Благоустройство участка на территории школы: разработка концепции школьного двора | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Яркова, А. С. Благоустройство участка на территории школы: разработка концепции школьного двора / А. С. Яркова, Т. С. Потанина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4401/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автор рассказывает о требованиях благоустройства территории и на их основе создает 3D план школьного двора.

Ключевые слова: школьный двор, архитектура, благоустройство территории.

Каждый человек, приходя в то или иное место, в первую очередь обращает внимание на обстановку. И действительно, экспертами в данной области было доказано, что степень благоустройства территории напрямую влияет на восприятие человека, его ассоциации и настроение, а также психическое здоровье, мнение человека о конкретном месте и его желание находиться в нём.

Территория несет в себе часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности детей. Общественное пространство нацелено помогать в развитии физической активности и поддержании здоровья ребят. Учащиеся разных возрастов должны иметь возможность активно проводить время, улучшать общий тонус здоровья и поддерживать физическую форму.

Развитие школьного двора — это многофакторная задача, которая включает в себе архитектурные, педагогические и социальные аспекты.

Уже давно известен тот факт, что архитектурные формы и сооружения напрямую связаны с психикой и восприятием мира у людей. Сложные или простые формы — все это люди воспринимают по-разному, иногда сознательно, иногда бессознательно, все это влияет на человеческие факторы, такие как: жизнедеятельность, эмоции, поведение, мысли, настроение. Иногда пространство вокруг человека способно подавлять его состояние, вызывать дискомфорт или, наоборот, способствовать улучшению работоспособности и помогать сконцентрироваться. С помощью комбинации линий, углов и цвета здания оказывается влияние на сознание человека, что формирует его социальное поведение.

Создавая какое-либо сооружение, архитектор должен опираться не только на его эстетические составляющие, но и на то, как это отразится на людей. Эта проблема требует особого внимания, так как нельзя точно определить влияние того или иного качества на каждого человека.

Благодаря многолетним исследованиям удается создавать сооружения с соответствующими потребностями пользователей и избежать проектировочных ошибок. Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей: цветовое решение, естественное и искусственное освещение, архитектурные формы.

Цвет является одним из главных моментов в проектировании сооружений. Сейчас архитекторы широко применяют этот прием, чтобы положительно влиять на психологическое состояние человека. Используются в меру яркие не резкие оттенки, которые разбавляют общую серость застройки.

Яркий пример того, какой эффект производят определенные цвета на человека:

оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;

синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;

серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;

желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;

зеленый снимает нервную и зрительную усталость.

На основе научных исследований, в статье Тапалчиновой Д. Н. были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека. Автор выделяет следующие факторы в архитектуре, которые влияют на психологическое состояние людей [1]:

– монотонная застройка одинаковой формы и однотонного цвета. Асфальтовое покрытие, сплошные голые стены и монолитные стекла не гармонируют с природой, меняют поведение человека в худшую сторону;

– естественное освещение положительно влияет на психику, так как солнце вырабатывает серотонин и мелатонин, отсутствие которых приводит к меланхолии и сбою в биологических часах;

– простые формы, например, квадрат и овал, легче и качественнее воспринимаются чем сложные;

– зеленые насаждения непременно должны находиться в гармонии с архитектурой. Растения улучшают окружающую среду, оказывают влияние на температуру, влажность и газообмен.

Таким образом задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на людей.

Следует создавать больше уникальных зданий, избегая монотонности. Чтобы человек чувствовал себя комфортно, важно учитывать все вышеперечисленные факторы, не забывая про озеленение территорий. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.

Благоустройство и озеленение являются ключевыми аспектами улучшения городской среды и создания комфортного пространства для жизни людей. Они позволяют сделать город более привлекательным для проживания, работы и отдыха, обеспечивают здоровый и безопасный образ жизни для жителей и улучшают экологическую ситуацию в населенном пункте.

Благоустройство позволяет решить проблемы инфраструктуры города, улучшить качество дорог и тротуаров, создать новые общественные пространства для повышения навыка коммуникации у граждан.

Озеленение, в свою очередь, имеет множество положительных эффектов для здоровья и самочувствия людей. Растительность улучшает качество воздуха, поглощает шум и пыль, снижает температуру в городе, создает благоприятную атмосферу для жителей. Также можно отметить улучшение визуального представления о городе и его общей экологической ситуации.

Таким образом, благоустройство и озеленение необходимы для создания комфортного и безопасного пространства для жизни.

Школьный двор — это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Поэтому большое значение имеет не только внешний вид школы, но и окружающая ее территория, ведь она должна быть не только красивой, но и функциональной, поскольку именно здесь дети проводят большую часть своего времени.

Школьный двор не должен являться фоном школы, он должен быть напрямую связан с процессом развития и улучшением должен поддерживать разные возможности и интересы как детей, так и взрослых.

Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и прохождение культурно — массовых мероприятий, и уборка территорий.

