Становление основных категорий отечественной педагогики на протяжении ХХ–XXI веков (на базе отечественных учебных пособий по педагогике) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Демидова, И. А. Становление основных категорий отечественной педагогики на протяжении ХХ–XXI веков (на базе отечественных учебных пособий по педагогике) / И. А. Демидова, О. Н. Такушевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8430/ (дата обращения: 14.05.2024).



В настоящей статье предпринята попытка проследить изменения в содержании таких основных категорий педагогики как «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «развитие» на протяжении XX–XXI веков на базе отечественных учебных пособий по педагогике.

Ключевые слова : воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс.

Язык для науки является своеобразным способом познания мира, и его специфические особенности детерминируются как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания. В настоящей статье мы проследим эволюцию основных категорий отечественной педагогики («воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «развитие») на протяжении ХХ-XXI веков. В качестве материала исследования мы выбрали учебные пособия по педагогике, поскольку последние характеризуются опорой на фундаментальной систему знаний и описывают предмет с точки зрения, характерной для данного исторического этапа. Базой исследования стали пособия С. П. Баранова, Л. Р. Болотиной, Т. В. Воликовой, В. А. Сластенина (1981), С. Я. Батышевой, А. М. Новиковой (2009), Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневич (1999), Н. В. Бордковской, А. А. Реан (2000), В. П. Вахтерова (1913), Б. З. Вульфова, В. Д. Иванова (1997), Н. К. Грунского (1914), М. И. Демкова (1907), К. В. Ельницкого (1914), И. А. Каирова (1943), Г. М. Коджаспировой (2013), П. И. Пидкасистого (2000), А. П. Пинкевича (1924), И. П. Подласого (1996), А. Б. Селихановича (1916), В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова (2000), С. А. Смирнова, И. Б. Котовой, Е. Н. Шиянова (2000), А. П. Тряпицыной (2014), А. В. Хуторского (2019), Н. Е. Щурковой (2023).

С начала XX века можно наблюдать теоретизацию педагогической деятельности: на смену педагогическим руководствам рецептурного характера и нормативным актам приходят учебники и учебные пособия по педагогике, где делаются попытки описать основные теоретические положения педагогической науки, дать определения основным понятиям и явлениям.

В «Лекциях по педагогике» Н. К. Грунский пишет, что при воспитании человека важно «с одинаковым вниманием отнестись к физической и психической природе» [5, c. 24–25]; основной задачей воспитания он считает поддержку и усиление имеющегося стремлениякразвитию, намеренное «усовершенствование человека» [5, c. 31]. К. В. Ельницкий в пособии для учебных заведений «Общая педагогика» описывает человека как соединение душевных и физических сил, которые поддаются влиянию внешнего мира и подлежат воспитанию. То есть выделяются два направления воспитания: физическое — как развитие организма, направленное на «противостояние тем вредным для него влияниям, с которыми приходится встречаться в жизни» [7, c. 7–8]; душевное — как умственное воспитание и воспитание патриотического, религиозного, эстетического чувств, где особое значение имеет развитие чувства эстетического (духовно поднимает человека, делает доступным высшее духовное наслаждение, отклоняет его от низших наслаждений) [7]. В «Курсе педагогики для учительских институтов» М. И. Демкова предлагается следующее определение: «передача поколением старшим поколению подрастающему умственного и нравственного опыта, как настоящего времени, так и веков минувших» [6, с. 4]. Это тот опыт, который позволит избежать заблуждений и ошибок прежних поколений, а также улучшит отношения человека к самому себе, к потребностям своей души и своего тела, к окружающей природе, к окружающим людям [6]. В «Очерке общей педагогике» А. Б. Селихановича воспитание рассматривается как «сознательное, планомерное и последовательное воздействие на человеческое существо для развития всех его физических и духовных сил и способностей» [19, c. 5].

Обучение трактовалось как «ознакомление учащихся с фактами, истолкование непонятного для них с целью создания правильных, ясных понятий, усвоения ими новых фактов, приобретения новых понятий и переработки в стройное логическое целое» [6, c. 144]. Однако в связи с требованиями нового времени возникает необходимость изменения существовавшего подхода. Так, В. П. Вахтеров акцентирует внимание на том, что важно сделать «центром современную жизнь, а не жизнь древних, ввести его [учащегося] в храм современной науки, а не сообщать ему суеверий средних веков, показать ему современную технику, а не технику натурального хозяйства» [3, c. 11]. Этот переходный период характеризовался эклектизмом, отсутствием общей научной концепции и четкой теории образования; необходим был «широкий принцип, объемлющий и связующий все частные цели, методы и материалы» [3, c. 8]. Таким объединяющим принципом могли стать: идеология (зачем жить); религия (во имя чего/кого жить); общий враг (против кого жить).

