Карта социальных связей как инструмент куратора учебной группы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, И. Н. Карта социальных связей как инструмент куратора учебной группы / И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 109-115. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8458/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена описанию сущности и перспективам использования метода построения карты социальных связей, позаимствованным из практики социальной работы в педагогике. Внимание к методу обусловлено необходимостью поиска работающих механизмов анализа социального окружения студентов с целью выявления внутренних и внешних ресурсов, позволяющих вовремя оказать необходимую помощь в трудной жизненной ситуации. В статье определяются сущность карты социальных связей, методика построения карты социальных связей. Автор выделяет и оценивает перспективы применения карты для педагогического сообщества, студентов, родителей, социума. Формулируется предложение о том, что метод построения карты социальных связей может быть использован не только в практике социальной работы, но и в педагогике как инструмент работы куратора учебной группы.

Ключевые слова: карта социальных связей студента, социальное окружение, куратор.

Кураторство — это наиболее важная часть системы учебно-воспитательной работы, помогающая осознать студентам правильность выбора профессии, способствующая самоопределению будущих специалистов.

Студенческая группа, с которой работает куратор — это молодежная «семья», где важную роль играют слои коллектива. Первый слой — это контакты между обучающимися, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости, второй слой — отношения опосредованные данный отношений совместной деятельностью, а третий — ядро, в котором развиваются отношения группы и принимаются единые цели групповой деятельности. Куратор связывает эти слои, задача которого, выступать в роли воспитателя, наставника, организатора и исполнителя педагогических дел на протяжении всего студенческого пути в колледже [1].

В основе деятельности куратора лежат информативные, организационные, коммуникативные, контролирующие и творческие функции. Информативная функция направлена на доведения до обучающихся всей необходимой информации по организации обучения в колледже. Организационная функция связана с внеаудиторной работой. Коммуникативная функция направлена на создание благоприятной психологической обстановки в группе. Контролирующая функция возлагает на куратора обязанности наставника. Творческая функция развивает способности самого куратора организовывать и совершенствовать воспитательный процесс, направленный на развитие и становление всей группы.

Особенно важным в работе куратора считается постоянный контроль над успеваемостью учебной группы. Успеваемость зависит от множества факторов: базовая подготовка, готовность и способность воспринимать новый материал, посещаемость. Немаловажную роль в этом процессе играет благоприятный социально-психологический климат в группе, который формируется как из взаимодействия студентов внутри коллектива, так и из общения с преподавателями [2].

На всем пути обучения студентов у куратора меняются его профессиональные роли, в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы куратор уважал студентов, был нацелен на помощь студентам в любых ситуациях, понимал возрастные особенности студентов и мотивировал их к достижению поставленных целей [2].

Для наиболее эффективной деятельности куратора необходимо сочетать традиционные и инновационные методы работы с учебной группой. Традиционными методами можно считать: изучение личных дел студентов и составление социальных паспортов; информационный метод, который заключается в четком информировании студентов о графике учебного процесса, порядке отчисления из колледжа; организационный метод, т. е. организация встреч со старшекурсниками, необходимыми специалистами; беседы; профориентационная работа; обязательное участие с группой в мероприятиях; посещение занятий группы; периодическое посещение общежитий для выяснения бытовых условий студентов в них проживающих. Инновационными методами работы куратора считают: кейс-методы, тренинги, научно-исследовательская деятельность, педагогика сотрудничества, метод наставничества.

Цель статьи рассказать о возможностях такого инструмента как «Ката социальных связей» в работе куратора ученической группы.

Когда студент рассказывает своему куратору о проблемной ситуации, возникшей на его жизненном пути, он обычно начинает с того, что его особенно беспокоит в данный период жизни.

Например, если обучающийся часто пропускает занятия, потому что у него возникли какие — либо проблемы в семье, то, естественно, он начинает беседу с куратором с разговора о своей семье. Плохое финансовое положение семьи и он вынужден устроится на работу; болеет мама и он вынужден оставаться дома для присмотра за ней; некому сидеть с младшей сестрой; смерть одного из родителей; конфликтные отношения с родителями; кто из ближайшего окружения является более значимым лицом для студента; с кем он находится в конфликте из однокурсников, — весь этот клубок связей и отношений растёт и становится всё более запутанным.

Для структурирования данной информации эффективно применять карту социальных связей студента (рис. 1).

Основная идея карты социальных контактов — подробное исследование социального окружения студента, максимально широкое и подробное описание его значимых отношений. На основе карты можно планировать следующий технологический шаг — сетевую встречу — или проводить консультации в индивидуальном формате, а можно планировать воспитательную работу с группой с учетом социально-психологических особенностей студентов.

Сеть социальных контактов — это все значимые люди из разных социальных систем.

Значимые люди — значимые для нас люди — не обязательно приятные и бесконфликтные. Это те, кто оказывает влияние на нашу жизнь, пусть даже неоднозначное или отрицательное. В круг значимых людей обычно входят: формальное и неформальное окружение.

Карта социальных связей студентки М, 18 лет

Рис. 1. Карта социальных связей студентки М, 18 лет

Прежде чем начать работу по составлению карты социальных контактов, куратор объясняет студентам, что: 1) у каждого человека есть своя сеть социальных контактов; 2) у него (студента) тоже имеются социальные связи с другими людьми; 3) сетевая карта представляет собой круг, разделённый на 5 (6) секторов, в центре которого изображён сам студент; 4) сеть социальных связей не является статичной (постоянной), она постоянно находится в движении (изменении); 5) на сетевой карте должны быть изображены все самые значимые и важные люди из контактной (формальной и неформальной (личной) сети студента; 6) на карте должны быть отмечены все люди, кто выполняет какие — то определённые функции по отношению к студенту, как бы он к этим лицам не относился: позитивно, негативно или нейтрально; 7) иногда важную роль играют животные, в этом случае их тоже необходимо изобразить на карте; 8) люди, которых уже нет в живых, но которые много значили для студента на каком — либо этапе его жизни, также должны быть отмечены на карте.