Уже при первом взгляде на школьный двор, входящий может составить мнение о школе. Если в ней трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями, то школьный двор будет оформлен удобно и функционально.

Обычно школьные дворы пустуют — там неинтересно и непродуктивно проводить время. А школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было комфортно и интересно не только взрослым, но и детям.

Руководители школ и педагоги часто недоумевают: зачем спрашивать мнение детей? Эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать любой хороший архитектор, но будет ли это пространство «своим» для тех, кто находится в нем каждый день?

Совместное же обустройство школьного двора при грамотном проектировании помогает учесть разные точки зрения и создать пространство, объединяющее всех. Дети и взрослые учатся видеть интересы и потребности друг друга и разделять ответственность за общий результат. И это меняет весь уклад школьной жизни. Так формируется сплоченное сообщество — объединение людей с различными мнениями и задачами, но общими ценностями и целями.

Проведенный социальный опрос в рамках своей школы (91 участник), с целью выявить потребности граждан и позволить каждому внести небольшой вклад в проект.

В опросе были предложены вопросы по удовлетворенности благоустройства школьного двора, о видении его дальнейших изменений и нескольких других составляющих по его благоустройству.

Основной массой опрошенных были ученики старших классов, учителя и родители учащихся 71,5 %. Среди всех опрошенных 61 % не устраивает нынешняя обстановка на территории школьного двора. 77 % опрошенных хотели бы видеть изменения, такие как: многофункциональность территории, озеленение, безопасность и экологичность.

На основе полученных результатов опроса можно сделать выводы о том, какие аспекты благоустройства школьного двора требуют улучшения, а также определить приоритеты для дальнейшего планирования и развития условий школьного двора.

При проведении анализа территории школьного двора МАОУ СОШ № 15/2 были выявлены проблемные области, требующие улучшения:

  1. Плохое состояние покрытия. На территории отсутствует нормальное покрытие, вместо него имеется песок, который является непригодным для эксплуатации, особенно в дождливое время года.
  2. Отсутствие игровых и спортивных зон для учащихся. Территория пустая и неоснащенная, засажена годовыми тополями, которую занимают все площадь; неблагоприятно влияют на учащихся и взрослых с аллергическими реакциями.
  3. Недостаточное количество зеленых насаждений и освещения. На местности, где много времени проводят учащиеся, а именно пансионные классы (классы полного дня), освещение отсутствует. На территории имеется цветочная клумба, напротив центрального входа школы, благодаря педагогам и учащимся школы, которые самостоятельно на уроках технологии выращивают цветы, ухаживают за ней вовремя лагерного периода. Также для поднятия настроения, с помощью подручных средств (красок, мелков), украшают пеньки.
  4. Отсутствие мест для отдыха. На всей территории отсутствуют лавочки. Учителям, ожидающим родителям, нет возможности передохнуть. Приходиться прибегать к физической силе и выносить лавочки (актуально в период летнего лагеря).

Проанализировав их, был разработан план местности с учетом всех особенностей многофункционального, безопасного и комфортного времяпрепровождения на территории школьного двора.

План включает в себя: зонирование (зона отдыха, спортивная зона, зона для проведения мероприятий, учебная зона), озеленение, анализ пешеходных потоков, проведение пространственного анализа с целью получения географических и топологических данных.

На основе критериев плана, разработана 3D концепция школьного двора (Рис.1.), основывалась на критериях многофункциональности и безопасности:

3D-концепция школьного двора

Рис. 1. 3D-концепция школьного двора

– Пешеходные потоки, асфальтная дорожка размещена для более быстрого пути к школе.

– Спортивная зона состоит из нескольких частей: универсальная площадка (волейбол, баскетбол, футбол) и пространство с тренажерами и небольшим скалодромом.

– На территории также имеется несколько зон отдыха с лавочками и беседками, пространство для проведения мероприятий и учебный уголок под навесом.

– Присутствует озеленение территории.

– Дополнительные элементы: батут, качели.

Литература:

1. Тапалчинова, Д. Н. Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека / Д. Н. Тапалчинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 67–68

2. Благоустройство и озеленение: преимущества, способы реализации и успешные примеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y_xKHTA_H1wtnT-a#:~:text=Благоустройство %20и %20озеленение %20являются %20ключевыми,улучшают %20экологическую %20ситуацию %20в %20городе

3. Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://design-mate.ru/read/an-experience/how-can-space-architecture-influence-educational-process

4. Урман А. Как окружающий пейзаж влияет на здоровье, ум и самочувствие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://knife.media/architecture-influence/

5. Школьный двор: центр социальной жизни или пустующие за забором метры? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eddesignmag-com.turbopages.org/eddesignmag.com/s/shkolnyj-dvor-centr-socialnoj-zhizni-ili-pustujushhie-za-zaborom-metry/



Ключевые слова

архитектура, благоустройство территории, школьный двор
Задать вопрос