В самых первых учебниках педагогики советского периода дается следующее определение воспитания : «планомерное длительное воздействие одного человека (или людей) на другого (или на других) с целью развития природных, биологических или социально-полезных свойств другого (других)» [16, c. 8]. И здесь уже ясно прослеживается не искренне желание совершенствовать другого человека, а более прагматичный подход: воспитание полезного члена общества. Со временем понимание воспитания настолько расширяется, что осознается уже как процесс планомерного воздействия на все возрастные и социальные группы, как непременное условие «нормального функционирования развитого социализма и его перерастания в коммунизм» [12, c. 15]. Рассматриваемая категория все также включает в себя процесс передачи опыта, однако, теперь речь идет о «социальном опыте» и «общественно-исторической практике» [12, c. 16]; воспитывается не абстрактно полезный член общества, а личность, подготовленная к выполнению определенных социальных функций: «активному участию в строительстве коммунистического общества и к защите Советского государства, строящего это общество» [10, c. 15]. По Л. С. Выготскому «воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении» [12, c. 35]. Цель воспитания — образец советского человека: энергичный и идейный член общества, преданный своей Родине, уважающий коллектив и любящий трудиться.

Следует также отметить множество направлений воспитания: умственное (вооружение знаниями об основах наук о природе, обществе и мышлении, формирование умений и навыков умственной деятельности), нравственное (осознание требований и норм коммунистической морали, выработка нравственных убеждений и коммунистического мировоззрения, чувства советского патриотизма и интернационализма, формирование умений и навыков жить и трудиться в коллективе), идейно-политическое (формирование основ коммунистического мировоззрения и понимания основ марксистско-ленинского учения), трудовое (воспитание добросовестного выполнения трудовых заданий), эстетическое (развитие способности воспринимать прекрасное, привитие умений и навыков в области доступных видов искусств), физическое (забота о нормальном развитии и здоровье организма), научно-атеистическое (формирование системы взглядов на мир как на единое материальное целое, отрицающее возможность сверхъестественного) [12].

Постепенно формулируется понимание обучения как «процесса усвоения учащимися определенных сторон общественно-исторического опыта человечества, осуществляемого под руководством специально подготовленного лица» [12, c. 21]. Подразумевается, что педагог не просто «передает» знания, но организовывает деятельность обучающихся, где в процессе «активного учебного труда» [10, c. 15] (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, рассуждение и др.) они усваивают определенный объем знаний, умений и навыком и учатся применять их на практике.

Развитие как неотъемлемое свойство всех живых организмов осуществляется через собственную деятельность по освоению действительности, в результате которого образуются новые свойства и качества. В советской педагогике предполагается не простое развертывание заложенных от природы свойств, а постоянное их преобразование [12, c. 29], а также активное воздействие на такие факторы как наследственность, среда (социальная, биогенная, абиогенная), воспитание (вернее, воздействие общества на формирование личности), собственно практическая деятельность человека. Такое содержания понятия связано, во-первых, с более прагматичным подходом к образованию, во-вторых, с общим для страны стремлением в кратчайшие сроки добиться лучших результатов.

В курсе для студентов-педагогов А. П. Пинкевич определяет образование как «планомерное длительное воздействие одного человека на другого с целью создания законченного и определенного мировоззрения образовываемого и вооружение последнего теми знаниями и умениями, которые будут для него необходимы в избираемой им профессии» [16, c. 9]. У И. А. Каирова образование трактуется как овладение системой знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и «создание у них благородных чувств и стремлений приложить знания в своей деятельности на благо коммунистического общества» [10, c. 16]. Опять же обращает на себя внимание ориентация на практическую направленность данной категории: ставится четкая цель образования в целом — это дальнейшая работа по профессии.

Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие обучающего и обучающегося по поводу развития, обучения и воспитания. Комплексный подход и стремление структурировать все сферы жизни человека позволяют говорить о том, что педагогический процесс включает себя буквально все: и «вооружение» обучающихся знаниями, и превращение этих знаний в убеждения, и развитие коммунистического мировоззрения, и стимулирование интересов и способностей в рамках коммунизма, и заботу об охране здоровья учащихся, и обеспечение связи с семьей, и постоянное повышение квалификации педагогов [12].

Отказ от коммунистической идеологии в конце XX века стал причиной переосмысления основных категорий, целей и задач в педагогической науке.

Понятие воспитания усложняется и рассматривается теперь в нескольких смыслах: как воздействие на человека окружающей действительности в целом и передача накопленного опыта; как направленное воздействие общественных институтов по формированию определенных знаний, убеждений и т. д.; специально организованное воздействие воспитателей по формированию у воспитуемого заданных качеств; воспитательная работа по решению конкретной задачи [17]. П. И. Пидкасистый в учебном пособии для вузов описывает воспитание как «целенаправленную содержательную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [13, c. 371]. Похожую интерпретацию находим и в учебнике под редакцией И. П. Подласого: «целенаправленный и организованный процесс формирования личности» [17, c. 22]. В определении Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича воспитание — это «деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» [1, c. 38], а также «процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации» [1, c. 38].

