Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, О. А. Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов / О. А. Мальцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8443/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в зависимости от запросов студентов и педагогов, позволяющий расширять диапазоны сотрудничества, взаимообогащать кадровый потенциал образовательных организаций региона.

Ключевые слова: дополнительное образование, программы повышения квалификации, вариативная модель, самореализация обучающихся и педагогов.

Развитие непрерывного педагогического образования в Хабаровском крае является одним из приоритетных направлений деятельности. КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша (далее — колледж) уже на протяжении 100 лет готовит специалистов со средним профессиональным образованием педагогического профиля. Краевой проект «Педкластер 27», реализуемый с 2015 года, стал инструментом, объединившим более тридцати образовательных и иных организаций, продуктивно взаимодействуют в рамках единого образовательного пространства региона и России, используя инновационный метод достижения цели повышения качества подготовки педагогических кадров [1]. Основными направлениями сотрудничества выступают:

— внедрение современных моделей до профессиональной психолого-педагогической подготовки школьников;

— вовлечение работодателей в практическую подготовку студентов и оценку качества образования;

— организация дополнительного образования;

— повышение профессионального мастерства педагогических работников;

— организационные и образовательно-просветительские события.

Происходящие сегодня активные преобразования в социальной, экономической и политической сферах требуют системных изменений деятельности на всех уровнях российского образования. Система среднего профессионального образования (далее — СПО) должна быть восприимчива ко всему новому, иметь спрос у потенциальных заказчиков и работодателей, чутко реагировать на изменения рынка труда.

Одним из ресурсов, обеспечивающих мобильность системы СПО, выступает дополнительное образование , которое ориентировано на постоянное, последовательное приращение знаний, умений и компетенций слушателей в соответствии с потребностями производства, образовательной политики, личными интересами [2].

Опыт работы Хабаровского педагогического колледжа в области организации дополнительного профессионального образования высоко оценен педагогическим сообществом в регионе, распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края колледжу от 01 июня 2022 г. № 636 присвоен статус инновационной площадки. Рассмотрим содержательные и организационные аспекты реализации инновационной площадки.

Колледж в настоящее время реализует широкий спектр программ дополнительного образования:

— дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка);

— дополнительного образования детей и взрослых (допрофессиональная подготовка, общеразвивающие программы различной направленности);

— профессионального обучения (профессиональная подготовка).

В качестве заказчиков по получению дополнительного образования выступают различные категории граждан: педагогические работники, обучающиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений высшего образования (далее — ВО) и СПО, в том числе студенты нашего колледжа.

Реализации программ дополнительного образования предполагает вариативность в выборе содержания и технологий, в формах и сроках обучения [3].

Обучение проводится с использованием мастерских, оснащённых оборудованием, соответствующим современным требованиям к материально-технической базе федерального проекта «Молодые профессионалы». В процессе обучения используются лекции, практические занятия, консультации, экскурсии в школы, детские сады, мастер-классы, тренинги и другие.

Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка реализуется в различных форматах, в том числе с привлечением кадровых и материально-технических условий организаций-партнеров. Так, например, на базе Краевого центра образования открыта кафедра, деятельность которой направлена на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, усиление практической составляющей образовательного процесса.

Для того, чтобы расширить возможности трудоустройства выпускников и обеспечить преемственность СПО и ВО в колледже реализуются программы дополнительного профессионального образования, разработанные на основе профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования.

Перечень таких программ постоянно обновляется в зависимости от запросов студентов, от потребности в кадрах в регионе. Например, в 2021–2022 учебном году были реализованы следующие программы профессиональной переподготовки: «Организация обучения математике в 5–6 классах» (270 часов); «Теория и методика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста» (270 часов); «Организация обучения русскому языку и литературе в 5–6 классах» (270 часов).

Реализация данных программ осуществляется совместно с организациями-партнёрами: ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», КГА НОУ «Краевой центр образования», КГБ НОУ «Краевой детский центр «Созвездие», КГБ ОУ «Школа-интернат № 2», реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы.

Совместный формат обучения по программам дополнительного образования позволяет расширять диапазоны сотрудничества, взаимообогащать кадровый потенциал организаций. В процессе организации профессиональной переподготовки осуществляется совместная разработка программ, учебных планов, привлечение преподавателей ВУЗов для участия в качестве лекторов теоретических занятий, проведении мастер-классов.

Для популяризации идеи организации дополнительного образования в колледже организуются различного уровня мероприятия.

В 2022 году в рамках X Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» была организована площадка на базе Хабаровского педагогического колледжа, посвященная теме краевой инновационной площадки. Участники площадки могли познакомиться с механизмами организации дополнительного образования, а на мастер-классе «Проектирование вариативной программы дополнительного профессионального образования» апробировать способы создания «гибкого» содержания различных программ дополнительного образования.

В марте 2023 года была осуществлена идея проведения межрегионального образовательного марафона «Векторы развития студентов и педагогов через дополнительное профессиональное образование» (далее — Марафон), который объединил более двухсот участников из различных регионов Российской Федерации.

Цель Марафона — диссеминация опыта организации дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) в профессиональных организациях и учреждениях ДПО России; повышение профессиональной компетентности педагогов и студентов по актуальным направлениям современного образования; организация обсуждения направлений развития ДПО; расширение диапазона профессионального общения.

Марафонпредполагал проведение очно-заочных и заочных мероприятий различной направленности, среди которых:

— семинар «Особенности организации обучения по программе профессиональной подготовки «Вожатый»;

— акция «ДПО в Хабаровском педагогическом колледже: рекомендую!»;

— семинар «Организационно-методические аспекты осуществления дополнительного профессионального образования»;

— конкурс «Успешный опыт реализации дополнительных профессиональных программ»;

— курсы повышения квалификации по актуальным направлениям: «Формирование и диагностика функциональной грамотности обучающихся с учетом требований ФГОС»; «Конструктор эффективного наставничества»; «Инструменты графического дизайна и анимации в помощь педагогу»; «Деятельность тьютора и волонтера в педагогическом и языковом сопровождении детей-инофонов»; «Основы бережливого производства в социальной сфере» и другие.

Таким образом, дополнительное образование выступает одним из условий повышения мобильности и компетентности современного студента и механизмом, обеспечивающим консолидацию ресурсов колледжа и организаций-партнёров. Выстраивание работы на основе принципов открытости, вариативности, социального партнёрства, профессионально-этической взаимоответственности, информационной мобильности позволяет обеспечить эффективность данного направления деятельности.

Литература:

  1. Вологжина Е. М., Гостев Г. М. Педагогический образовательный кластер как условие инновационного развития системы подготовки педагогических кадров для социальной сферы Хабаровского края // приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — 2018. –№ 2. — С.15–19. — URL: https://pc.ipc39.ru/attachments/article/461/pril_prof
  2. Вологжина Е. М., Соболь Л. П. Педагогический кластер: новые направления и возможности // Вестник образования Хабаровского края. — 2020. — № 4. — С. 8–13.
  3. Развитие современного образования в условиях трансформационных процессов: сборник тезисов по материалам XXVIII межрегиональной научно-практической конференции, 17–18 мая 2022 года, г. Хабаровск / oтв. peд. Мальцева О. А. — г. Хабаровск, КГБ ПОУ ХПК. — 322 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, программы повышения квалификации, вариативная модель, самореализация обучающихся и педагогов
Задать вопрос