе С. А. Корзун и А. В. Страпко [11] было выявлено, что 22 % школьников позволяли себе насмешки и издёвки над внешним видом и особенностями фигуры, а 78 % признались в дискриминационном отношении к людям со специфичной внешностью. Относительно форм буллинга, выделяется три основных вида травли: вербальный буллинг (дразнение и прозвища как виды стигматизации), социальный буллинг (чрезмерная дистанция, приводящая к изоляции жертвы) и физический буллинг (предполагает применение физической силы насильственного типа) [17]

Е. С. Набойченко [15] определяет дразнение как социальные механизмы стигматизации людей с атипичной, отличающейся от условной нормы, анатомо-физиологической организацией. И не взирая на то, что такое поведение не одобряется социумом, тем не менее высмеивание продолжает передаваться из поколения в поколение на культурном уровне. Это подтверждает исследование Погонцевой Д. В. [17], в котором были проанализированы 63 русские частушки, направленные на высмеивание различных телесных параметров. Было установлено, что 20 % из общего числа частушек (13 из 63) направлены на высмеивание веса. Чаще всего объектом насмешек был избыточный вес, 2 из 13 частушек были направлены на высмеивание недостаточной массы тела.

В упоминаниях о кибербуллинге чаще всего обозначаются ситуации, где объектом травли является изображение, фотография (аватар), отражающая внешний вид (Van Geel M 2017). М. Худ и А. Даффи [25] классифицируют кибербуллинг следующим образом: отправление унизительных и оскорбительных комментариев или писем на адрес жертвы; появление групп, целью которых является трансляция ненависти; публикация постов, разделяющих буллинг; «обезличенный кибербуллинг» как публикация заведомо унизительной и обидной шутки, которую определенная категория людей способна отнести на свой счет как попытка организовать травлю.

Все вышеупомянутые виды буллинга способствуют снижению самооценки подростков [3], а чувствительность к характеру отношения окружающих, особенно референтной группы, в подростковом возрасте способна приводить к восприятию телесного образа «Я» как непривлекательного и недостойного заботы и уважения [7, 19]. Зачастую это приводит к дисморфофобии и даёт начало патопсихологическим изменениям личности, развитию анорексии и булимии.

Говоря о качестве межличностных отношений в образовательной среде, необходимо также упомянуть о важности характера отношений, складывающихся в системе «учитель-ученик». Работы известных отечественных психологов — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божоввич, Д. Б. Эльконина [4, 13, 2, 22] доказали, что психическое развитие школьника зависит от качества его отношений со значимыми другими, к числу которых безусловно относятся и учителя. Проблему стиля педагогического общения изучали Ю. Б. Гатанов, В. Л. Леви, Л. В. Симонова, Н. П. Аникеева, А. С. Кондратьева, В. Е. Каган, А. М. Эткинд, А. Б. Орлов, Н. Ф. Маслова [9] и др. Мнение исследователей сходится в том, что длительное время, проведенное в среде авторитарного контроля, накладывает характерный след, приводит к искажению Я-концепции, ухудшению самооценки, снижению саморегуляции. Зачастую неосознанно в школьной среде происходит принуждение и злоупотребление властью со стороны преподавателей и это имеет далеко идущие последствия.

Авторы Иовчук Н. М. и Северный А. А. [8] упоминают в качестве наиболее часто встречающейся причины грубой дезадаптации подростков различные виды психологического насилия в школе. Чеккуевой З. Н. проведено исследование на предмет речевой агрессии педагога как деструктивного фактора межличностного взаимодействия. В результате исследования было установлено, что наиболее часто встречается вербальная прямая (до 50 %) и вербальная косвенная (до 30 %) агрессия. По результатам исследования был составлен словарь выражений педагогов, состоящий из 396 слов, несущих в себе агрессивный контекст. Было выявлено различие во влиянии вербальной агрессии педагогов на мальчиков и девочек подросткового возраста. Выяснилось, что мальчики наиболее чувствительны к характеристикам поведенческого плана, а девочки — на пренебрежение к их морально-нравственным качествам, а также к оценке их умственных способностей и уровня интеллекта. Кроме того, Чеккуева З. Н. изучила вопрос о сохранении негативного отношения к агрессивным актам межличностного общения учителей обучающимися. Было выяснено, что обида на преподавателя у 18 % обучающихся будет длиться один день, 37 % сохранят ее в течении недели, 20 % обучающихся сохранят обиду до месяца, 12 % — более месяца, а 13 % — сохранят ее на всю оставшуюся жизнь. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о деструктивном влиянии агрессии учителя, что приводит к возникновению у обучающихся высокого нервного напряжения [20]. Продолжающееся эмоциональное напряжение приводит к желанию ослабить его. На помощь подростку в таких случаях приходят всевозможные механизмы психологических защит, основанных на аддикции как варианта ухода из неблагоприятной реальности в иллюзорный мир доступных удовольствий, одним из которых является еда.

