Хамство: его причины и методы борьбы с ним | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Берсенев, Д. О. Хамство: его причины и методы борьбы с ним / Д. О. Берсенев, Т. О. Гасникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4377/ (дата обращения: 17.05.2024).



В ходе данного занятия учащиеся узнают о причинах хамского поведения и разберутся, как грамотно реагировать на хамство и оскорбления. Также они смогут приобрести необходимые для этого навыки, решая задачи-ситуации по теме занятия.

Ключевые слова: хамство, поведение, учащиеся.

Участники: учащиеся 6–7-х классов.

Форма проведения: групповая.

Продолжительность занятия: 40–45 минут.

Цель разъяснить участникам причины, из-за которых люди хамят друг другу и научить эффективным способам реагирования на негативные высказывания в свой адрес.

Задачи:

– тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства

– поиск оптимальных конструктивных решений и развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации

– снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку

Материалы: рабочая тетрадь, карандаши/ручки, презентация, технические средства (проектор, колонки).

Ход занятия

  1. Приветствие школьников.

Разминка «Музыкальная минутка с Ёлкой» [1] .

Продолжительность: 3–5 минут.

Ведущий: чтобы настроиться на сегодняшнее занятие, предлагаю вам послушать отрывок из песни Ёлки, название которой соответствует теме нашего урока. Вам нужно предположить, как называется эта песня.

Участники занятия выдвигают предположения о том, что данная песня связана с хамством и эмоциями, которые испытывают люди, когда им хамят. А также с рекомендациями певицы по отношению к хамящим людям.

Комментарий: ведущий задаёт уточняющие вопросы и даёт комментарии к высказываниям участников.

  1. Дискуссия на тему «Хамство это…»

Продолжительность: 10 минут.

Ведущий по очереди выдвигает на обсуждение три вопроса: «Что называют хамством?», «Где вы встречались с хамством?» и «Из-за чего люди хамят?».

Участники называют свои варианты ответов и предположения. Ведущий даёт комментарии по ответам: структурирует их, выписывает основные идеи и важные моменты на доску. В то же время вопросы отображаются на экране.

Из всех ответов на первый вопрос ведущий выводит общее определение, основанное на том, что «Хамство — это грубое, неуважительное отношение к окружающим, построенное на оскорблениях и агрессии. Такая грубость не всегда выглядит как открытое нападение: иногда хамство успешно маскируют под шутки, комментарии или даже заботу» [2] .

Давая обратную связь на ответы ко второму вопросу, ведущий выделяет и записывает на доску общие варианты и подчёркивает распространённость хамского поведения.

Предполагаемые варианты ответов на второй вопрос:

Метро, общественный транспорт, общество, автобус, толпа, дорога, отель, семья, трамвай, улицы и т. д.

Ответы на третий вопрос ведущий сортирует в общие категории, которые выписывает на доску, чем подводит к следующему этапу «Почему люди хамят?». После чего предлагает сравнить с вариантами ответов на презентации: плохое эмоциональное и/или физическое состояние, стремление самоутвердиться, желание быть замеченным, особенности характера, предыдущие конфликты между участниками, ответ на манипуляции.

  1. Дискуссия «Как реагировать на хамство?»

Продолжительность: 10 минут.

Участники делают свои предположения, которые ведущий систематизирует и выписывает на доску. После чего ведущий включает слайд с ответами, а участники сравнивают их со своими и подбирают подходящие способы (игнорирование, нестандартная реакция, разъяснение ситуации, правильная реакция на манипуляцию).

  1. Практическая часть

Работа с видеороликом.

Продолжительность: 10 минут.

Ведущий: «Перед тем как приступить к практической части, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик: «Буллинг. Как остановить детскую травлю» [3]и выделить в нём способы, которые психолог использовал в ответ на хамство.

Участники выделяют приёмы и способы, которые ведущий и участники обсуждали ранее.

  1. Задание «Время практиковаться»

Продолжительность: 7 минут.

Ведущий предлагает участникам разыграть несколько ситуаций, где нужно использовать пройденные ранее способы реагирования на хамство.

Несколько участников по очереди выходят и разыгрывают ситуации, после чего остальные предлагают свои варианты реагирования. Ведущий корректирует все варианты. Ситуации выбраны из Теста фрустрационных реакций Розенцвейга.Детский вариант [4]. Графически ситуация представлена на слайде.

Ситуация 1

Рис. 1. Ситуация 1

Ситуация 2

Рис. 2. Ситуация 2

Ситуация 3

Рис. 3. Ситуация 3

  1. Заключение с цитатой.

Ведущий цитирует Эрика Хоффера: «Хамство — это имитация силы слабым человеком» [5]. После чего спрашивает участников, как они понимают эту фразу.

Ведущий подводит итоги занятия: спрашивает о новых вещах, которые участники узнали по ходу занятия; уточняет, какие способы участники будут использовать в повседневной жизни.

Литература:

  1. Mail. — Текст: электронный // Музыка: [сайт]. — URL: http://surl.li/smorc (дата обращения: 11.04.2024).
  2. Что такое хамство: примеры, причины и последствия. — Текст: электронный // skillbox.ru: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/growth/boorish-behaviour/ (дата обращения: 11.04.2024).
  3. Видео. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/video/watch/64bfbe2a8809c82f5bc2d468?f=d2d (дата обращения: 11.04.2024).
  4. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга/Детский вариант. — Текст: электронный // Энциклопедия психодиагностики: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2024).
  5. Цитаты известных людей. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/617684-erik-khoffer-grubost-eto-potugi-slabogo-prodemonstrirovat-s/ (дата обращения: 11.04.2024).


Ключевые слова

поведение, учащиеся, хамство
Задать вопрос