Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов / И. И. Гоголева, А. А. Мохова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8450/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Даны рекомендации классным руководителям по организации работы для развития у младших школьников эмоционального интеллекта с использованием мультфильмов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьник, развитие, мультфильм, воспитательное мероприятие.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в ТОП-10 наиболее важных навыков в 2020 году. В поисковике Яндекс по запросу «эмоциональный интеллект» можно обнаружить более 6000 ссылок.

Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом способен ставить разумные и достижимые позитивные цели, принимать ответственные решения и учитывать их последствия, понимать себя и свои потребности, грамотно управлять своим поведением и своими эмоциями в различных ситуациях, критически и рефлексивно мыслить.

Педагогами организуется работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников, но достижение ожидаемых результатов невозможно без учета современных социокультурных условий. Телевидение и интернет оказывают значимое влияние на развитие ребенка и заставляют искать новые способы развития его эмоционального интеллекта.

Цель статьи: раскрыть возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников с использованием мультфильмов.

Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития эмоционального интеллекта. Дети эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие.

В работе вслед за Е. П. Ильиным развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста мы рассматриваем как процесс идентификации, рефлексии и регуляции эмоциональных состояний и поступков собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие, выбор способов достижения цели [2].

Необходимость развития эмоционального интеллекта обусловлена тем, что дает возможность объективно оценивать себя и других в процессе деятельности. Суть данного процесса заключается в развитии способности определять эмоции, учитывать эмоциональное состояние в своей деятельности, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях организации взаимодействия [3]. Понимая и интерпретируя эмоции, легче их контролировать, поэтому люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, не склонны к агрессии, импульсивным поступкам, необдуманным решениям.

Исследователями выделены три этапа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста:

— эмоционально-когнитивный: проявляется способность ребенка идентифицировать собственные эмоции и эмоции других людей;

— эмоционально-регуляторный: осуществляется регуляция эмоций на основе рефлексии, сдерживание негативных чувств и стимулирование положительных, способствующих достижению успеха;

— эмоционально-поведенческий: развиваются способности к гибкому выстраиванию взаимоотношений и продуктивному взаимодействию с другими людьми на основе вчувствования и содействия к преобразованию эмоций.

В современных условиях возникает необходимость поиска оптимальных методов и средств развития эмоционального интеллекта у младших школьников. Одним из таких средств, с нашей точки зрения, являются мультипликационные фильмы. Кинопедагогика, как средство художественного метода, органично воздействует на психологические механизмы эмпатии: импринтинг (запечатление), заражение, подражание, идентификация, персонификация [1].

Мультфильмы — особый вид киноискусства, в котором используют для создания персонажей разные техники и материалы, а «оживление» идет за счет быстрой смены кадров. «Картинка» мультфильма — яркая, красивая. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение ребенка. Действия и события мультфильма разворачиваются быстро, что отражает современный ритм и стиль жизни. Применяется много спецэффектов и технических приемов. Младшие школьники в силу особой возрастной восприимчивости оказываются глубоко втянутыми в эту динамику, из которой сложно выйти.

От качества мультфильма зависит воспитательный эффект. Дети, подражая героям мультфильма, учатся проявлять и контролировать свои эмоции, повторяют движения, манеру речи и типичные реплики. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок «заражается» его настроением, уверенностью, отношение, а в дальнейшем, переносит опыт в реальную жизнь.

В собственной практике разработана и проведена серия воспитательных мероприятий с использованием современных мультфильмов для младших школьников. Работа осуществлялась в общеобразовательной организации г. Хабаровска с учащимися 2 класса.

Представим воспитательное мероприятие «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка», которое проведено с целью создания условий для развития у младших школьников способности идентифицировать и вербально определять собственное эмоциональное состояние. Мультфильм «Головоломка» (англ. Inside Out) — американский компьютерно-анимационный фильм киностудии «Pixar». Премьера состоялась на кинофестивале в Каннах в 2015 году. По сюжету мультфильма у Райли, обычной 11-летней школьницы, есть доминирующая эмоция — Радость, которая считается самой важной, только Радость дает положительное восприятие реальности. Печаль стараются подавлять, поскольку её считают ненужной эмоцией, которая омрачает жизнь. В один момент Печаль и Радость попадают в долговременную память. Отсутствие Печали и Радости вызывает страшные последствия: личность Райли начинает разрушаться. Идея мультфильма: надо принимать и понимать все свои эмоции. Все эмоции нужны и важны.

Сценарий мероприятия включал ряд этапов. На подготовительном этапе определялась цель мероприятия. Проводился подбор игр, просмотр мультфильма «Головоломка», создание методического материала (карточек с эмоциями, нарезка фрагментов мультфильма, скачивание музыки, создание масок героев, наглядность, презентация и пр.).

