Неизвестные лица искусства XIX века | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (47) июнь 2021 г.

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Мицан, П. И. Неизвестные лица искусства XIX века / П. И. Мицан, Е. О. Знаменский. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 6.1 (47.1). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/47/2370/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье мы рассмотрели деятелей искусства XIX века, которые в свое время были известны, но со временем оказались в тени своих более популярных современников. Мы выделили данных персонажей за их произведения, которые не оставили нас равнодушными, и мы считаем, что они должны быть рассмотрены и изучены в настоящее время.

XIX век подарил нам большое количество великих музыкантов, поэтов, художников и архитекторов. Это известные всем: Чайковский, Пушкин, Айвазовский,Стасов, но были талантливые личности, имена которых остались менее известными. Их произведения достойны внимания, и мы хотели бы изучить биографию и основные произведения этих людей. Мы изучили направления искусства XIXвека, выделив 4 основных — это литература, архитектура, музыка и живопись. По каждому направлению мы рассмотрели людей, чье искусство не оставило нас равнодушными. Нам стало интересно искусство Дмитрия Дмитриевича Минаева, Алексея Феофилактовича Писемского, Степана Аникиевича Дегтярева, Виктора Никандровича Пасхалова, Александра Алексеевича Алексеева, Леонида Фроловича Жодейко, Иосифа Степановича Каминского. На основе этих данных мы составили вопросы, которые могут помочь школьникам с подготовкой к экзаменам и олимпиадам по культуре XIX века.

В процессе написания работы мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, было сложно определиться, кого из малоизвестных литераторов, музыкантов, живописцев и архитекторов нам выбрать. Другая сложность заключалась в том, по каким критериям систематизировать выделенных личностей.

В результате мы пришли к выводу, что основополагающим критерием к выделению малоизвестных, но ярких личностей XIX века, будет тот факт, что человек написал много произведений искусства, которые остались незамеченными современниками, но достойны того, чтобы изучать и рассматривать их, как достояние и элемент исторической важности.

Таким образом были отобраны музыканты, поэты, художники и архитекторы, которые не присутствуют в общедоступных исторических источниках, таких как Большая Энциклопедия, справочники по искусствоведению. Все данные приходилось собирать по крупицам, что придает данной работе определенную ценность: школьники могут узнать об этих людях и больше проникнуться искусством XIX века.

Далее расскажем о произведениях, которые оказали на нас наибольшее влияние, и про которые захотелось рассказать и показать в школьной среде своим сверстникам.

Для себя мы выделили несколько произведений Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835–1889), такие как — Думы и песни Д. Д. Минаева и Юмористические стихотворения Обличительного поэта (Темного человека); Евгений Онегин нашего времени: роман в стихах; Дедушкины вечера: Русские сказки для детей в стихах [1].

У Алексея Феофилактовича Писемского(1821–1881) больше всего нам понравилисьроман «Тысяча душ» (1858) и пьеса из народной жизни «Горькая судьбина» (1859) [2].

У Степана Аникиевича Дегтярева (1766–1813 гг.) ― оратория (первое русское сочинение в этом жанре) «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811), по масштабу приближающаяся к опере [3].

У Виктора Никандровича Пасхалова — «Под душистою ветвью сирени», «Дитятко, милость господня с тобой», «Нивушка», «Сбылись ожидания», «Проторила я дорожку» [4].

Александр Алексеевич Алексеев написал оригинальный образ «Всех скорбящих радости» для Обуховской больницы [5].

У Леонида Фроловича Жодейко мы выделили пару наиболее понравившихся портретов, но к сожалению, все эти портреты не имеют названий и мы не можем их назвать [6].

Иосиф Степанович Каминский был архитектором Храма Христа Спасителя в Москве, который приобрёл новую жизнь после реконструкции и продолжает радовать своей монументальностью и красотой гостей и жителей столицы [7, С. 127.].

Изучив данные произведения, мы составили вопросы для школьников в формате подготовки к ЕГЭ.

1.Леонид Фролович Жодейко

1) Написал портрет “Портрет молодой женщины”

2) Написал портрет “Палеолог Елена (жена французского посланника в России)”

3) Написал картину “Чёрный квадрат”

4) Написал картину“Всадница”

5) Написал картину “Мона Лиза”

И так же составлены вопросы на соответствие, так же в формате ЕГЭ (таблица 1).

Таблица 1

Вопросы на соответствие (формат ЕГЭ)

Деятель искусства

Направление

А. Иосиф Степанович Каминский

1. Музыка

Б. Дегтярев Степан Аникиевич

2. Живопись

В. Леонид Фролович Жодейко

3. Архитектура

Г.Алексей Фиофилактович Писемский

4. Литература

Таким образом, за время написания проекта мы изучили основные направления искусства XIX века, выделив среди них литературу, архитектуру, музыку и живопись. По каждому направлению были подобраны малоизвестные персоналии, произведения которых заслуживают изучения и понимания. На основании этих данных мы составили задания, которые помогут подготовиться к экзаменам по истории, олимпиадам по истории, МХК, искусству XIX века. Ценность данного материала мы также видим в том, что подобной информации мало в интернет — источниках, но изучение этих произведений повысит культурный уровень современных школьников и даст более широкое представление о культуре и искусстве XIX века.

Также на основании полученной информации был разработан буклет, в котором представлены выше описанные личности со своими малоизвестными, но заслуживающими внимания и изучения произведениями.

Литература:

  1. Карцов В. С. Минаев, Дмитрий Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  2. Шулятиков В. Памяти А. Писемского: Сегодня исполнилось двадцать лет со дня смерти Алексея Феофилактовича // Курьер. 1901. № 21.
  3. Соловьёв Н. Ф. Дегтярев, Степан Аникиевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  4. Музыкальная энциклопедия. — М.: Большая Советская энциклопедия, 1973–1982.
  5. Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896–1918.
  6. Сомов А. И. Жодейко, Леонид Фролович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  7. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. 320 с.


Задать вопрос