Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Люлина, Ю. Ф. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) / Ю. Ф. Люлина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2357/ (дата обращения: 07.05.2024).



Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в современном обществе, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности. Aктивность — это важная предпосылка формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Формирование интеллектуальной культуры дошкольника — это фактически реализация его права на познание мира. Нарушение этого права дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в стране. В связи с этим образование дошкольников должно строиться в соответствии с идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности ДОУ становится формирование у детей ключевых и допредметных компетентностей. A это значит, что акцент в дошкольном образовании должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации.

Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает на первых этапах становления личности. Окружающая природа является важным фактором интеллектуального развития дошкольников, так как позволяет накапливать впечатления о мире, расширяет чувственный опыт, учит ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразие впечатлений и накопленный чувственный опыт обеспечивают в дальнейшем высокое качество отражение мира, поиск оптимального решения жизненных задач, способствует развитию логического и альтернативных способов мышления, необходимых человеку в современных условиях.

Как показала моя практика, на момент завершения дошкольного образования, имея достаточный уровень знаний о природе, многие дети затрудняются применить их на практике; понимая состояние объектов природы и среды и устанавливая частные связи, дети затрудняются в установлении общих связей. Зачастую познавательное отношение к природе неустойчиво и связано лишь с яркими, привлекающими внимание событиями, а гуманное отношение ситуативно. Поэтому, я пришла к выводу, что уровень интеллектуального развития детей зависит не столько от объема знаний, сколько от умения их подать и включить ребенка в активный (а не созерцательный) процесс познания окружающей природы. Продумывая содержание, формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, я, прежде всего, пыталась найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей за счет активных форм познавательной деятельности.

В cовременном мире для нового витка технологизации и информации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный». Понимание этой истины педагогами будет способствовать интеллектуальному развитию дошкольников и усвоению нужной информации без видимых усилий и ущерба их здоровью, а так же определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Начиная работу по ознакомлению с природой в младших возрастных группах, я учитываю, что в этом возрасте у детей ярко выражена реакция на новизну. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать, понюхать, постучать. Поэтому уже в младших возрастных группах наряду с наглядными и словесными методами и приемами (рассматривание и кратковременные наблюдения, сопровождающиеся пояснениями) я широко использую прaктическую деятельность, а именно игры-эксперименты и элементарные опыты.

Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической исследовательской деятельности — это показатель его интеллектуальной и экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно — образное мышление постепенно заменяется теоретическим. При отборе содержания очень важно, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объекта и явлениям природы, шли из года в год по восходящей линии, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Широкое применение активных форм познания формирует к 4–5 годам у детей достаточно высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, что позволяет широко применять различные формы исследовательской деятельности.

Формы исследовательской деятельности

− Элементарные опыты

− Поисковая деятельность

− Моделирование

− Экспериментирование.

Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование разнообразных форм работы:

− Система занятий.

− Экскурсии и целевые прогулки в лес, к водоему, в парковую зону.

− Практическая деятельность в природе: труд, экологические проекты.

− Практическая деятельность в природе: труд, экологические проекты.

− Викторины.

− Выпуск экологических листовок.

Конечно, основная роль в формировании интеллектуальной культуры дошкольников при ознакомлении с природой отводится занятиям с использованием различных форм исследовательской деятельности: опытов, экспериментирования, поисковой деятельности.

Структура проведения элементарных опытов иэкспериментов, поисковой деятельности:

  1. Постановка и формулирование проблемы (познавательной задачи, цели).
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка предположений, гипотез.
  4. Фиксация результатов.
  5. Подведение итогов.
  6. Вывод.
  7. Вопросы детей.

Организация исcледовательской деятельности возможно при выполнении педагогом двух условий:

первоенеобходимо стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем;

второенеобходимо действительно включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.

Оценка педагогом найденных ребенком способом решения проблемы должна включать анализ критериев, т. е. насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента. Постановка цели и задач исследовательской деятельности, их совместное достижение, оценка найденного способа действия — это составляющие аспекты личностно — развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого и созидательного отношения к нему.

Работа, начатая на занятиях, продолжается в повседневной жизни. И здесь немаловажную роль играет трудовая деятельность в природе и такая форма работы, как экологические проекты. Особая ценность проектов заключается в том, что у детей в ходе их реализации закладываются основы гуманного взаимодействия с природой, желание охранять ее.

Дошкольное образование предполагает всестороннее развитие личности ребенка, поэтому для формирования интеллектуальной культуры детей так необходимо использовать интегративный подход. Организуя учебно-игровую деятельность с дошкольниками, я понимаю, что очень важно развивать их всесторонне и гармонично и, уделяя большое внимание формированию интеллектуальной культуры посредством ознакомления с природой, не забываю о духовном и эстетическом развитии. Это позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, каждая тема изучения природы может и должна подкрепляться продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд по изготовление поделок из природного материала и т. д.). Причем работа над той или иной темой можно проводить во время общих праздников, деловых игр или викторин.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Литература:

1. Бабаева Т. Н. «Детство», Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Москва «Творческий центр», 2001.

3. Ковинько Л. В. «Секреты природы — это так интересно!», Москва «Линка Пресс», 2004.

4. Куликовская Н. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», Москва; Педагогическое общество России, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, ребенок, дошкольное образование, природа, поисковая деятельность, Практическая деятельность, интеллектуальное развитие детей, интеллектуальное развитие дошкольников, окружающая природа, окружающий мир.

Похожие статьи

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность. Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Развитие познавательной активности детей дошкольного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности...

Похожие статьи

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод. Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность. Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

Организация исследовательской деятельности детей...

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское...

Развитие познавательной активности детей дошкольного... ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности...

Задать вопрос