На мотивационном этапе ребятам предложено отправиться в путешествие в страну, которую они угадывают по фрагменту мультфильма «Головоломка» (Страна Эмоций) и узнают базовые эмоции: гнев, радость, печаль, страх (герои мероприятия).

Ученики смотрели фрагменты мультфильма с участием эмоций (Печаль, Радость, Гнев, Страх) и поэтапно выполняли задания:

— «Сортировка»: разделить эмоции по группам: радость, печаль и гнев.

— «Скульптор»: один ученик — скульптор, остальные два — глина. Задача: изобразить эмоции радость.

— «Проблемные ситуации»: ученики находили пути решения проблемных ситуаций: драка мальчиков, девочка боится выступать перед публикой. Дети рассказывали какие эмоции испытывают участники ситуаций, находили верное решение и обосновывали свой ответ.

На заключительном этапе был предложен фрагмент мультфильма «Головоломка» для итога: все эмоции важны, все эмоции нужно контролировать. С помощью приема рефлексии «Измеритель настроения» ребята определяли свои эмоции после проведённого мероприятия.

Анализ проведенного воспитательного мероприятия показал высокий уровень активности младших школьников на всех его этапах, творческое выполнение заданий, активное участие в обсуждении с аргументацией ответов. Школьники были увлечены просмотром фрагментов мультфильма, эмоционально реагировали на действия, поступки главных героев. Это показало интерес детей к данной теме и понимание ее значимости.

На протяжении всего мероприятия мы развивали умения управлять своими эмоциями с помощью анализа фрагментов мультфильма «Головоломка», нахождения путей решения проблемных ситуаций, а также специально подобранных заданий. Были использованы такие методы развития эмоционального интеллекта, как метод эвристической беседы, побуждение к сопереживанию, пластическое интонирование.

При этом мы понимаем, что нет никакой гарантии того, что младшие школьники будут применять усвоенные в ходе мероприятий знания, опыт в реальной жизни, социальных ситуациях. В ходе исследования даны рекомендации по организации работы для развития эмоционального интеллекта с использованием мультфильмов у младших школьников.

  1. Любую сильную эмоции лучше всего озвучить спокойно и максимально понятно. Надо практиковать различные способы выражения тех эмоций, которые ребенок понимает. Помогают ребенку справиться с сильными эмоциями дыхательные упражнения, тактики управления эмоциями (глубоко вдохнуть и сосчитать до десяти, тихо петь), физическая и трудовая активность.
  2. Важно подбирать те мультфильмы, которые ярко и наглядно отражают эмоциональное состояние героев, их реакции на разные ситуации, например, «Зверопой», «Головоломка», «Король лев», «Как приручить дракона», «Смешарики», «Друзья мистера Фокса» и др.
  3. Для развития эмоционального интеллекта родителям и педагогам необходимо совместно обсуждать мультфильм, использовать разнообразные методы и приемы (эвристическая беседа, пластическое интонирование, побуждение к сопереживанию, «стоп-кадр», «беззвучный кадр», работа с зеркалом, закрытый экран и др.). Обязательно обращение к собственному опыту детей.
  4. К наиболее продуктивным методам развития эмоционального интеллекта относятся поведенческие упражнения, демонстрации, проигрывание ролей, пластическое интонирование, обратная связь, др. эти методы позволяют лучше усвоить просмотренный материал.
  5. Установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях осуществляется с использованием игр, например, «Проверка связи», «Кубик настроений», «Зеркало», «Я радуюсь, когда»..., «Скульптор», «Хлопните те, кто»..., «Моё положительное качество» и др.
  6. Практиковать различные способы выражения тех эмоций, которые ребенок понимает. Помогать ребенку справляться с сильными эмоциями. О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями говорят в контексте сильного волнения, страха, радости и пр. Физическая и трудовая активность — тоже отличный выход.
  7. Важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, вербально определять собственное состояние и отмечать причины разных эмоциональных реакций.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта — поэтапный процесс, который сопровождается целенаправленными действиями и регулярной поддержкой младших школьников. В практической работе мы использовали комментарии взрослого, совместное обсуждение увиденного, обращение внимание на эмоции и чувства, причины их возникновения, методы и приемы (пластическое интонирование, побуждение к сопереживанию, «стоп-кадр»), игры и задания.

Мультипликационные фильмы как вид киноискусства, обладая яркой зрелищностью, эмоциональностью, динамичностью, могут выступать оптимальным инструментом личностного и эмоционального развития младших школьников.

Литература:

  1. Буторина, Е. С. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников средствами социально-эмоционального обучения: методическое пособие. / Е. С. Буторина, П. В. Смирнова — Тюмень: ИПиП, 2022. — 80 с.
  2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 783 с.
  3. Коробицына, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5–7 лет. Диагностика, тренинг, занятия / Е. В. Коробицина. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012–133 с.
Задать вопрос