Конспект логопедического интегрированного занятия «Осень» из серии занятий «Моё любимое время года» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сипкина, Н. А. Конспект логопедического интегрированного занятия «Осень» из серии занятий «Моё любимое время года» / Н. А. Сипкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8324/ (дата обращения: 14.05.2024).



Общая характеристика занятия

Формы: фронтальные, индивидуальные.

Методы: словесные, наглядные, наглядно-практические, практические, методы формирования мотивации интереса к учению.

Цель занятия — развитие речемыслительных способностей и межполушарных связей, тонкой моторики пальцев рук у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

коррекционно-образовательные : создавать условия для активизации и расширения объёма словаря по теме «Осень» параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; развивать связную речь; систематизировать знания детей об осени, осенних признаках и явлениях.

коррекционно-развивающие : активизировать психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение и др.), расширять кругозор детей, развивать общую и тонкую моторику, положительную мотивацию к учению, психологическую базу речи, навыки речевой коммуникации.

коррекционно-воспитательные : создавать условия для воспитания у детей наблюдательности, интереса к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к природе; формировать навыки сотрудничества и способности к рефлексивному контролю своей деятельности.

Планируемые результаты занятия. Дети получат возможность научиться:

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи суждений об осени. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Организация пространственных ресурсов

Оборудование : Бабушка-загадушка, изображения птиц с конвертами с заданиями, жёлтые лошадки — месяцы осени, маски животных для физминутки, мяч, плакат «Круглый год», листы в клетку, таблица «Перелётные птицы», Паровозик, презентация «Насекомые», Шкала красоты и правильности, тетради детей, рисунки к «Волшебным обводилкам», ПК.

Оформление кабинета: по кабинету развешаны изображения перелётных птиц с заданиями с порядковым номером, плакат «Круглый год», цветовая таблица «Времена года», 3 лошадки жёлтого цвета, таблица «Перелётные птицы».

  1. Организация начала занятия 5 минут

Формируемые процессы и умения. Улучшение памяти, повышение устойчивости внимания, активизация работы головного мозга.

1. Мобилизующее начало занятия

1) — Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

2) Комплекс упражнений на основе синхронных и асинхронных движений кистей рук и пальцев. (Т. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Пальчиковый фитнес» с. 10–18.)

2. Сообщение темы и целей занятия. Активизация знаний по теме

Формируемые процессы и умения. Развитие внимания, воображения, наблюдательности, памяти, логического мышления; актуализация знаний по теме «Осень».

Бабушка-Загадушка принесла загадки: — Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Что это? (Осень)

— Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью? Как вы догадались, что наступила осень? Что изменилось в природе по сравнению с летом? Почему осень называют сначала золотой, а потом хмурой? Объясните, почему так говорят: «Осень — перемен восемь». Дети отгадывают загадки об осенних месяцах. Назовите осенние месяцы? Работа с плакатом «Круглый год». Дети подводятся к формулированию темы и целей занятия. — Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим об осени, её признаках и явлениях, выполняя интересные задания. Чему вы рады осенью?

II . Основная часть 30 минут

  1. Птица № 1 — жаворонок

Формируемые процессы и умения Расширение кругозора, знаний об окружающем мире и актуализация словаря обобщающих понятий и родовидовых соотношений по теме «Перелётные птицы».

Обсуждение особенностей поведения птиц осенью. — Когда, куда и почему улетают птицы? Как называют таких птиц? Чем отличаются перелётные птицы от зимующих птиц? Каких вы знаете перелётных птиц? (В ходе выполнения задания происходит работа с таблицей «Перелётные птицы») Посмотрите вокруг. У нас в гостях перелётные птицы. Они планируют улететь в тёплые края. Но для того, чтобы они смогли это сделать, мы должны выполнить задания. (Перед выполнением каждого задания дети находят очередную птицу и приносят её задание учителю-логопеду.) После выполнения задания на доску вывешивается буква М .

  1. Птица № 2 — пустельга

Формируемые процессы и умения Развитие внимания, памяти, мышления, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Выбери правильное предложение, объясни свой выбор и повтори его:

— Листья желтеют и опадают, потому что пришла осень. Пришла осень, потому что листья желтеют и опадают.

— Люди ссыпали мешки в картофель. Люди ссыпали картофель в мешки.

— Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что наступили осенние холода. Осенние холода наступили, потому что перелётные птицы улетели в тёплые края.

После выполнения задания на доску вывешивается буква О .

