Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Черкашина, О. В. Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям / О. В. Черкашина, Л. О. Кобзева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8380/ (дата обращения: 14.05.2024).



Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национально-культурные ценности народа, знающей и говорящей на родном языке, осознающей свою национальную идентичность.

Ключевые слова: национально-патриотическое воспитание, экспериментальная модель, дети дошкольного возраста, методы, педагогические условия, этапы.

Семейное воспитание — это неотъемлемая часть национальной системы образования, обусловленная формой социализации детей в микросреде взаимодействия нескольких поколений, направленной на полноценное гармоничное развитие личности.

Бесценный опыт изучения этнопедагогики и традиционного семейного воспитания оставил известный педагог М. Стельмахович. Ученый пропагандировал возрождение и развитие аутентичной педагогики на основе национальной педагогической культуры родного народа.

Под семейными духовно-нравственными ценностями ученые понимают мировоззренческие представления и установки, основанные на гражданской ответственности и самосознании, высоком уровне духовной культуры человека, понимании института семьи как духовно-нравственной ценности, с помощью которой формируется высшая ценность добра — совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.

При решении поставленных задач могут использоваться основные научно-педагогические подходы:

При личностно ориентированном подходе к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей, базовой становится продуктивная, творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, рассматривается вспомогательной по отношению к базовой деятельности.

В приоритете личностно-социального подхода являются идеи и традиции отечественной педагогики, рассматриваются через призму современных научных теорий, воспитание трактуется как целостный процесс, который объединяет социализацию личности и развитие ее индивидуальности в гуманном организованном сообществе.

Личностно-деятельностный подход в корне меняет представление о приоритетных задачах образования. Задача заключается не только в приобретении знаний, способов деятельности, норм и ценностей, в развитии определенных личностных свойств, но и в раскрытии сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала, ее способности свободно ориентироваться в сложных социальных обстоятельствах, осуществлять творческие процессы.

Суть культурологического подхода обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации, она заключается в воспитании у человека культуры и нравственности, направленном на сохранение и воспроизводство мировых и отечественных культурных ценностей, в частности семейных духовно-нравственных.

Фамилогический подход в формировании системы традиционных семейных духовно-нравственных ценностей учащихся определяет их отношение к семье, семейному воспитанию, способствует взаимодействию педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе, изучению опыта народа по строительству прочной, счастливой, здоровой семьи.

Чем раньше начнется воспитание национально-патриотической личности будущего гражданина России, тем эффективнее будет формировать его как личность, демонстрирующую высокий уровень сформированности национального самосознания и патриотических чувств, активно участвуя в общественно-политической жизни страны.

В связи с этим предметом исследования явилась экспериментальная методика и педагогические условия национально-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественно-речевой деятельности.

Концептуальные основы различных аспектов национально-патриотического воспитания подрастающего поколения освещены в работах классиков: Г. Вашенко, М. Грушевский, М. Драгоманов, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др.

Педагогический аспект воспитания семейных духовно-нравственных ценностей учащихся разного возраста раскрывается в работах: Ю. Азарова, Ш. Амонашвили, А. Бойко, Р. Капралова, А. Сухомлинской, С. Шацкого и других отечественных и зарубежных ученых.

Теоретические аспекты национально-патриотического воспитания старших дошкольников базировались на концептуальных идеях научных исследований ученых, в которых освещаются:

— психологические особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста: Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Мухина, А. Петровский и др.

— психолого-педагогические взгляды на создание национально-культурной среды И. Бех, Е. Бондаревская, И. Видт, В. Кудрявцев и др.

— развитие творческих способностей ребенка: Л. Выготский, В. Давыдов, Б. Теплов, П. Якобсон и другие.

Экспериментальная модель национально-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной речевой деятельности содержит три этапа: информационно-смысловой, активно-творческий, оценочно-рефлексивный.

Результатом воспитания экспериментальной модели национально-патриотического старшего дошкольника, понимается сформированная в процессе национально-патриотического воспитания способность сознательно воспроизводить собственное поведение на основе иноязычных патриотических ценностей, правильно и адекватно понимать и использовать слова, обозначающие национально-патриотические ценности.