Анализируя качество межличностных отношений в образовательной среде, как детерминанты нарушений пищевого поведения в младшем подростковом возрасте, следует сказать и о влиянии родителей обучающихся как важной и значимой стороны образовательных отношений. Отечественные исследователи Филиппова Е.В и Павлова Н. В. [16], изучали влияние межличностной коммуникации в семье на нарушения пищевого поведения, опираясь на работы зарубежных исследователей, таких как Берге Дж. (Berge J. M.), Рожерс Б.Дж. (Rogers B. J.), МакДоналд Д. И. (MacDonald D. E.), Хиллард И. И. (Hillard E. E.) [23; 27; 26; 24]. Так, исследования Берге Дж. (Berge J. M.) [23] показали, что вербальная коммуникация, которая касается вопроса массы тела ребенка и присвоения ему кличек, имеет тесную взаимосвязь с избыточным весом и нарушениями пищевого поведения. Рожерс Б.Дж. (Rogers B. J.) [27] с соавторами из университета Северной Каролины, США, провели исследование, в которой изучались воспоминания молодых людей о негативных высказываниях родителей, и, как следствие, частоты самообесценивающих отзывов в беседах об избыточном весе в кругу семьи. Было выявлено, что негативные высказывания родителей, содержащие унижающую достоинство критику, напрямую влияют на самокритику подростков. Результаты исследований показали, что воспоминания о критикующих или стигматизирующих лишний вес высказываниях со стороны родителей, могут оказывать непосредственное и прямое влияние на отношение к собственному телу у подростков, формируя предвзятость относительно своего веса.

Подводя итоги, необходимо отметить, что качество межличностных отношений в образовательной среде, как детерминанта нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте, включает в себя характер отношений между подростками в школьных коллективах обучающихся, а также влияющие на эти отношения процессы буллинга и кибербуллинга, отношения в диаде «учитель-ученик» и тип межличностной коммуникации в детско-родительских отношениях.

Предиктором возникновения пищевой аддикции в результате указанных взаимоотношений и взаимодействий является физическое и психологическое насилие во всех его проявлениях, вне зависимости от того, имеет ли оно культурные корни (как, например, в случае частушек), или же возникает стихийно под влиянием неосторожно сказанного критического замечания в адрес телесности подростка, его индивидуальности или уровня интеллекта.

Качество межличностных отношений в образовательной среде, выраженное в агрессивности, враждебности, отсутствии толерантного отношения к индивидуальности другого и манипулятивном обращении носит характеристику неудовлетворительного, поскольку отрицательно влияет на восприятие подростками собственной телесности и зачастую приводит к состояниям дисморфофобии и дисморфомании, вызывая отвращение к собственному телу на фоне буллинга, кибербуллинга, насмешек, издевок и деструктивной критики в образовательной среде.

Вслед за Соколовой Е. Т. мы придерживаемся мнения, что психологическое насилие как продолжительное или разовое психологическое воздействие на обучающегося, приводит к развитию у ребенка или подростка патопсихологических черт характера и нарушению формирования его личности.

Качество межличностных отношений в образовательной среде, связанное с наличием вышеуказанных рисков и угроз, является детерминантой нарушений пищевого поведения, формируя в подростках желание отгородиться от негативных эмоций путем замещения реальности на идеальную внутреннюю позитивную эмоциональную картину, созданную с помощью пищевой аддикции как формы ухода в иллюзорный мир благополучия, мира и спокойствия. Исследования влияния качества межличностных отношений в образовательной среде на нарушения пищевого поведения у младших подростков полностью отсутствуют в научной психологической литературе, что создает необходимость дальнейшего изучения данного вопроса с целью профилактики аддикций и воспитания здоровьесберегающего поведения у подрастающего поколения.