Сопоставление трактовок категории «воспитание» с предшествующим периодом позволяют указать на следующие особенности: (а) преемственность — развитие заложенных природой особенностей каждого человека, внутреннее, свойственное любому человеку стремление к истине, добре и красоте; (б) гуманитарный подход (а не прагматичный) — воспитывается не столько полезный член общества (с точки зрения экономики страны), сколько самодостаточная, самостоятельная и самобытная личность; (в) отход от наставничества, субъектность — постепенно исчезает представление о воспитании как о планомерном воздействии на обучающегося с целью формирования определенных качеств; теперь формируются и создаются условия для обучающегося, где тот развивается как личность и «восходит к культуре».

Изменилось и представление о направлениях воспитания: гражданское (уважение к государственной власти, любовь к Родине, патриотические чувства, культура межнационального общения); трудовое (потребность в трудовой деятельности и уважение к труду человека); экономическое (понимание экономических закономерностей и воспитание необходимых в производственно-экономической деятельности качеств личности); художественное (чувство прекрасного, культура чтения, художественный вкус, творчество, музыка); физическое (тренировки, закаливание, работа над силой воли и характером); умственное (интеллектуальные способности, стремление к познанию окружающего мира и себя); нравственное (развитие нравственных качеств личности); экологическое (бережное отношение к природе, ресурсам, флоре и фауне); правовое (знание своих прав и обязанностей) [2; 14]. Показателем успешной воспитательной деятельности признается самовоспитание как сознательная деятельность человека по поводу саморазвития [14].

Обучение понимается как «процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» [13, c. 132]. Роль обучающегося меняется, он становится активным участником — субъектом — процесса обучения; акцент делается не столько на передачу знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, что в свою очередь требует создания комфортной атмосферы и взаимодействия. Запоминанию фактов противопоставляется концепция развивающего обучения: развитие восприятия, развитие рационального запоминания, развитие мышления и формирование понятий, обучение умениям и навыкам таким образом, процесс обучения ориентируется на психическое и личностное развитие [15].

Развитие определяют как «освоение внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого потенциала возможностей» [14, c. 8]. В педагогической деятельности непосредственное внимание уделяется совместной деятельности обучающихся и обучающего: в процессе общения и сотрудничества обучающиеся «осваивают знаковые и символические структуры (высказывания) и средства; в результате формируются его сознание и личность» [13, c. 87].

В учебных пособиях наблюдается тенденция придерживаться определений основных категорий, приведенных в законе Российской Федерации «Об образовании». Так, образование рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [8]. В самом общем определении «образование — это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком знаний, навыков, умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов» [13, c. 208–209]. Для образования прошлых лет было важно «вооружить теми знаниями и умениями, которые будут необходимы в избираемой профессии»; в постсоветском обществе образование — это «целенаправленный триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие» [13, c. 209]. Содержание образования теперь не ограничивается необходимой для усвоения системой знаний, умений и навыков, а расширяется до специально организованного социального опыта познавательной, репродуктивной и творческой деятельности и опыту эмоционально-ценностных отношений [13].

Стержневым понятиемпедагогической науки становится педагогический процесс (в начале века им было воспитание): он соединяет в себе процессы формирования, развития, воспитания и обучения, а также условия, формы и методы их протекания, то есть комплексное использование различных средств по формированию человека [4]. В учебных пособиях педагогический процесс рассматривается как «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» [15, c. 7]. Сущность педагогического процесса, описываемая в учебниках по педагогике, напоминает популярную в начале века теорию естественного воспитания: «ребенок должен жить, а не воспитываться, ребенок должен проживать счастье жизни, а не готовиться к счастью жизни; чтобы быть счастливым, ребенок должен не чувствовать педагогического руководства, оценивать каждый миг жизни как момент собственного бытия, но не как элемент запланированного развития» [13, c. 77].

В настоящее время в учебных пособиях по педагогике сохраняется тенденция в качестве базового приводить определение педагогических категорий из ФЗ РФ «Об образовании» последней редакции, а также приводятся авторские интерпретации, подчеркивающие их сложность и многозначность.

В ФЗ «Об образовании» предлагается комплексное определение воспитания, где описывается не только сам процесс, но и конечный результат (цель воспитания): «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [20]. В данном определении мы видим преемственность наметившегося в конце XX века направления изменений: гуманистичность и субъектность. Воспитание, осуществляемое в образовательных учреждениях, связывается с «поддержкой развития духовно-нравственного мира личности» [11, c. 124], «введением ребенка в контекст современной культуры» [22, c. 18], «стимулированием его саморазвития и самостоятельности» [9, c. 32] и др. — то есть речь идет о создании благоприятных педагогических условий, в которых личность обучающегося будет раскрываться и развиваться.