Необходимо проведение таких форм работы, как консультации, тренинги, квесты, где будут получены знания по организации эксперимента, но и погружение в историческое и культурное наследие народа.

Ведущей формой работы на информационно-содержательном этапе выступают занятия по художественной литературе и развитию речи. На данном этапе реализуется такое педагогическое условие, как стимулирование речевой активности старших дошкольников средствами художественного слова патриотического содержания.

На деятельностно-творческом этапе углубляются знания старших дошкольников по истории, символике, обычаям, легендам родного края, развивается умение выражать свои чувства, контролировать свои эмоции, адекватно использовать в речи слова национально-патриотического содержания, формировали патриотические чувства. Ведущей формой работы на этом этапе выступают интегрированные занятия и занятия по различным видам художественной и речевой деятельности (рисование, музыка, художественная литература).

Среди методов и приемов следует использовать: творческие игры, презентации путешествий, устный комментарий к собственным рисункам, игры-инсценировки, дидактические игры, создание пластилинового мультфильма на основе содержания произведений патриотического направления; использовались такие технологии, как STREAM, ИКТ и ART.

Отметим, что инновационные технологии выступают эффективной формой работы с национально-патриотическим воспитанием. Так, с помощью ИКТ дети вместе с учителем имеют возможность создавать коллажи, комиксы, новые сказки, виртуально путешествовали по разным городам, музеям.

Использование потоковой технологии повлияют на развитие критического мышления у старших дошкольников, умение наблюдать, а также сформирует диалогический характер общения в различных видах художественной и речевой деятельности.

Особое место в работе с фольклорным материалом отводится пословицам и поговоркам, поскольку, по нашему глубокому убеждению, эти малые жанры фольклора влияют на формирование национально-языкового самосознания у детей старшего дошкольного возраста, являются основой национально-патриотического воспитания.

Например, разработка методических карточек для педагогов в соответствии с темой: «Моя Родина» пословицы: «Ты не можешь найти свою родину за границей», «Человек без родины подобен соловью, без песни», поговорки «Каждый любит свою страну», «Каждая птица знает свое гнездо, Лошадь бежит быстрее, если это путь домой», «Родная земля подобна сундуку с золотом».

Второй этап реализует такое педагогическое условие, как «интеграция различных видов художественно-речевой деятельности в воспитании национально-патриотической личности старшего дошкольника».

На оценочно-рефлексивном этапе экспериментальной модели необходимо реализовать реальные жизненные ситуации, в которых ребенок проявляет активное участие, уважение к символам и обычаям своей Родины и демонстрирует способность придерживаться патриотических норм.

На этом этапе должны быть реализованы следующие методы и приемы: моделирование проблемных ситуаций (ситуации выбора, ситуации оценки, ситуации контроля, конкурс на лучшего эксперта народных песен, ток-шоу).

Ведущими формами работы на третьем этапе выступают занятия художественной литературой и интегрированные занятия. На этом этапе реализуется такое педагогическое условие, как погружение старшего дошкольника в различные виды художественно-речевой деятельности оценочно-контрольной направленности.

Таким образом, детальное изучение опыта воспитания семейных духовно-нравственных ценностей и применения его в наше время с учетом современного уровня развития человечества и модернизации общества может решить ряд сложных проблем, с которыми сталкивается большинство педагогов и родителей в процессе воспитания будущего поколения. Отметим, что на всех этапах экспериментальной модели было реализовано такое педагогическое условие, как взаимодействие воспитателя с родителями учащихся национально-патриотического воспитания.

Литература:

  1. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д. Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.
  2. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. — 2019. — № 3–3 (43). — С. 13–14.
  3. Батаговская Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н. Н. Батаговская, Г. В. Беляева, Н. Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.(Белгород, 28 октября 2019 г.) — Белгород, 2019. — С. 109–112.
  4. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М. С. Голубь // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 5 (35). — С. 110–117.

Ключевые слова

педагогические условия, методы, этапы, дети дошкольного возраста, экспериментальная модель, национально-патриотическое воспитание
Задать вопрос