С целью изучения влияния качества межличностных взаимоотношений на нарушение пищевого поведения младших подростков, нами было проведено научное исследование, гипотеза которого заключалась в существовании взаимосвязи между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у младших подростков.

Исследование проводилось в одной из московских школ. Участниками исследования стали подростки в возрасте 14–15 лет, обучающиеся в 8 классах в количестве 52 человек.

В ходе исследования нами были использованы две методики: Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ) и Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде» [Г. С. Кожухарь, В. В. Ковров], [И. А. Баева, 2002].

Голландский опросник пищевого поведения «Dutch eating behavior questionnaire» (DEBQ)был создан голландским специалистом в области психологии пищевого поведения, Татьяной ван Стриен (1987 год). Целью создания опросника было выявление субклинических форм нарушения пищевого поведения: ограничительного, эмоциогенного и экстернального, связанных с перееданием и сопровождающихся ожирением. При этом под эмоциогенным нарушением пищевого поведения понимается прием пищи, не связанный с физическим голодом, а мотивированный необходимостью изменить валентность эмоций с отрицательных на положительные после перенесенного стресса; под эмоциогенным нарушением понимается прием пищи, не связанный с физиологической потребностью, а диктуемый невозможностью пройти мимо красиво накрытого стола или привлекательных продуктов в витрине магазина; под ограничительным типом пищевого поведения подразумевается применение всевозможных диет без назначения врача диетолога ради скорейшего снижения веса. Валидизация была успешно подтверждена на основе тестирования 1170 человек. Опросник DEBQ состоит из 33 вопросов, на каждый из которых может быть 5 вариантов ответов: «Никогда», «Редко», «Иногда», «Часто», «Очень часто». Испытуемый заполняет методику самостоятельно. Количественный показатель по каждому виду нарушения пищевого поведения рассчитывается как среднее арифметическое значение от суммы баллов по каждой шкале.

Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде» был создан Г. С. Кожухарь и В. В. Ковровым. Авторы рассматривают качество межличностных отношений, психологическую защищенность, удовлетворенность образовательной средой и психологический комфорт как наиболее значимые критерии психологической безопасности образовательной среды. На основании важности этих критериев в методике выделены восемь шкал для определения качества межличностных отношений: доброжелательности, принятия, толерантности, агрессивности, конфликтности, враждебности, манипуляторного отношения.

В процессе экспериментального изучения нами была проведена психодиагностика обследуемой выборки обучающихся на основе вышеуказанных методик. Результаты психодиагностики были обработаны с помощью программы SPSS 24, с применением корреляционного анализа (коэффициента корреляции Спирмена). Расчет велся отдельно по выборке мальчиков (14 чел.) и выборке девочек (38 чел.).

Результаты проведения эмпирического исследования представлены в Таблице № 1 «Взаимосвязь между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у мальчиков» и Таблице № 2 «Взаимосвязь между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у девочек».

Таблица 1

Взаимосвязь между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у мальчиков

Доверие

Доброжелательность

Ро Спирмена

Эмоциогенное пищевое поведение

Коэффициент корреляции

-,622 *

-,581 *

Знач. (двухсторонняя)

,017

,029

N

14

14

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Как видно из Таблицы № 1 «Взаимосвязь между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у мальчиков», наибольшее влияние на нарушение пищевого поведения у мальчиков оказывает уровень доверия и доброжелательности в образовательной среде. Чем он меньше, тем сильнее будет выражен эмоциогенный тип нарушения пищевого поведения. Отсутствие доверия и доброжелательности имеют негативное эмоциональное влияние на мальчиков и провоцируют развитие пищевой аддикции в виде «заедания стрессовой ситуации».