После получения инструкции студент совместно с куратором выявляет всех значимых в своей жизни людей, которых распределяет по секторам в зависимости от степени их важности и значимости для себя, с учётом их эмоциональной дистанции: (рис. 1) семья; родственники; работа (или) образовательное учреждение; административные инстанции; остальные (друзья, соседи, знакомые).

При работе с картой куратору необходимо обращать внимание на мезосистемы — система «на стыке» между разными системами, делая возможным диалог, например, матерью и бабушкой по отцу; между родителями и преподавателями; между друзьями студента и родителями.

Мезосистемы создаются не просто между разными системами, но и между двумя типами систем: неформальным окружением (семья, родственники, компания друзей) и специалистами (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты). Они функционируют в разной логике и часто буквально говорят на разных языках — бытовом и профессиональном, но от таких диалогов есть отличные результаты для формального и неформального окружения.

Специалисты получают более тесное межведомственное взаимодействие (например, куратор и социальный педагог детского дома)

Неформальное окружение — рост доверия и партнерства в отношении со специалистами. (например, мама студента и куратор или социальный педагог, психолог

Изучение сети социальных контактов студента полезно для понимания его взаимоотношений с внешним миром, осознания того, какие люди являются близкими для него, кто может оказать поддержку, а кто, возможно, является агентом негативного влияния; развития его рефлексии — способности взглянуть на себя глазами значимых других. Один из результатов такого исследования может быть вывод: «Надо же, а я, оказывается, не один!».

Карта социальных связей студента в работе куратора является доступным диагностическим инструментом по выявлению проблем студентов. Потому что она позволяет понять: характер взаимоотношений студентов с родителями, родственниками, однокурсниками, друзьями; проблемы студентов и почему они не могут их решить самостоятельно; как спланировать работу с учебной группой в соответствии с концепцией воспитательной работы колледжа и их потребностями; какие специалисты помогут в оказании помощи студенту в затруднительной ситуации; как улучшить социально-психологический климат в группе; что мешает студентам учиться и как их услышать.

В связи с этим можно выделить следующие перспективы применения карты социальных связей в практической деятельности куратора: улучшение социально-психологического климата учебной группы (Рис. 2); планирование методической работы педагога с учетом карты социальных связей студента (Рис. 3).

Социально-психологическое направление работы куратора

Рис. 2. Социально-психологическое направление работы куратора

Планирование методической работы педагога с учетом карты социальных связей студента

Рис. 3. Планирование методической работы педагога с учетом карты социальных связей студента

Карта социальных связей в перспективе может стать еще одним работающим инструментом куратора, который поможет «услышать» студентов. Она может быть дана в разные моменты работы с группой, но наиболее результативнее давать ее либо в начале учебного года (сентябрь-октябрь), чтобы была уже достаточно наглядная информация о том, в какой социальной ситуации находится студент, какие будущие или уже имеющиеся ресурсы там есть, которые он сам пока может не рассматривать как ресурсы, но, тем не менее, они дают некие опоры и поддержку в дальнейшем. Для куратора это мощнейший ресурс в работе с учебной группой и отдельно со студентом.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам: 1) карта социальных связей является диагностическим инструментом, который необходимо внедрить в педагогическую практику куратора с целью планирования работы с учебной группой с учетом интересов и потребностей студентов; 2) карта социальных связей позволяет проанализировать ближайшее окружение студента, выявить значимых для него людей, отношения к ним, а также позволяет увидеть те связи и отношения, которые могут оказывать косвенное влияние на развитие конфликтной ситуации; 3) сетевые карты являются удобным диагностическим инструментом в ситуациях межличностных конфликтов, дезадаптации и трудных жизненных ситуаций; 4) педагогический эффект может быть достигнут в процессе обсуждения со студентами составленной им карты, тем самым актуализируя его переживания; 5) карта социальных связей позволяет планировать учебные занятия и внеаудиторные мероприятия с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Важным положительным моментом применения карты социальных связей в педагогической практике куратора является ее доступность в использовании, а также оказании помощи в краткосрочный период.

Нельзя исключать и риски использования данного метода. Это нежелание самого студента составлять такую карту, неумение студента говорить о своей проблеме. Это устойчивая консервативная ориентация некоторых педагогов на доминирование «традиционной системы» воспитания.

Поэтому внедрение метода «карта социальных связей» позволит куратору своевременно выявить возникшие проблемы обучающихся в учебном процессе, разрешить конфликт, выйти из трудной жизненной ситуации.

Литература:

  1. Прохорова М. П., Быстрова Н. В., Уханов А. Ф., Седых Д. В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51(7). — С. 140–146.
  2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Бушуева А. А., Максимова К. А. Наставничество как процесс формирования личности будущего специалиста // Сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конф-ции. Юго-Западный государственный университет. — 2019. — С. 37–43.
  3. Опыт использования методики «карта сети социальных контактов» в индивидуальном консультировании. — [сайт]. — URL: https://narrative.team/experience_of_using

Ключевые слова

куратор, социальное окружение, карта социальных связей студента
Задать вопрос