В ФЗ «Об образовании» определение обучения теперь включает в себя уже ставшие привычными понятия компетенции и образования в течение всей жизни: «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [20]. Кроме того, в некоторых трактовках понятия знания, умения и навыки и вовсе перестают быть основой обучения, уступая место «личностному развитию, освоению социальных норм и культурных ценностей, подготовке к самореализации в обществе и мире» [21, c. 125].

По ФЗ РФ образование — это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [20]. На наш взгляд, довольно емкое определение предлагает и А. В. Хуторской: «процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному проявлению в человеке различных аспектов его содержания» [21, c. 38]. Таким образом, образование становится достоянием личности обучающегося и средством ее самореализации. Следует также отметить, что в современном мире образование становится непрерывным: вместо «образования на всю жизнь» теперь «образование через всю жизнь». Если раньше постоянное обучение и самообучение было свойственно лишь ряду профессий, то сейчас это необходимое требование почти для всех сфер деятельности.

Современный педагогический процесс , как «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленный на сознательное и прочное усвоение последними системы знаний, навыков и умений» [18, c. 108], «процесс содействия образованию и развитию человека, осуществляемый путем адаптации культурного опыта человечества в культурный опыт ученика» [11, c. 61] и «организованное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на сопровождение их образования» [21, c. 146] стремится к тому, чтобы выпускник образовательного учреждения научился сам организовывать свое обучение, овладел методами и средствами самообразования и самовоспитания.

Для отечественной педагогики в имперский период характерным можно назвать использование естественного языка как основного, а также терминов психологии и философии. В период советской власти учебные пособия по психологии и педагогике переписывались в духе коммунизма: на уровне лексики можно было наблюдать переход от образных выражений и оборотов, почерпнутых в литературе по психологии, к терминологии марксистко-ленинских трактатов; язык становится менее эмоциональным и более прагматичным. На понятийном уровне произошло переосмысление основных категорий: целью стало не образование абстрактно «полезных» индивидов, а формирование членов социалистического общества, содержание воспитания расширилось до процесса планомерного воздействия на все возрастные и социальные группы. В конце ХХ — начале XXI века результатом образования и воспитания считается самодостаточная и развитая личность, из языка педагогики уходит идеологически окрашенная лексика, язык изложение материала перестает иметь предписывающий, тезисный характер; прослеживается тенденция к расширению понятий и словарного состава языка педагогики: образовательный процесс более не ограничивается рамками образовательных учреждений, заимствуются и вводятся термины из зарубежной педагогики, чему способствуют открытая внешняя политика, доступ к зарубежным исследованиям и интердисциплинарность педагогической науки в целом.

Литература:

  1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 c.
  2. Бордковская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 304 с.
  3. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики / Том 1. — Москва: Т-во И. Д. Сытина, 1913. — 583 с.
  4. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — Москва: Изд-во УРАО, 1997.
  5. Грунский Н. К. Лекции по педагогике / 2-е издание с приложением. — Юрьев: Типография К. Матиссена, 1914. — 266 с.
  6. Демков М. И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий / Сост. Демков М. И., дир. Моск.учит.ин-та…Ч. 1: Основы педагогики, дидактики и методики. — Москва, 1907. — 315 с.
  7. Ельницкий К. В. Общая педагогика. Пособие для учебных заведений, в которых преподается педагогика, и для занимающихся воспитанием и обучением детей. 17-е издание. — Санкт-Петербург: Издание М. М. Гутзаца, 1914. — 191 с.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266–1 (последняя редакция) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/
  9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. — Москва: КНОРУС, 2013.— 740 с.
  10. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова. — Москва, 1943. — 464 с.
  11. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. П. Тряпицыной. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 304 с.
  12. Педагогика: Учебное пособие для педучилищ / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. — Москва: Просвещение, 1981. — 367 с.
  13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  14. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — Москва: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.
  16. Пинкевич А. П. Педагогика. / Проф. А. П. Пинкевич. — Теория воспитания: Курс, читанный студентам… в 1920–1923 гг. — Москва: «Работник Просвещения», 1924. — 273 с.
  17. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — Москва: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  18. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. — Москва: Изд-во ЭГВЕС, 2009. — 456 с.
  19. Селиханович А. Б. Очерк общей педагогики / 3-е издание. — Киев: «Петр Барский в Киеве», 1916. — 161 с.
  20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (последняя редакция) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  21. Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 608 с.
  22. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 319 с.
Задать вопрос