Таблица 2

Взаимосвязь между качеством межличностных отношений в образовательной среде и нарушениями пищевого поведения у девочек

Доверие

Доброжелательность

Толерантность

Агрессивность

Враждебность

Манипулятивность

Ро Спир мена

Ограничит. пищевое поведение

Коэффициент корреляции

-,291

-,244

-,413 *

,229

,268

,326 *

Знач. (двухсторонняя)

,077

,140

,010

,166

,103

,045

N

38

38

38

38

38

38

Эмоциогенное пищевое поведение

Коэффициент корреляции

-,471 **

-,384 *

-,370 *

,291

,392 *

,503 **

Знач. (двухсторонняя)

,003

,017

,022

,076

,015

,001

N

38

38

38

38

38

38

Экстернальное пищевое поведение

Коэффициент корреляции

-,318

-,124

-,157

,424 **

,236

,394 *

Знач. (двухсторонняя)

,052

,459

,347

,008

,154

,014

N

38

38

38

38

38

38

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Как видно из Таблицы № 2, на пищевое поведение девочек в контексте качества межличностных отношений в образовательной среде, влияют такие ее показатели как: доверие, доброжелательность, толерантность, агрессивность, враждебность и манипулятивность. Чем менее доверительными, доброжелательными, толерантными и в то же время более враждебными и манипулятивными воспринимают девочки межличностные отношения в образовательной среде, тем больше они будут склонны к эмоциогенному нарушению пищевого поведения («заеданию стрессовой ситуации»). Одновременно с показателем толерантности и манипулятивности связано ограничительное пищевое поведение девочек. В атмосфере, наполненной манипулятивным воздействием и низкой толерантностью девочки стремятся ограничить себя в еде, поскольку их тела не воспринимается окружающими в естественном весе. Кроме того, агрессивная и манипулятивная атмосфера межличностных отношений оказалась взаимосвязанной с экстернальным типом нарушения пищевого поведения у девочек.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о влиянии качества межличностных отношений в образовательной среде на вероятность развития нарушений пищевого поведения у младших подростков.

Результаты исследования подтверждают необходимость создания специальных психологических программ, направленных на улучшение качества межличностных отношений в образовательной среде с целью профилактики аддиктивного пищевого поведения среди обучающихся подросткового возраста.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. — М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  3. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета, — 2020, № 2, с. 129–137
  4. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. — М.: Наука. — 1931. — 300 с.
  5. Гольдштейн А. В. Анализ понятия «качество» // Вестник чувашского университета. — 2007. — № 3. — С.393–396. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-kachestvo/viewer
  6. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис…доктор психол. Наук. — Москва., 2011
  7. Иванов Д. В., Хохрина А. А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения // Вестник университета. 2019. № 6. С. 198–204.
  8. Иовчук Н. М., Северный А. А. Учитель и ученик: истоки психологического насилия // Дети России: насилие и защита. М., 1997.
  9. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений // Известия самарского научного центра Российской академии наук. — 2013., т.15, № 2 (2). Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-mezhlichnostnyh-otnosheniy/viewer
  10. Кожухарь Г. С., Ковров В. В. Представления учащихся о безопасности образовательной среды и организации воспитательной деятельности в школе // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. — 304 с., С.31–34.
  11. Корзун С. А., Страпко О. В. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальный проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 8. С. 107–111
  12. Лаптева В. Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде: дис. …канд.психол.наук. — М., 2010.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.. 1975.
  14. Литвинова А. В., Корякина А. В. Особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем социального интеллекта // I Международная онлайн-конференция «Высшее образование в современном мире: история и перспективы». 23–25 декабря 2019 г. Дюссельдорф (Германия)
  15. Набойченко Е. С. Внутренние и внешние детерминанты, влияющие на стигматизацию личности с атипичными особенностями внешности // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2015. Т. 17. № 1. С. 72–76
  16. Павлова Н. В., Филиппова Е. В. Взаимосвязь пищевого поведения и формирования образа тела у детей и подростков в контексте детско-родительских отношений // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 32–44.
  17. Погонцева Д. В. Буллинг, связанный с внешним обликом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Ростов-на-Дону., 2019. Т. 8. № 1(26)
  18. Соколова Е. Т. Насилие и пограничные расстройства личности // Дети России: насилие и защита. М., 1997.
  19. Токарь О. В., Инамова Н. Р. Взаимосвязь самоотношения и телесного «образа я«девочек-подростков, имеющих признаки нарушенного пищевого поведения // В сборнике: Психология личности. сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. С. 135–142.
  20. Чеккуева З. Н. Профилактика речевой агрессии учителя // психологические проблемы отношений; материалы научной конференции. — Черкесск. — 2004.
  21. Чепурных Е. Е. Защита социально-правового статуса детей с проблемами развития в контексте семейного и образовательного прав // Дети России: насилие и защита. М., 1997.
  22. Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Акад. Пед. Наук РСФСР: Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  23. Berge J. M. [et al.] A qualitative analysis of parents’ perceptions of weight talk and weight teasing in the home environments of diverse lowincome children / J. M. Berge [et al.] // Body Image. 2015. Vol. 15. P. 8–15. DOI:10.1016/j.bodyim.2015.04.006
  24. Hillard E. E. [et al.] In it together: Mother talk of weight concerns moderates negative outcomes of encouragement to lose weight on daughter body dissatisfaction and disordered eating / E. E. Hillard [et al.] // Body Image. 2016. Vol. 16. P. 21–27. DOI:10.1016/j.bodyim.2015.09.004
  25. Hood M., Duffy A. L. Understanding the relationship between cyber-victimisation and cyber-bullying on Social Network Sites: The role of moderating factors. Personality and Individual Differences, 133, 2018, Pр 103–108.
  26. MacDonald D. E. et al. The Family Fat Talk Questionnaire: Development and psychometric properties of a measure of fat talk behaviors within the family context. Body Image, 2015. Vol. 12, pp. 44–52. DOI:10.1016/j.bodyim.2014.10.001
  27. Rogers B. [et al.] “No seconds for you!”: Exploring a sociocultural model of fat-talking in the presence of family involving restrictive/ critical caregiver eating messages, relational body image, and anti-fat attitudes in college women / B. Rogers [et al.] // Body Image. 2019. Vol. 30. P. 56–63. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.05.004
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, образовательная среда, отношение, качество, психологическая безопасность, психологическое насилие, DEBQ, нарушение, коэффициент корреляции, подростковый возраст.


