Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петухова, М. А. Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования / М. А. Петухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8362/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье рассмотрена модель взаимодействия среднего профессионального образования и работодателя.

Ключевые слова: квалифицированные кадры, рынок труда, эффективная деятельность.

В современном мире на рынке труда преобладает спрос на квалифицированные кадры, и скоро мы придем к тому, что качество жизни будет определяться качеством профессионального образования, а обучение ради диплома перестанет быть нормой, однако работодатель может приобрести «кота в мешке» вместо ценного и перспективного работника. Как известно ошибка с кадрами стоит очень дорого. А с другой стороны, нередко и надежды выпускника оказываются всего лишь надеждами. Для многих выпускников школ сегодня выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это поиск пути развития в дальнейшем, пути развития карьеры, по сути — выбор судьбы!

Взрослые понимают, что выбор профессии — одно из самых важных, ответственных и в то же время одно из самых сложных решений в жизни человека.

Решение этой проблемы — в повышении качества подготовки кадров за счет глубокого анализа требований всех субъектов, заинтересованных в их конкурентоспособности, создания системы оценки конкурентоспособности кадров. Необходима диагностическая методика, позволяющая образовательному учреждению оценить качество образования выпускника на всех этапах обучения, а также определить квалификационный уровень молодого специалиста, пришедшего на предприятие.

Основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности своей деятельности [2, с. 97]. При этом под эффективностью можно понимать повышение качества образовательных услуг. С точки зрения работодателя, выпускники должны обладать:

достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками;

развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности и т. д.);

высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.

Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей — недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний.

Многие учебные заведения ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов.

С точки зрения обучающей стороны качество подготовки выпускников мы рассматриваем исходя из соответствия общим, профессиональным компетенциям и высокой конкурентоспособности.

Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж» и работодателей выделяются:

— практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;

— определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экспертиза основных образовательных программ, разработка и рецензирование учебно-методического комплекса;

— участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;

— стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;

— участие работодателей в научно-практических конференциях, семинарах, днях открытых дверей и т. д.;

— трудоустройство выпускников (за последние 3 года устроено 225 наших выпускников);

— участие работодателей в организации воспитательного процесса;

— встречи с ветеранами труда;

— круглые столы с выпускниками колледжа;

— экскурсии на производство.

В то же время те работодатели, которые сотрудничают с СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж», выдвигают дополнительные требования к студентам:

Во-первых, студент должен быть знаком с таким видом деятельности, как предпринимательство. Поэтому, по запросу работодателя в 2018 году мы внесли в учебный план общепрофессиональную дисциплину «Основы предпринимательской деятельности». Основная цель освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» — изучение нормативных документов, законов и подзаконных актов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, основ бизнеса, делового общения, этикета и этики предпринимательства, умения и приемов работы с персоналом, развитие умений и навыков, необходимых для организации и ведения производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка.

В результате освоения дисциплины обучающиеся колледжа умеют:

— проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;

— выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

— заполнять формы бухгалтерской отчётности;

— применять различные методы исследования рынка;

— принимать управленческие решения;

— собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

— делать экономические расчёты;

— осуществлять планирование производственной деятельности;

— разрабатывать бизнес-план;

— проводить презентации.

В результате освоения дисциплины обучающиеся знают:

— алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;

— нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

— потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

— технологию разработки бизнес-плана;

— теоретические и методологические основы организации собственного дела.

Во-вторых, должен быть готов к исполнению разных видов работ (от уборки помещений до ведения документации). В том числе и к работам, которые не являются требованиями ФГОС [3, с.35–37]. Учёт выдвигаемых требований предполагает соблюдение тонкой грани между выполнением требованиями ФГОС и подготовкой специалиста для определённой сферы деятельности.

В-третьих, приоритетным направлением сотрудничества колледжа и предприятия должно быть повышение практической ориентации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, и, как следствие, конкурентоспособности выпускников колледжа, развитие целевой профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

В результате видно, что система подготовки кадров должна реализоваться на основе тесного взаимодействия рынка труда (работодателей) и учреждений среднего профессионального образования, на основе гибкости и интенсивности учебных планов и учебно-методического комплекса, которые должны быть чувствительны к социально-экономическим переменам, быстро реагировать на потребность предприятий в подготовке специалистов разных уровней квалификации. Выгоды такого взаимодействия, несмотря на существующие риски, очевидны как для государства и общества в целом, для работодателей и учреждений среднего профессионального образования. Именно такой подход к профессиональному образованию даст нам шанс для создания высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.

Литература:

  1. Вукович Г. Г. Рынок труда: Учебное пособие. — М: «Феникс», 2013г.
  2. Кязимов К. Г. Взаимодействие образовательных организаций с работодателями по подготовке квалифицированных кадров: монография — Директ-Медиа, 2017 г.
  3. Харитонов М. М. Множественность лиц на стороне работодателя: Научно-практическое пособие — М: «Юстицинформ», 2011 г.
  4. Шапиро С. А., Шилаев А. В. Факторы повышения эффективности труда персонала — М: АИСТО, 2018 г.
  5. Попова Е. М. Смешанное обучение: возможности формирования профессиональной компетентности выпускника. URL: http://docs.sibupk.su/ (дата обращения: 28.02.2023).

Ключевые слова

рынок труда, эффективная деятельность, квалифицированные кадры
Задать вопрос