  1. Птица № 3 — камышевка

Формируемые процессы и умения. Развитие внимания, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля, развитие графо-моторных навыков, координации движений, синхронизации работы глаз и рук, межполушарных связей, расширение поля зрительного

Волшебные обводилки. Каждый ребёнок получает рисунок, который он должен обвести двумя руками одновременно с использованием карандашей. Рисунки связаны с темой «Осень». Образцы укреплены на поверхности. Учитель-логопед контролирует точность выполнения. (Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. «Волшебные обводилки» рис.12, 17, 15, 25) После выполнения задания на доску вывешивается буква Л .

  1. Птица № 4 — ласточка

Формируемые процессы и умения Развитие памяти, наблюдательности, общей моторики, артистичности, умения передавать повадки животных.

Физ. минутка:Заяц, Медведь, Лиса в стихотворной форме с использованием масок. По окончании дети отвечают на вопросы: — Что происходит осенью с этими животными? Что происходит осенью с другими животными? После выполнения задания на доску вывешивается буква О .

  1. Птица № 5 — вальдшнеп

Формируемые процессы и умения. Активизация мышления, развитие языкового анализа и синтеза. Развитие умения оценивать свою работу адекватно.

Восстановите порядок слов и произнесите предложение правильно. Запишите в тетради получившиеся предложения. Оцените свою работу в тетради.

шуршат, под, листья, ногами, жёлтые. на, белка, корм, готовит, зиму.

дети, в, складывают, грибы, корзину.

После выполнения задания на доску вывешивается буква Д .

  1. Птица № 6 — чёрный стриж

Формируемые процессы и умения. Предупреждение зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления.

Развитие пространственного воображения, устойчивости внимания, произвольности, программирования действий, самоконтроля, тренировка глазомера и тонких мышц кисти руки, развитие аналитико-синтетического мышления, навыка удержания программы, актуализация словаря обобщающих понятий и родовидовых соотношений по теме «Насекомые».

Графический диктант + упражнение для глаз. Просмотр презентации «Насекомые».

— Что происходит с насекомыми осенью? Отрабатывается словарь по теме «Насекомые». Загадка, совмещённая с упражнением для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) И вдруг проснулся, (поморгать глазами) Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (руки в стороны — выдох) Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). (бабочка) Затем проводится графический диктант — Бабочка (В. Т. Голубь «Графические диктанты» с. 85, рис. 88). После выполнения задания на доску вывешивается буква Ц .

  1. Птица № 7 — малиновка

Формируемые процессы и умения. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Игра с перебрасыванием мяча «Что лишнее?» Выбери лишнее слово и объясни, почему ты так считаешь? Сентябрь, декабрь, ноябрь, октябрь. Дуб, берёза, ель, осина. Лось, белка, ёжик, журавль. Грач, ласточка, воробей, скворец. Подберёзовик, подосиновик, поганка, опёнок. Сыроежка, свёкла, картофель, капуста.

После выполнения задания на доску вывешивается буква Ы .

  1. Птица № 8 — кобчик

Формируемые процессы и умения. Развитие фразовой речи, расширение словаря, обучение построению развернутой лексико-грамматической конструкции, тренировка вербальной памяти.

Игра «Паровозик». Логопед предлагает слово ОСЕНЬЮ, дети продолжают добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-либо из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает игрок, который закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

После выполнения задания на доску вывешивается !

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 минут

Формируемые процессы и умения. Развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Формирование способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться.

— Вот и подошло к концу наше занятие. Осень — удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идёт от деревьев, от кустов и от цветов. И мы с вами должны беречь наше богатство — природу. Ведь мы — тоже частичка природы.

Посмотрите на доску. У нас получилось слово МОЛОДЦЫ! Так птицы оценили вашу работу на занятии. — Что нового, интересного, полезного для себя узнали? Что вызвало затруднения? Что особенно понравилось и получилось на занятии? Стали ли вы на ещё одну ступеньку умнее и грамотнее? Какое настроение у вас после занятия? Спасибо ребята, вы хорошо работали на занятии.

Литература:

  1. Голубь В. Т. Графические диктанты. — М., 2009.
  2. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. — М., 2018.
  3. Ковалько В. И. Школа физминуток. — М., 2013.
  4. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. — СПб., 2009.
  5. Трясорукова Т. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Пальчиковый фитнес. — Ростов/Д., 2021.
Задать вопрос