Похожие статьи

Особенности формирования пищевых нарушений у подростков

Ключевые слова: пищевое поведение, нарушения пищевого поведения, экстернальное пищевое

Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки

Пищевое поведение (ПП) — совокупность форм поведения человека, включающих режим (частота...

Нарушения пищевого поведения у подростков

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, ограничительное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, экстернальное пищевое поведение.

DEBQ) на базе школы № 25 г. Пензы, участие приняли 26 учеников в возрасте от 14 до 16 лет [5].

Обеспечение психологической безопасности...

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое

‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие...

Психологические особенности женщин с нарушением пищевого...

Психологические параметры пищевого поведения человека и его нарушений в значительно мере определяют отношение конкретной личности к

Пищевое поведение — ценностное отношение к пище и ее непосредственному. Нарушения пищевого поведения все чаще...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают состояние комфорта, безопасности и собственной

– Как особое состояние образовательной среды, которое является свободным от насилия психологического характера, а также...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте может быть обусловлено влиянием среды.

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением...

Пик заболеваемости нарушениями пищевого поведения приходится на подростковый и молодой возраст.

– психические заболевания. Рассмотрим виды и методы психологической помощи, применимые при различных расстройствах пищевого поведения.

Психологическая безопасность образовательной среды — это...

Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и

Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться

– позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников

Похожие статьи

Особенности формирования пищевых нарушений у подростков

Ключевые слова: пищевое поведение, нарушения пищевого поведения, экстернальное пищевое

Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки

Пищевое поведение (ПП) — совокупность форм поведения человека, включающих режим (частота...

Нарушения пищевого поведения у подростков

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, ограничительное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, экстернальное пищевое поведение.

DEBQ) на базе школы № 25 г. Пензы, участие приняли 26 учеников в возрасте от 14 до 16 лет [5].

Обеспечение психологической безопасности...

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое

‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие...

Психологические особенности женщин с нарушением пищевого...

Психологические параметры пищевого поведения человека и его нарушений в значительно мере определяют отношение конкретной личности к

Пищевое поведение — ценностное отношение к пище и ее непосредственному. Нарушения пищевого поведения все чаще...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают состояние комфорта, безопасности и собственной

– Как особое состояние образовательной среды, которое является свободным от насилия психологического характера, а также...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте может быть обусловлено влиянием среды.

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития...

Виды и методы психологической помощи людям с нарушением...

Пик заболеваемости нарушениями пищевого поведения приходится на подростковый и молодой возраст.

– психические заболевания. Рассмотрим виды и методы психологической помощи, применимые при различных расстройствах пищевого поведения.

Психологическая безопасность образовательной среды — это...

Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и

Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться

– позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников

Задать вопрос