Подготовка современного студента к профессиональной деятельности на уроках информатики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Звягинцева, Н. В. Подготовка современного студента к профессиональной деятельности на уроках информатики / Н. В. Звягинцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8357/ (дата обращения: 14.05.2024).



Новые экономические и социальные условия потребовали принципиально другого работника — гибкого, готового учиться, легко меняющего сферу деятельности. Основные требования работодателя обусловлены именно необходимостью быстрой подстройки работника под изменения внешних условий.

На основании Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2023 года) под качеством образовании понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Законодатель выделяет две составляющие оценки качества образования: оценка образовательной деятельности и оценка качества подготовки обучающихся.

В свою очередь главное, что отличает выпускников друг от друга — это их конкурентоспособность, то есть востребованность на рынке труда при постоянно меняющихся условиях. Низкая конкурентоспособность обусловлена несоответствием результатов образования и требований работодателей. Основными причинами низкой конкурентоспособности выпускников являются: несоответствие производственных технологий и учебной базы, расхождение в требованиях к качеству подготовки выпускников у образовательных учреждений и работодателей.

В настоящее время 60 процентов выпускников 9-х классов в прошлом году предпочли продолжить обучение в колледжах и техникумах. По прогнозам экспертов, в условиях санкций эта цифра будет только расти. Школьники стремятся, как можно раньше получить профессию, чтобы иметь возможность заработать на жизнь, но после окончания учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) многие выпускники сталкиваются с проблемами при поиске работы по специальности.

Работодатели жалуются на то, что подготовка учащихся не соответствует требованиям современного рынка. Значительные суммы из бюджета, направленные на сферу СПО, оказываются потраченными впустую.

Главная задача современного колледжа — это раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни и работе в высокотехнологическом, конкурентном мире. Обучение должно способствовать личному и профессиональному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать поставленные цели, умели реагировать на разные жизненные ситуации, становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Сегодня постараюсь показать на личном опыте, как я стараюсь подготовить студентов в условиях требований современного работодателя на уроках информатики.

Главное испытание этого учебного года — переход от операционной системы Windows к российской ОС Astra Linux. Еще в конце декабря 2010 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение о переходе государственных бюджетных организаций, а также органов федеральной исполнительной власти на свободное программное обеспечение (СПО). Во многих регионах России идет уже давно эксперимент по внедрению СПО, подготовлен пакет рекомендованного учебным заведениям программного обеспечения, включающего версии операционной системы Linux, а также сопутствующего программного обеспечения.

Заменить Windows полностью и в один момент совершенно нереально. Т. к. 99 % прикладного софта и различного оборудования, включая компьютеры, лабораторное и демонстрационное оборудование, работает под Windows.

Очевидно, что переход системы образования на новую операционную систему — мера скорее вынужденная, чем необходимая: частное программное обеспечение требует немалых финансовых затрат. Создаваемые годами программные и методические наработки для Windows окажутся маловостребованными.

Это был достаточно сложный этап как для преподавателей, так и для студентов. Десятилетиями урок информатики проводился в рамках операционной систем Windows, пакета Microsoft Office, разработаны учебно-методические материалы, практические работы, и в один момент стало необходимостью кардинально менять весь теоретический и практический материал, стояла задача — как адаптировать материал, чтобы студентам было комфортно входить в область новых знаний.

Надо сказать, что данный переход был встречен как педагогами, так и студентами достаточно неоднозначно.

С одной стороны, без больших материальных вложений в компьютерных классах стала работать без сбоев техника. Быстрый и качественный интернет. Защищенность компьютеров от вредоносных программ. Не стало доступа пользователей к основным настройкам компьютерной техники, что позволяло работать без сбоев. Операционная система Linux является бесплатной альтернативой операционной системы Windows.

Однако столкнулись со следующими сложностями. Сегодняшний студент приходит в колледж в большей степени подготовленным пользователем Windows, домашние компьютеры на той же системе. Он неплохо работает в офисных программах Microsoft Office, в текстовом и табличном редакторе, строит презентации. Microsoft Office — уже обычный, понятный материал, оставалось расширять знания, вносить коррективы. С одной стороны, эти знания значительно облегчают его дальнейшее обучение по предмету информатики. И это до сегодняшнего времени.

Возможно, это и хорошо, что во время этого учебного года произошли такие кардинальные изменения. Время показало, что из зоны комфорта выходить трудно, пугает непонятное, где-то переоценены возможности. А ведь надо понимать, что современный работодатель хочет видеть потенциальных работников, шагающих в ногу со временем, умеющих быстро перестраиваться, молниеносно реагировать на события и потребности современного мира.

На протяжении 5 месяцев вместе с ребятами прошли период адаптации, нам уже комфортнее работать в этой области. Прежде была поставлена основная цель — овладеть Линуксом и его программным пакетом, чтобы быть в тренде современного мира. Этот переход позволит выйти на порядок выше тех, кто с этим еще не успел столкнуться.

Обновленному обществу просто необходимы специалисты, которые умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы; обладать критическим и творческим мышлением; владеть богатым словарным запасом и разбираться в новых технологиях.

Помимо выполнения практических заданий, мы постоянно расширяли свои знания через подготовку докладов и презентаций студентов, в рамках группы проводились «Круглые столы», на которых рассматривали такие темы: «Linux — что это за операционная система», «Основные отличия между Windows и Linux», «В чем разница между Microsoft Office и OpenOffice».

