Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 952 раза

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями / О. Н. Кутрань, З. В. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2515/ (дата обращения: 08.05.2024).



В специализированном дошкольном образовательном учреждении для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения крайне важным является вопрос обеспечения тесного и продуктивного сотрудничества между всеми специалистами — врачом-офтальмологом, медсестрой-ортоптисткой, учителем-дефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно же, воспитателем. Только в результате объединения их усилий можно добиться стойкого положительного педагогического эффекта в профессиональной деятельности каждого из них.

Но взаимосвязь между тифлопедагогом и воспитателем группы можно назвать особой, т. к. именно эти педагоги проводят постоянную ежедневную коррекционную-развивающую воспитательно-образовательную работу с детьми во всех видах деятельности и во всех режимных моментах в течение дня. И наиболее эффективной формой работы являются интегрированные коррекционные занятия. В процессе совместной подготовки, проведения и анализа таких занятий тифлопедагог и воспитатель решают свои коррекционные цели и задачи, но с взаимопроникновением в сферу деятельности друг друга, обмениваясь опытом и находя новые подходы.

Конспект интегрированного занятия вподготовительной группе «Умники имудрецы»

Вид занятия: смешанный

Организаторы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие:

‒ развивать зрительное восприятие, глазодвигательные и прослеживающие функции;

‒ развивать графомоторные навыки детей при работе с клеткой, выполняя инструкции на слух;

‒ тренировать детей в умении ориентироваться в пространстве по схемам в нахождении заданного объекта.

  1. Образовательные:

‒ учить детей понятию «условная мера», измерять крупу мерками разной величины;

‒ тренировать детей в умении рисовать «паспорта» фигур по образцу;

‒ упражнять в счете в пределах 10, в умении называть «соседей» названных чисел;

‒ развивать логическое мышление детей при работе со счетными палочками.

  1. Воспитательные:

‒ продолжать развивать у детей воображение, соревновательный интерес

‒ воспитывать желание помочь друг другу, умение радоваться успехам других детей.

Материалы иоборудование:

Игровизоры, маркеры по количеству детей в подгруппе; 2 миски с крупой, мензурка, ложечка на каждого ребенка; схемы помещения группы с индивидуальным заданием, картинки с контуром домашнего животного; набор счетных палочек на каждого ребенка; комплект цифр от 1 до 10; листы бумаги на каждого ребенка, разделенные на 4 части, объемные и плоскостные фигуры.

Ход занятия:

Организационный имотивационный момент:

— Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу! Какими нужно быть, чтобы хорошо учиться? (ответы детей). Тогда давайте устроим соревнования двух команд. Одна будет называться «Умники», а другая — «Мудрецы».

Дети делятся на 2 подгруппы. Сначала занятие проводится одной подгруппой, затем — с другой. Для каждой команды заранее готовятся ордена, для «Умников» — с большой буквой «У», для «Мудрецов» — с большой буквой — «М». За каждое правильно выполненное задание, каждый участник команды получает свой орден.

1 Задание «Нарисуй изображение домашнего животного на клетках по словесной инструкции педагога». Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами, им раздаются игровизоры, маркеры и салфетки.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2846.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Зрительная гимнастика из 5 упражнений под музыку:

‒ поглаживание двумя пальцами кожу около глаз круговыми движениями;

‒ поморгать веками, затем закрыть глаза, подставив к источнику света. Выполнять несколько раз;

‒ широко распахнуть глаза, а затем сузить их в тонкую щелочку. Выполнять несколько раз;

‒ круговыми движениями глаз «рисовать» круг в воздухе. Выполнять несколько раз в каждую сторону;

‒ закрыть глаза и выполнять движения под закрытыми веками: вверх, вниз, вправо, влево. И так несколько раз.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2855.JPG

2 задание «Измерь спомощью условной меры количество пшена вмиске». Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами. На каждого из них раздаются миски с пшеном, пустые миски, и две условные мерки: мензурка и мерная ложечка. Вопросы воспитателя:

‒ Как называется крупа в миске?

‒ Как узнать, сколько пшена в миске?

‒ Что нужно для этого сделать?

‒ Чем можно измерить пшено?

Детям предлагается измерить пшено сначала с помощью мензурки, затем с помощью меной ложечки, при этом на каждую отмеренную мерку выставлять на стол по 1 матрешке.

‒ Сколько матрешек получилось после измерения мензурками?

‒ Сколько матрешек получилось после измерения мерными ложечками?

‒ Где матрешек больше? Почему?

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2872.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

3 задание «Найди картинку домашнего животного вгруппе, отмеченного на схеме». Дети получают схемы группы, где отмечено местоположение его картинки, ищут их и находят. При необходимости получают подсказки взрослого.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2897.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

4 Задание «Измени фигуру». На столах перед каждым ребенком лежат наборы счетных палочек. Вопросы-задания педагога:

‒ Сделайте на столе из 3-х палочек треугольник;

‒ Добавьте к нему еще 2 палочки так, чтобы получилось уже 2 треугольника;

‒ Добавьте к ним еще 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника;

‒ Посчитайте, сколько вершин у 3-х треугольников. Найдите и покажите их.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2917.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Физминутка «Живые цифры»

Дети выбирают карточки с цифрами от 1 до 9. Необходимо найти и назвать соседей указанной цифры, встав правильно — слева или справа от нее.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2922.JPG

5 задание «Нарисуй «паспорт» фигуры». Каждый ребенок получает объемную фигуру, по которой необходимо нарисовать ее «паспорт» — вид спереди, вид сбоку, вид сверху и правильно расположить их на листе бумаги, разделенного на 4 части.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2925.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Итог занятия — подсчитываются ордена каждого ребенка в подгруппе, выявляется победитель, а затем подсчитываются ордена целой подгруппы и сравниваются между двумя подгруппами. Определяется подгруппа-победитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, раздача орденов, задание, зрительный диагноз, лист бумаги, миска, палочка, подгруппа, пшено, стол.

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания.

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги; навыки аккуратной работы. Каждый показатель оценивается в 2 балла.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Для развития зрительного внимания играли в игру «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть их, из чего они состоят. Примерные упражнения с палочками Кюизенера: Выложи палочки на столе, перемешай их.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.

«Подбери пару» (с какого дерева лист, плод).

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Занятие проводится учителем-дефектологом с подгруппой из 6–8 участников 1 раз в неделю.

закрепление умения ориентироваться на себе, относительно себя, на плоскости и на листе бумаги

‒ понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" — необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.

Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание/.

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных...

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания.

навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги; навыки аккуратной работы. Каждый показатель оценивается в 2 балла.

Формирование математических представлений у детей старшего...

Для развития зрительного внимания играли в игру «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть их, из чего они состоят. Примерные упражнения с палочками Кюизенера: Выложи палочки на столе, перемешай их.

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.

«Подбери пару» (с какого дерева лист, плод).

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Цель: развитие зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Занятие проводится учителем-дефектологом с подгруппой из 6–8 участников 1 раз в неделю.

закрепление умения ориентироваться на себе, относительно себя, на плоскости и на листе бумаги

‒ понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" — необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели, задание, фигура, лист бумаги, детский сад.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.

Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание/.

Задать вопрос