Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 04.04.2023

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Будников, С. В. Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении / С. В. Будников. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8250/ (дата обращения: 06.05.2024).



Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит не только от самого обучающегося, но и от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь, как правило, осуществляется через систему профориентационных мероприятий в старших классах в общеобразовательных учреждениях [1].

Согласно Н. С. Пряжникову, главная (идеальная) цель профессионального самоопределения  постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [2, с. 43].

Н. С. Пряжников выделяет следующие направления помощи в профессиональном самоопределении: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.

Э. Ф. Зеер утверждает, что «одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни» [3, с. 104].

Результатом психологического сопровождения профессионального становления должно стать: профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности [3].

Согласно Е. А. Климову, социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду [4]. Под профессионально-ролевой адаптацией понимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами.

Целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [4].

Для реализации существующих целей и задач профессионального самоопределения старших школьников, используются основные направления работы психолога: диагностика, консультирование, просвещение и коррекционно-развивающая работа.

1. Диагностика.

Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, склонности, способности, потребности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Основные методы диагностики личности школьника: наблюдение, тесты (тест-опросники, тест-задания, проективные тесты); беседы, интервью; анализ документов, результатов деятельности, практических действий учащихся в школе; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования [2, с. 82–84].

Для увеличения эффективности оказания помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении следует использовать несколько методов одновременно.

Также существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных характеристик профессий  аналитическое профессиографирование. Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов и т. п. [6].

Примеры диагностических методик, помогающих в профессиональном самоопределении:

—Карта интересов А. Е. Голомштока . Позволяет выявить круг интересов учащегося к различным сферам деятельности, а также степень их выраженности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова . Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) старшеклассника к определенным типам профессий.

Опросник Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности. Позволяет определить профессиональную среду, подходящую под характеристики личности.

2. Просвещение.

Несмотря на то, что просвещение задает слушателям пассивную позицию. Получение информации может изменять представление и мнение человека, расширяя его возможности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогают им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии.

К методам просвещения относятся: профессиограммы (краткие описания профессий); экскурсии школьников на предприятия и учебные заведения; встречи со специалистами различных профессий; лекции о путях решения проблем самоопределения; учебные фильмы; различные «Ярмарки профессий».

В рамках работы по психопросвещению психолог знакомит учащихся с миром профессий, информирует о профессионально важных качествах и требованиях, предъявляемых профессией к человеку, об профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда, о днях открытых дверей и т. п. Кроме того, могут проводиться мероприятия с родителями старшеклассников, например, родительское собрание на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию».

3. Консультирование.

Профориентационное консультирование направлено на решение вопросов профессионального самоопределения старшеклассников: выбор профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, карьерные перспективы, возможные места работы специалистов выбранной области и др.

«При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.» [4, c. 113]. Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей.

4. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа направлена на исправление нарушений развития и поведения, а также на развитие личности ребенка. Такая работа помогает сориентироваться учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии [7].

Методы коррекционно-развивающей работы: методы индивидуальной и групповой психотерапии; проведение тренингов личностного роста; профориентационные игры; тренинги общения [2, с. 84–86].

Таким образом, содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении включает следующие направления:

  1. Диагностика, направленная на изучение имеющихся характеристик  ценностей, направленности, склонностей, способностей, мотивов, темперамента, препятствий для профессионального самоопределения школьника. В качестве основных методов используются: наблюдения, тесты, беседы, интервью, анализ жизнедеятельности.
  2. Просвещение, направленное на ознакомление школьника с миром профессий, расширения его знаний о нем, своих возможностей в нем. Основные методы просвещения: лекции, буклеты, фильмы, базы профессий, экскурсии, встречи со специалистами.
  3. Консультирование вариативно и может включать в себя другие направления работы психолога, подбирается в соответствии с запросом клиента или целевой группы. Основные методы: беседы, тесты, лекции, базы данных профессий, помощь в принятии решения.
  4. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие личности подростка, разрешение внутренних конфликтов, мешающих профессиональному самоопределению. Основные методы: беседа, лекции, психотерапия, профориентационные игры, проведение тренингов.

Литература:

  1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  2. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2007. — 501 с.
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
  4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2010. — 304 с.
  5. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Юрайт-Издат, 2012–425 с.
  6. Чистякова, С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов. — М.: Новая школа, 2004. — 311 с.
Задать вопрос