Для меня важно было, чтобы студенты не только научились технически выполнять практические задания, но и владели знаниями о данной операционной системе, в которой работают. Каждый раз я настаивала на том, что новое, неизведанное — это не только трудно, это очень интересно и полезно, обязательно сыграет отличную роль в дальнейшей профессиональной деятельности. То, что сегодня трудно, завтра — понятно и комфортно. Надо сказать, что к этим вопросам мы возвращались постоянно на протяжении этого учебного периода и то, чего мы достигали, через определенные этапы становилось более весомыми, зрелыми. Постоянно мне было интересно мнение студентов, что нравилось в Линуксе, что не получалось и прочее. Многие студенты не скрывали своего негативного мнения. В этом случае я старалась их самих ставить на место работодателя, который требует от своих сотрудников четкое выполнения их задач, и хочет видеть конкретный результат решения, а не негативные эмоции и показ их несостоятельности, неумения пересилить свои амбиции. Этот процесс достаточно длинный, и мы понимали со студентами, что сама жизнь всегда вносит свои коррективы. Мы условились с ребятами, что сложившаяся ситуация — это репетиция перед взрослой жизнью, где есть работодатель со своими требованиями к своему сотруднику.

Современный выпускник должен уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении своей профессиональной карьеры — иметь возможность найти свое место в нашем мире.

Уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии. Вот через новые задачи мы вместе и проходили со студентами сообща.

Современный выпускник должен четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в профессиональной деятельности и быть способным генерировать новые идеи и творчески мыслить. Каждый раз мы обговаривали практическую направленность приобретенных знаний, выгодную позицию перед теми, кто не столкнулся еще с линуксоподобными операционными системами.

Современный профессионал должен уметь грамотно работать с информацией. От своих студентов требую критически относиться к любой готовой информации в интернете, быть требовательным и избирательным, использовать проверенные источники.

Следует отметить, что далеко не все получалось, были и неудачи, некоторые практические задания переделывались многократно. Надо отметить, что в Интернете мало качественного материала по данному направлению, нет единого профессионального слэнга. Самый серьезный негативный аспект перехода на СПО — это отсутствие методической и программной поддержки процесса обучения.

Современный выпускник обязательно должен быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща. Поэтому нередко на моих занятиях используется групповая работа, проверка заданий друг друга, разработка нового материала отдельными студентами и подача его своим сокурсникам на уроке, проверка выполненных заданий, выставление оценок. Это позволяло разнообразить формы работы на уроке, ребятам интересно, когда однокурсники преподают новый материал, отмечают, что «новоиспеченным преподавателям» не хватает педагогических знаний и методов обучения, да и сами ребята часто признаются, что это достаточно сложно. Возможно, кто-то из ребят по-другому посмотрит на труд преподавателя, будут более внимательными, дисциплинированными.

Любому работодателю нужен специалист, который готов самостоятельно трудиться над развитием собственного профессионализма, интеллекта и культурного уровня. Нередко при выполнении заданий требую поиска рациональных решений, нестандартности мышления, поощряю креативность. Быть креативным сегодня очень важно, т. к. это один из аспектов конкурентоспособности современного человека.

Анализ требований работодателей к выпускникам с целью оценки качества подготовки показал, что на первом месте расположилась необходимость осуществлять практическую подготовку, то есть способствовать овладению профессиональными компетенциями.

На втором месте стоит профессиональная подготовка, предполагающая умение специалиста осознанно планировать и осуществлять профессиональную деятельность, ставить и достигать поставленные цели, готовность брать на себя ответственность.

Значимость теоретической подготовки оценивается респондентами ниже практической и профессиональной.

По всем критериям оценки качества подготовки выпускников наблюдается средний уровень удовлетворенности работодателей, но при этом выше всего оценивается теоретическая подготовка, а ниже всего — подготовка профессиональная.

Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного производства, люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их на деле.

Современный студент отличается от того, который был еще десять лет назад. Он мобильнее, активнее и талантливее. У него есть много гаджетов, которыми он активно пользуется. С одной стороны, это облегчает ему обучение, с другой — сокращает продолжительность его самостоятельной работы. У него есть потребность в знаниях, но есть и амбиции, которых, к сожалению, немного больше самих знаний.

В заключение хочу сказать, что наша цель — подготовить студента к профессиональной деятельности, который не будет останавливаться на достигнутом, будет и дальше заниматься самообразованием, самоконтролем и развивать свои профессиональные и личностные качества. А работодатель получит потенциальных работников, шагающих в ногу со временем, умеющих быстро перестраиваться, молниеносно реагировать на события и потребности современного мира.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р Москва План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011–2015 годы
  3. Переход с Windows на Linux в российских школах https://www.cnews.ru/news/top/2022–09–14_rossijskie_razrabotchiki
  4. Перспективы развития российских ОС https://www.cnews.ru/articles/2023–03–24_perspektivy_razvitiya_rossijskih
  5. Характеристики операционной системы Linux. Операционная система Linux: кому подходит и для чего нужна. https://gb.ru/blog/linux/#5
  6. Требования работодателей к выпускнику СПО и ВУЗА https://murman-zan.ru/News/Detail/c5eb33b9-cc7a-470a-a5fe 550961d8250c
  7. Современные требования производства к выпускнику СПО -Ккруглый стол» https://npgt.ru/ct-menu-item-25/novosti-2021-goda/1784-sovremennye-trebovaniya-proizvodstva-k-vypuskniku-spo-kruglyj-stol
  8. Современный подросток в современном мире. Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях http://lic82nn.ru/parents/stati/osobennosti-vzaimodeystviya-s-podrostkami-v-sovremennykh-sotsiokulturnykh-usloviyakh/
Задать вопрос